Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:14, дипломная работа
Целью данной выпускной работы является ответить на вопрос, почему необходимо исполнение бюджета в Республике Таджикистан, что оно собой представляет и как его можно совершенствовать в дальнейшем.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формирование и функционирование Центрального
казначейства Республики Таджикистан…………………………………..6
Теоретические основы становления системы
Казначейства в Республике Таджикистане……………………………….6
Необходимость создания Центрального казначейства.
Структура, задачи и функции Центрального казначейства………….13
ГЛАВА 2. Организация казначейской системы исполнения
бюджета……………………………………………………………………....30
Центральное казначейство и
процесс исполнения бюджета………………………………………….30
Казначейская система исполнения
бюджета по доходам………………………………………………….35
Казначейская система исполнения
бюджета по расходам…………………………………………………47
ГЛАВА 3. Совершенствование казначейской системы исполнения
бюджета……………………………………………………………………...…73
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе Центрального
казначейства…………………………………………………………………...73
Недостатки в деятельности казначейства и их устранение……….85
Заключение………………………………………………………......................93
Список сокращений…………………………………………………………….95
Список литературы…………………………………………………………….96
Приложения…..…………..…………………………………………………….98
Теперь рассмотрим функции, выполняемые Государственным Казначейством США.
Казначейство США было учреждено в 1789 году. В то время оно лишь регистрировало доходы и расходы, а также осуществляло кассовое обслуживание федерального бюджета. Сегодня, кроме этих функций, также выполняемых Казначейством Франции, а также и органами Центрального казначейства Республики Таджикистан, на Казначейство США возложено множество других функций.29
Государственное Казначейство в США, как во Франции, осуществляет управление государственным долгом, выпуская в обращение три крупные категории обязательств Казначейства США: рыночные ценные бумаги, нерыночные ценные бумаги и специальные выпуски.
Наиболее распространенный тип рыночных ценных бумаг - казначейский вексель, имеющий срок погашения 91 день. Хотя Казначейство также регулярно выпускает шестимесячные и годовые векселя, иногда выпускаются и векселя со сроками, меньшими, чем 91 день. Еженедельно распродаются трех- и шестимесячные векселя и ежемесячно идут продажи новых годовых векселей. С 1970 года минимальный номинал векселя равен 10000 долларов. В сентябре 1986 года за 33 выпуска в обращение вышло векселей с различными сроками погашения на 410 млрд. долларов. Федеральный Резервный банк Нью-Йорка продает казначейские векселя по понедельникам, каждую неделю.
Основными типами нерыночных ценных бумаг правительства США, выпускаемых Казначейством, являются сберегательные облигации, иностранные правительственные серии и серии местных органов власти и правительств штатов. Продажу и погашение сберегательных облигаций проводят для Казначейства коммерческие банки, корпорации, сберегательные учреждения и почтовые конторы.
В последние годы Государственное Казначейство США начало продавать свои ценные бумаги в форме книжной записи, то есть сохраняя запись о сделке, вместо того, чтобы выдавать сертификаты. Отмена бумажных сертификатов уменьшает издержки Казначейства на их печать и упраздняет проблему подделок.
Общее количество платежных средств Государственного Казначейства США состоит главным образом из монет, небольшого числа банкнот США и некоторого количества иных бумажных денег в процессе их изъятия из обращения. Монеты, в настоящее время (как и во Франции) - это единственный вид платежных средств Государственного Казначейства, выпускаемый в обращение. Прибыль, полученная Казначейством от чеканки монет является важным источником дохода и направляется на нужды федерального правительства.
Казначейство США хранит золотой запас в местечке Форт - Нокс, штат Кентукки. Золотой запас Казначейства оценивается исходя из установленной цены: 42 доллара 22 цента за одну тройскую унцию. До 1971 года государственное Казначейство США производило куплю - продажу золота по цене 35 долларов за одну тройскую унцию. В 1971 году было объявлено, что Казначейство США прекращает операции подобного рода. С тех пор величина золотого запаса практически неизменна. Последние изменения официальной цены золота отмечались в период с 1974 - 76 г.г., когда Казначейство США было вынуждено продавать с аукциона золотые слитки как гражданам США, так и иностранным представителям, фирмам и банкам, изо всех сил стараясь поддержать на фиксированном уровне обменный курс доллара относительно валют ряда других государств.
