Роли федерального бюджета в системе финансовых планов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Бюджет как экономическая категория 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 5
1.2. Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного бюджета. 10
ГЛАВА 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 г.г. 20
2.1. Общая характеристика Федерального бюджета 20
2.2. Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета 23
ГЛАВА 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета 43
3.1. Формирование и использование нефтегазовых доходов Федерального бюджета 43
3.2. Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета 45
Заключение. 48
Список использованных источников. 51

Файлы: 1 файл

Бюджетное право.docx

— 191.33 Кб (Скачать)

 

Налог на прибыль. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 595,48 млрд. руб., к 2010 ещё на 49,06 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году уменьшился в 0,3 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,2% - 3,09%.

Уменьшение  поступлений в основном связано  со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный  бюджет с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные  авансовые платежи (за исключением  платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.

Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы (см. Приложение 1.), видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но только с 2008 по 2009 год. Далее следует резкое уменьшение от 7,39% – 0,27%. Суммы поступлений уменьшаются. В 2008 году в размере 506,77 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,4 раза по отношению к 2008 году, составив 487,74 млрд.руб.

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые  на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 12,11% в 2008 году, в 2009 году составляет 17,25%. В 2010 году увеличивается на 2,15%.В 2010 году сумма показателя возрастает на 224,53 млрд. руб. по отношению к 2008 году.

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 1169,07 – 965,03 млрд. руб. на 204,04 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 13,89% увеличившись на 1,29% к 2008 году.

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2008 год составляет сумму 1637,52млрд. руб., на 2009 и 2010 год 974,83 млрд. руб. и 1104,46 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Т.к. результаты были подсчитаны самостоятельно, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Данный показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На 2008 год поступления составляют сумму в 33,68 млрд. руб., на 2010 год 56,96 млрд. руб. Сумма этого показателя в 2010 году возрастает на 23,28 млрд.руб. по отношению к 2008году.

Доходы от внешнеэкономической  деятельности. В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 3584,95 – 2750,30 млрд. руб. на 834,65 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составляет 39,52% увеличившись на 0,87% к 2008 году.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности. Сумма этого показателя составляет 150,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 133,33 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 263,87млрд.руб.

Платежи при пользовании природными ресурсами. Поступления платежей при пользовании природными ресурсами на 2008 год составляет сумму 111,77млрд. руб., на 2009 и 2010 год 59,66 млрд. руб. и 62,13млрд. руб. В 2009 году относительно 2008 года происходит снижение данного показателя на 52,11 млрд. руб. , в 2010 году идет небольшое увеличение суммы на 2,47 млрд.руб.

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства. В динамике этого показателя, видно, что сумма этого показателя в 2010 году увеличивается от 114,03 – 123,26 млрд. руб. относительно 2008 года. Удельный вес этого показателя растет, к 2010 году составляя 1,77% увеличившись на 0,54% к 2008 году.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Суммы поступлений уменьшаются. В 2008 году в размере 22,12 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,7 раза по отношению к 2008 году, составив 16,06 млрд.руб. Удельный вес этого показателя в 2010 году уменьшается на 0,01% по отношению к 2008 году.

Административные платежи и  сборы. Сумма этого показателя составляет 4,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 0,72 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 5,26 млрд.руб.

штрафы, санкции, возмещение ущерба. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 2,88 млрд. руб., к 2010 ещё на 0,02 млрд. руб., что составит 5,32 млрд. руб. Удельный вес этого показателя практически не изменяется.

Прочие неналоговые доходы. Сумма доходов на 2008 год составляет 39,56 млрд. руб., на 2009 год на 16,58 млрд. руб. меньше, а в 2010 году уменьшается ещё на 10,96 млрд. руб.

Доходы бюджетов бюджетной системы  РФ от возврата остатков субсидии, субвенций  и иных межбюджетных трансфертов, имеющих  целевое назначение. Сумма данных доходов увеличивается, но только с 2008 по 2009 год от 6,24 млрд.руб. – 164,31 млрд.руб. . Далее следует резкое уменьшение до 0,72 млрд. руб.

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности увеличиваются от 0,02 млрд.руб. – 2,73 млрд.руб.Также идет увеличение удельного веса на 0,38%

Таким образом, за 2 года , 2008 по 2010 доходы Федерального бюджета уменьшились на 2325,94 млрд.руб.

Проведем  сравнительный анализ налогов, сборов, и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, а также доходов от внешнеэкономической деятельности Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона " о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов" и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения доходов.

Налог на добычу полезных ископаемых.

Эта статья в динамике уменьшается относительно 2008. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 651,34 млрд. руб., но к 2010 она растет на 120,84 млрд. руб., что составит 1074,15 млрд. руб.Удельный вес этого показателя снижается от 33,06%-32,9%.

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

В динамике этого показателя, мы видим, что сумма  этого показателя уменьшается от 1591,83 – 1059,20 млрд. руб. на 531,63 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя к 2010 году составляет 32,5% .

Нефть.

Данный  показатель уменьшается от 1492,99 – 971,03 млрд.руб. на 521,96 млрд.руб. Удельный вес  уменьшается незначительно, от 30,6%- 29,8%.

Газ горючий природный из всех видов  месторождений углеводородного  сырья.

Эта статья в динамике уменьшается на -11,07 млрд.руб. от 90,47 млрд.руб. – 79,40 млрд.руб.Удельный вес увеличившись на 0,58% составляет 2,44%.

 

 

 

Таблица 2.4. Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

Наименование 

2008

2009

2010

млрд.руб.

доля,%

млрд.руб.

