Дебиторская задолженность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:16, дипломная работа

Краткое описание

Многие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия в нынешних условиях экономического развития нуждаются в тщательном контроле и анализе. Одним из основных показателей является дебиторская и кредиторская задолженность. Кредиторской называют задолженность данного предприятия перед другими организациями, работниками и лицами, которые называют кредиторами. Кредиторской может быть признана любая задолженность предприятия перед юридическими и физическими (по оплате труда, по авансам, полученным в счет будущих поставок товаров, штрафам и пеням, оплате приобретенных товаров, работ, услуг, налогам и т.д.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 7
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности 7
1.2 Нормативное регулирование учета дебиторской и кредиторской задолженности 11
1.3 Отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности организаций 14
1.4 Основные подходы к управлению дебиторской задолженностью 17
2.1 Характеристика организации. Направления деятельности 22
2.2 Учет расчетов с покупателями и поставщиками 30
2.3 Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами 37
2.4 Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами 44
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СЕВЕРНОМ ОЦОР ЦЕНТР КОРПОРАТИВНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ «ЖЕЛДОРУЧЕТ»– ФИЛИАЛА ОАО «РЖД» 54
3.1 Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности 54
3.2 Анализ показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности 59
3.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности 63
3.4 Направления совершенствования учета и управления дебиторской и кредиторской задолженностью 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

53390 доработана.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

Все перечисленные  выше документы являются первичными документами при формировании дебиторской задолженности в Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД». Они имеют юридическую силу, поэтому должны оформляться правильно и грамотно.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к учету материальных ценностей (работ, услуг) в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат.

При принятии материальных ценностей (работ, услуг) к учету  сумма НДС, указанная в расчетных документах поставщика, не включается в стоимость их приобретения и отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Погашение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Оформление  расчётных операций сопровождается рядом документов. Перечислим основные этапы и сопроводительные документы:

1. заключение  договора на поставку товара (оказание  услуг);

2. выписка товарной  накладной (составление акта);

3. выписка счёта  – фактуры;

4. оплата за  товар (услуги) наличным или безналичным  путём (учет отражен в ПРИЛОЖЕНИИ 8);

5. отражение  поступления материалов в товарном  отчёте.

В соответствии с ГК РФ сделки между юридическими лицами должны заключаться в простой  письменной форме, для этого заключается  договор купли-продажи.

Сев ОЦОР ОАО «РЖД» заключило договор № 418 от 12.07.2011 г. с ООО «Капитал» г. Калининград на поставку товара (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). По условиям договора покупатель обязан оплатить каждую партию товара по ценам, в сроки и в порядке указанном в договоре. Все расходы, пошлины и сборы, связанные с транспортировкой или доставкой товара до станции назначения покупателя не включаются в цену товара и оплачиваются покупателем дополнительно. Расчёты производятся между сторонами путём безналичных перечислений денежных средств, платёжными поручениями, на расчётный счёт, указанный в договоре. В договоре указаны реквизиты сторон. Документ подписан руководителями организаций и скреплён печатью.

Таким образом, договор поставки можно считать  заключённым.

Поставщиком ООО «Капитал» выставлен счёт № 1416 от 29.07.2011 Сев ОЦОР ОАО «РЖД» г. Ярославль для предварительной оплаты за мебель производства Италия на сумму 278800,00 руб. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) Предприятие Сев ОЦОР ОАО «РЖД» для расчётов с поставщиками использует платёжные поручения, коммунальные услуги оплачиваются платёжными требованиями.

Счёт оплачен  платёжным поручением № 215 от 15.08.2011.(ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

Согласно договору, Сев ОЦОР ОАО «РЖД» приобрело у ООО«Капитал» мебель производства Италия на сумму 278800,00 руб. Отпуск и получение товара подтверждается отметкой в товарной накладной. ООО «Капитал» выписана накладная № 1416 от 11.09.2011 (форма ТОРГ-12) (ПРИЛОЖЕНИЕ 12). Товар доставлен в офис компании.

Наряду с  документами, подтверждающими выполнение обязательств по сделке, предприятие  должно оформить счёт-фактуру. Счета-фактуры от поставщиков (подрядчиков) регистрируют в книге покупок [2, 6].

Поставщиком ООО «Капитал» выставлен счёт-фактура № 1416 от 11.09.2011 на сумму 278800,00 руб. (в т.ч. НДС 42528,81 руб.). В графе 10, 11 счёта фактуры указаны страна происхождения товара и номер таможенной декларации. (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

На основании  полученного счёта фактуры Сев  ОЦОР ОАО «РЖД» принимает к вычету НДС, уплаченный поставщику товара (работ, услуг).

По окончании  отчётного месяца ответственное  лицо составляет товарный отчёт в двух экземплярах. В отчёте отражаются остатки и движение товаров в количественном выражении, с указанием оснований, номеров и дат приходных и расходных документов, а также показатели «Расход» и «Остаток на конец месяца» в продажных ценах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

Товарный отчёт  с приходными и расходными товарными  и денежными документами предоставляется  в бухгалтерию до 5 числа месяца, следующего за отчётным. При обнаружении  ошибок в отчёте бухгалтер вносит соответствующие исправления в  оба экземпляра отчёта. Материально ответственное лицо знакомится с исправлениями и при согласии с ними подтверждает его своей подписью с указанием исправленной суммы остатка товаров. Бухгалтер проверяет правильность оформления первичных документов, соответствие данных в накладных, данным, указанным в товарном отчёте.

