Аудит финансовых вложений и операций с ценными бумагами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут осуществлять отвлечение средств в виде финансовых вложений с целью получения дополнительного дохода – дивидендов, процентов и т.п. К финансовым вложениям относятся инвестиции в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность, а также займы, предоставленные другим экономическим субъектам и другие.
Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированны

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
1.1. История возникновения и развития аудита в России……………..6
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ…..9
1.3. Цели, задачи и источники информации аудита финансовых вложений и операций с ценными бумагами…………………………………………………...14
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ………………………………………………………………………..18
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «КАФ»……………………………………………………………………………18
2.2. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля …….19
2.3. Определение уровня существенности, аудиторского риска………………………………………………………………………………25
2.4. Разработка программы аудита ……………………………………..31
ГЛАВА 3.МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ………………….37
3.1. Источники и методы сбора аудиторских доказательств……………….37
3.2.Процедуры по существу и их документирование……………………….41
3.3. Сообщение информации аудитора руководству аудируемой организации по результатам проверки……………………………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 517.00 Кб (Скачать)

1) Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» №307 ФЗ от 30.12.08;

2) Правила (стандарты) аудиторской деятельности;

3) Конкретные нормативные акты по отдельным областям аудита: общий аудит; банковский аудит, аудит страховых организаций; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

4) Внутрифирменные документы, необходимые для реализации положений законодательства и стандартов, раскрывающие технологию применения существующей нормативной базы. В эту же группу следует отнести разработку рекомендаций по организации и методике внутреннего аудита и внутреннего хозяйственного контроля. В настоящее время данный уровень практически не регулируется нормативными или методическими документами.[19]

Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься следующими видами услуг (предусмотренных п. 7 ст. 1 Закона об аудите[1]):

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и ИП, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизация бухгалтерского учета, внедрение информационных технологий;

7) оценочная деятельность;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Субъектами аудиторской деятельности являются аудиторские организации и аудиторы.

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в указанный реестр в течение трех месяцев с даты ее государственной регистрации, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. С 1 января 2011 года вводится новый порядок получения квалификационных аттестатов аудиторами. Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее 3 лет. Не менее 2 лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям, установленным ч. 1 ст. 11 Закона об аудите.

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию ч. 3 ст. 11 Закона об аудите.[1]

Закон об аудите устанавливает основные права и обязанности субъектов аудиторской деятельности. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Подробная регламентация аудиторской деятельности осуществляется стандартами, которые подразделяются на:

– федеральные стандарты аудиторской деятельности;

– стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ. Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль, которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.[2]

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности. Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

      независимость;

      честность;

      объективность;

      профессиональная компетентность и добросовестность;

      конфиденциальность;

      профессиональное поведение.

 

1.3. Цели, задачи и источники информации аудита финансовых вложений и операций с ценными бумагами

 

Основная цель аудита финансовых вложений - составить обоснованное мнение аудитора о достоверности и полноте информации о них в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого экономического субъекта. Чтобы достигнуть этой цели аудитор должен ответить на следующие вопросы:

1) Насколько полно и своевременно оформлены все необходи­мые документы по:

- оценке, учету и инвентаризации финансовых вложений;

-сохранности, выбытию (погашению) и реализации ценных
бумаг;

-учету результатов от финансовых вложений.

2) Соблюдены ли требования налогового законодательства.

Для того чтобы сформулировать объективное мнение о достоверности и законности операций, осуществленных на предприятии с финансовыми вложениями, правильности их оформления и отражения в бухгалтерском учете и отчетности аудиторы должны решить ряд задач:

1) Изучить состав финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров.

2) Подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерско­го учета финансовых вложений.

3) Установить правильность отражения в учете операций с финансовыми вложениями.

4) Подтвердить достоверность начисления, поступления и отражения в учете до­ходов по операциям с финансовыми вложениями.

5) Оценить качество инвентаризаций финансовых вложений.

6) Подтвердить правильность документального оформления вложений в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность.

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие:

- отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения;

- оформление документов с нарушением установленных требований;

- фиктивные документы и операции;

- исправления записей в документах без необходимых оснований;

- некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;

- отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с законодательством документов;

- несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бума­гами;

- неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг;

- несоблюдение тождественности данных регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности;

- отсутствие инвентаризации или проведение ее с нарушениями действующего законодательства;

- неисполнение требований законодательных и нормативных докумен­тов;

- несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений.

Информационная база, используемая аудитором при проверке операций с ценными бумагами, включает:

 документы, регулирующие бухгалтерский учет ценных бумаг;

 бухгалтерскую отчетность;

 приказ об учетной политике организации;

 регистры синтетического и аналитического учета ценных бумаг;

 первичные документы по отражению ценных бумаг.

По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться с:

-порядком признания доходов от финансовых вложений доходами от обычных видов деятельности (профессиональные участники рынка ценных бумаг) или операционными доходами;

-рабочим планом счетов, используемых для отражения ценных бумаг;

-применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых бухгалтерией организации;

-документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом ценных бумаг;

-перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции с ценными бумагами;

-формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета ценных бумаг.

В организациях, использующих единую журнально - ордерную форму учета, применяются журналы - ордера, в которых отражаются операции и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Перечень регистров, составленных организацией, утверждается приказом об учетной политике.

Информация о работе Аудит финансовых вложений и операций с ценными бумагами