Кроме этого, Государственное Казначейство США играет ведущую роль в определении характера действий и времени валютных интервенций, которые воплощаются в жизнь Федеральной Резервной Системой. Для проведения валютных интервенций на внешних валютных рынках с целью оказания воздействия на обменный курс доллара или обеспечивая какое-либо иное государство необходимым количеством нужной ему валюты для покрытия дефицита внешнеторгового баланса, Государственное Казначейство США обычно прибегает к продаже специальных прав заимствования (СДР) и иностранной валюты.
Государственное Казначейство США приобретает СДР через Международный Валютный Фонд, а также посредством разнообразных операций на внешних валютных рынках на межправительственном уровне. Получив в свое распоряжение СДР, Казначейство США вправе выпустить соответствующие сертификаты и поместить их в Федеральные Резервные банки. Обычно Казначейство США выпускает несколько меньшее количество сертификатов СДР, чем позволяет имеющаяся возможность. Расчеты и операции по ним между Федеральными Резервными банками и Казначейством США принимают форму книжной записи.
Таким образом, Казначейство США является организацией, которая осуществляет валютное регулирование и проводит гибкую денежно - кредитную политику, может оказывать посредством своих операций с казначейскими векселями влияние на ставку банковского процента, оказывает воздействие на банковские резервы. В трудные времена, когда резервы уменьшаются,. Казначейство может облегчить положение, увеличивая размеры государственных депозитов, приобретая государственные облигации. Все это свидетельствует о том, что Государственное Казначейство США - важное звено в финансовой системе США.
На фоне Франции и США, Казначейство Республики Таджикистан выглядит довольно бледно. Но необходимо помнить и о том, что его создание началось только 11 лет назад. Можно выразить надежду, что и в нашей стране Казначейство, после принятия соответствующих законодательных актов, получит большую самостоятельность в принятии решений и станет не только государственным органом, выполняющим указания Правительства, но и органом, принимающим участие, а также разрабатывающим самостоятельно мероприятия по проведению финансовой политики (в том числе в валютной сфере - как в США, в сфере предоставления кредитов предприятиям перспективных отраслей промышленности - как во Франции, а также в сфере отношений с международными финансовыми организациями и управления золотым запасом страны), направленной на повышение благосостояния Республики Таджикистан.
Правительство Республики
Таджикистан уделяло и уделяет
Можно сказать, что 2005 год стал ключевым в реформировании системы управления государственными финансами. В этот год было подписано Постановление Правительства Таджикистан от 02 февраля 2005 года «Об итогах социально-экономического развития Республики Таджикистан в 2004 году и задачах на 2005 год».30 В данном Постановлении, с целью повышения эффективного бюджетного управления и кассового контроля, до 1 сентября 2005 года, предписывалось создание и полное введение в действие отдела кассового управления и усиление связи Центрального казначейства с его региональными отделениями.
Во исполнение данного Постановления, Министерство финансов Республики Таджикистан неоднократно проводило переговоры с международными финансовыми институтами, в том числе и МВФ, по вопросам разработки стратегии управления государственными финансами, поисками доноров, подготовки и старта Проекта системы управления государственными финансами. Параллельно, Министерство финансов Республики Таджикистан самостоятельно начало процесс реформирования и в рамках данных мероприятий в июле 2005 года утвердило новую структуру Главного Управления Центрального казначейства, в которой появился Отдел управления кассового исполнения Департамента Центрального Казначейства МФ РТ.