После занесения  данных товарного отчёта и выписки  банка в бухгалтерскую программу, формируется кредиторская и дебиторская  задолженность.

Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствии с рабочим планом счетов организации.

В Сев ОЦОР ОАО «РЖД» к счету 60 открыты субсчета:

– 60.1 – Расчёты  с поставщиками и подрядчиками (в  рублях)

– 60.2 – Расчёты  по авансам выданным (в рублях)

Бухгалтерские записи по приведённой операции представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Бухгалтерские записи поступления товара по предоплате

Первичный документ. Хозяйственная операция.

Корреспонденция счетов

Сумма

Регистры учета

Дебет

Кредит

Выписка банка. Платёжное поручение № 215 от 15.08.2011.

Оплачен счёт ООО «Капитал»

№ 1416 от 29.07.2011.

60.2

«Авансы»

51

«Расчётный счёт»

 

278800-00

ж-о№2, ж-о№6, книга  учета хозопераций

Товарная накладная  № 1416 от 11.09.2011.

Товар оприходован  на склад.

10

«Материалы»

60.1

«Расчёты с поставщиками»

 

236271-19

ж-о№6, ж-о№1

книга учета  хозопераций

Счёт фактура  № 1416 от 11.09.2011.

Выделен НДС

19.3

«НДС»

60.1

«Расчёты с поставщиками»

 

42528-81

ж-о№6

книга учета  хозопераций

Зачтён аванс 

60.1

«Расчёты с поставщиками»

60.2 «Авансы»

 

278800-00

ж-о№6

книга учета  хозопераций

Принят к  зачёту НДС

68

«НДС»

19.3

«НДС»

42528-81

ж-о№10

книга учета  хозопераций


 

Рассмотрим  особые случаи поступления товара от поставщиков.

Сведения о расчётах с  поставщиками находят отражение  в оборотно -сальдовой ведомости по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе контрагентов.

Перед проведением инвентаризации расчётов с кредиторами, Сев ОЦОР ОАО «РЖД» направляет поставщикам и подрядчикам акт сверки. На основании полученных актов сверки бухгалтер заполняет Акт инвентаризации расчётов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ф. № ИНВ-17.

Для осуществления расчётов с поставщиками необходимо соблюдение правил заполнения первичных документов; порядка расчётов за товар, порядка расчётов с поставщиками по неотфактурованным поставкам, по претензиям.

    1. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

 

Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и  отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» применяет общую систему налогообложения и является плательщиком следующих налогов:

1. Налог на добавленную  стоимость (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68–04 «Налог на добавленную стоимость»). Налоговая база по НДС при реализации товаров, работ и услуг определяется как стоимость этих товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых согласно ст. 40 НК. При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок, налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты. Момент определения налоговой базы по НДС в соответствии со ст. 167 НК является наиболее ранняя из дат:  день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» не пользуется правом освобождения от налогообложения операций. В организации применяется ставка 18% в соответствии со ст. 164 НК РФ. Перечень должностных лиц, уполномоченных подписывать счета–фактуры, утверждается приказом директора организации.

2. Налог на прибыль  (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68–1 «Налог на прибыль»). Северный ОЦОР Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиала ОАО «РЖД» исчисляет авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению (п. 2 ст. 286 НК РФ). Ставка налога на прибыль – 20%., из которых 2% – в федеральный бюджет, 18% – в бюджет субъекта Российской Федерации. Для определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение организации, и сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений, применяются следующие показатели (ст. 288 НК РФ): среднесписочная численность работников и остаточная стоимость амортизируемого имущества. Доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль формируются  по методу начисления.

3. Налог на имущество  (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68–06 «Налог на имущество»). Ставка налога на имущество – 2,2%. Налог (авансовые платежи по налогу) уплачивается в бюджет по г. Ярославлю с учетом обособленных подразделений (ст. 384 НК РФ). По объектам недвижимого имущества, находящимся вне местонахождения организации уплачивать налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего муниципального образования (субъекта), на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества (ст. 385 НК РФ).

4. Налог на доходы физических  лиц (счет 68 «Расчет по налогам и сборам», субсчет 68–02 «Налог на доходы физических лиц»). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) исчисляется в процентах (13%) от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Начисление НДФЛ производится по месту нахождения головного офиса в г. Ярославле, а суммы налога перечисляются головным офисом в бюджеты по месту нахождения филиалов.

5. Транспортный  налог (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68–12»Транспортный налог»). Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Данные по объектам налогообложения перед составлением расчета по транспортному налогу сверяются с данными ПТС автотранспортного средства. Уплата налога производится по месту нахождения транспортных средств и в сроки, установленные Законом  Ярославской области от 10.11.2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Ярославской области»  и законами иных субъектов РФ, на территории которых зарегистрированы транспортные средства. Корреспонденция счетов при учете расчетов с бюджетом представлена в таблице 4:

Таблица 4

Бухгалтерские записи по учету расчетов бюджетом

Содержание  хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1. начисление  НДС

68–04

90–3

2. зачет суммы  входящего НДС по приобретенным  ценностям, работам, услугам

19

68–04

3. начисление  налога на прибыль

68–01

99

4. начисление  налога на имущество

91–1

68–06

5. начисление  НДФЛ

70

68–02

6. начисление  транспортного налога

91–1

68–12

7. перечисление налогов в бюджет с расчетного счета

68

51


 

Кредитовое  сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» показывает сумму налогов, начисленных, но не уплаченных организацией. Дебетовое сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» показывает дебиторскую задолженность –  сумму переплаты налогов в бюджет.

Информация о работе Дебиторская задолженность