На тот момент, Министерство финансов Республики Таджикистан поставило перед данным Отделом только одну задачу - перевод Центрального казначейства на систему электронных платежей. Во исполнение данного задания, сотрудниками данного отдела был изучен опыт Российской Федерации, Республики Молдова и Республики Казахстан. С Федеральным казначейством России был заключен договор о сотрудничестве, в рамках которого детально изучался их метод. Было организовано несколько видеоконференций с представителями Казначейства Республики Молдова. Параллельно разрабатывались методологические и инструктивные материалы по управлению денежными средствами. Результатом всей работы явилось то, что 05 июня 2006 года, поставленная задача была выполнена, и Центральное казначейство осуществило переход на систему электронных платежей. С этого дня в Национальном банке Таджикистана были закрыты расчетные счета в национальной валюте и остатки средств были переведены на расчетные счета, открытые в Главном Управлении Центрального казначейства МФ РТ. После выполнения данной задачи, перед Министерством финансов Республики Таджикистан остро встал вопрос об управлении денежными средствами и кассовых потоках. Как результат, приказом Министерства финансов Республики Таджикистан за № 4 от 19 января 2007 года была утверждена новая структура Главного Управления Центрального казначейства, где Отдел управления кассового исполнения Департамента Центрального Казначейства МФ РТ был переименован в Отдел управления банковскими операциями, а Отдел координации, финансирования и учета расходов был переименован в Отдел управления кассового исполнения. К сожалению, данные структурные изменения ни к чему не привели, а только затормозили этот процесс. Скорее всего это можно отнести к ошибке. Тот отдел, который мог бы это сделать, отстранился от выполнения данной задачи и ограничил себя только банковскими операциями, а тот Отдел на который возложили данные функции, уже существовал, выполняя давно утвержденные задачи уровня центрального казначейства, и просто физически не мог выполнять новых более прогрессивных задач, которые на него возлагались, так как эти задачи должны были охватить казначейскую систему по всей стране. В доказательство можно привести тот факт, что в Положение данного отдела не внесено никаких дополнительных функций, связанных с управлением денежных средств и кассовых потоков, а из Положения отдела управления банковскими операциями были исключены все уже наработанные функции, связанные с данными задачами.
Скорее всего, это временная задержка и все эти проблемы будут разрешены, так как в 2006 году, Министерство финансов Республики Таджикистан приняло решение о подготовке Проекта модернизации системы управления государственными финансами. В январе 2007 года Министерство финансов Республики Таджикистан получило грант Японского Правительства на подготовку Проекта модернизации управления государственными финансами. В настоящее время идет активная подготовка ПМСУГФ и планируется начать его в январе 2009 года. В рамках подготовки, представители Министерства финансов Республики Таджикистан участвовали в пленарном заседании Сообщества Казначеев, на котором были представлены презентации казначейских систем 16 стран, которые осуществляются реформирование казначейских систем. Данное мероприятие было организовано под эгидой PEMPAL и основной целью данного заседания был обмен опыта. Хочется отметить, что на сегодняшний день, самое лучшее решение было представлено тремя государствами – Грузией, Молдовой и Россией.
При подготовке Проекта модернизации системы управления государственными финансами Таджикистана сделан акцент именно на опыт данных государств, но с учетом национальных особенностей Республики Таджикистан.
В Приложении № 11 можно увидеть стадии реализации Проектов модернизации системы управления государственными финансами в данных 16 стран.
3.2. Недостатки в деятельности казначейства и их устранение
Того, кто говорит, что в деятельности казначейства, даже самого развитого государства, не существует проблем, можно назвать утопистом. Даже в самых развитых странах, имеющих самые современные казначейские системы, существуют недостатки, которые требуют к себе постоянного внимания и их разрешения. Причем к недостаткам можно отнести и тот факт, что некогда самые современные методы исполнения бюджета быстро устаревают, и требуется их модернизация или внедрение новых методов. Также необходимо учитывать и то, что на фоне существующих темпов развития информационных технологий, новейшие методы исполнения бюджета могут устаревать буквально за несколько лет. Республика Таджикистан не исключение и казначейская система нашей страны наиболее подвержена рискам увеличения количества недостатков из года в год, так как любая модернизация требует больших финансовых вложений, а в силу ограниченности нашего бюджета, выполнение модернизации становится практически невыполнимой задачей. Наверное, описание всех недостатков, существующих на сегодняшний день, можно было бы выделить в отдельную тему, но это другой вопрос, а мы остановимся на наиболее важных. 31
Информация о работе Бухгалтерский учет материально-производственных запасов