доля,%

млрд.руб.

доля,%

Налог на добычу полезных ископаемых

1 604,65

33,06

953,31

33,06

1 074,15

32,9

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

1 591,83

32,8

942,79

32,7

1 059,20

32,5

Нефть

1 492,99

30,6

863,42

29,9

971,03

29,8

Газ горючий природный из всех видов  месторождений углеводородного  сырья

90,47

1,86

72,46

2,5

79,40

2,44

Газовый конденсат из всех видов  месторождений углеводородного  сырья

8,37

0,17

6,92

0,24

8,77

0,27

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов)

9,97

0,21

9,70

0,34

9,81

0,3

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в  исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ

2,85

0,06

0,82

0,03

5,14

0,16

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции

18,36

0,38

12,61

0,44

22,20

0,7

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный )

0,19

0,004

3,47

0,12

7,71

0,24

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного

18,16

0,37

9,14

0,32

14,50

0,44

Водный налог

13,02

0,27

8,60

0,3

7,80

0,24

Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

1,49

0,03

0,32

0,01

0,32

0,009

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

1,43

0,03

0,30

0,01

0,30

0,009

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

0,07

0,0014

0,02

0,001

0,02

0,001

Всего

4853,82

100

2883,88

100

3260,35

100


 

Таблица 2.5. Анализ динамики налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (относительно 2010 г.)

Наименование

Абсолютное  изменение

Относительное изменение

Темп  изменения

Характер  изменения

 

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Налог на добычу полезных ископаемых

503,5

120,84

0,669

1,127

-33,1

12,7

спад

рост

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

-532,63

116,4

0,665

1,123

-33,5

12,3

спад

рост

Нефть

-521,96

107,61

0,65

1,125

-35

12,46

спад

рост

Газ горючий природный из всех видов  месторождений углеводородного  сырья

-11,07

6,94

0,878

1,096

-12,24

9,58

спад

рост

Газовый конденсат из всех видов  месторождений углеводородного  сырья

0,4

1,85

1,048

1,267

4,78

26,7

рост

рост

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов)

-0,16

0,11

0,984

1,011

-1,6

1,13

спад 

рост

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в  исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ

2,29

4,32

1,8

6,3

80,3

526,8

рост

рост

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции

3,84

9,59

1,21

1,76

20,9

76

рост

Рост

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный )

7,52

4,24

40,58

2,22

3957,9

122,19

рост

Рост

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного

-3,66

5,36

0,798

1,586

-20,15

58,64

спад

Рост

Водный налог

-5,22

-0,8

0,599

0,906

-40,1

-9,3

спад

спад

Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

-1,17

0

0,215

1

-78,52

0

спад

 

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

-1,13

0

0,21

1

-79,02

0

спад

 

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

-0,05

0

0,286

1

-71,43

0

спад

 

Всего

-559,5

376,46

50,6

22,521

3659,22

849,2

-

-


 

 

Газовый конденсат из всех видов  месторождений углеводородного  сырья. Эта статья в динамике уменьшается относительно 2008. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 1,45 млрд. руб., но к 2010 она растет на 1,85 млрд. руб., что составит 8,77 млрд. руб.Удельный вес этого показателя увеличивается от 0,17%- 0,27%.

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) Данный показатель уменьшается на 0,16 млрд. руб. относительно 2008г. и составляя в 2010г. 9,81 млрд.руб.Удельный вес растет от 0,21%- 0,3%.

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в  исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ

Эта статья в динамике увеличивается  с 2,85млрд.руб. – 5,14 млрд.руб.Удельный вес  в 2010г. составляет 0,16% , что 0,1% больше, относительно 2008г.

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в 2010г. увеличиваются на 3,84 млрд.руб. относительно 2008г. и составляют 22,20млрд.руб. Удельный вес также увеличивается от 0,38% до 0,70%.

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного

Статья  данного показателя уменьшается  на 3,66 млрд.руб. составляя в 2010г. 14,50 млрд.руб. Удельный вес увеличивается, составляя 0,44%

Водный налог в 2010 году составляет 7,80 млрд.руб. Это на 5,22 млрд.руб. меньше, чем в 2008 году. Удельный вес меняется в 2008,2009,2010 г.г. соответственно 0,27%;0,3%;0,24%.

Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов в 2009 г. уменьшились на 1,17 млрд.руб. относительно 2008г. и остались неизменными в 2010г. составляя 0,32млрд.руб.Удельный вес составил в 2008,2009,2010 г.г. соответственно 0,03%;0,01%;0,01%.

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) в 2009 г. уменьшились на 1,13 млрд.руб. относительно 2008г. и остались неизменными в 2010г. составляя 0,30млрд.руб.Удельный вес составил в 2008,2009,2010 г.г. соответственно 0,03%;0,01%;0,01%.

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) в 2009 г. уменьшились на 0,05 млрд.руб. относительно 2008г. и остались неизменными в 2010г. составляя 0,02млрд.руб. Удельный вес составил в 2008,2009,2010 г.г. соответственно 0,0014%;0,001%;0,001%.

Таможенные пошлины в динамике уменьшаются на 800,5 млрд.руб. от 3484,87 –2684,38 млрд.руб.Удельный вес в 2008,2009,2010г.г. уменьшается соответственно 35,09%; 34,86%; 25,92%.

Ввозные таможенные пошлины в динамике 2008 – 2009 г.г. уменьшаются от 625,57 - 473,46 млрд.руб. , но затем с 2009 – 2010 г.г. растут на 43,05 млрд.руб. , составляя 516,51 млрд. руб. Удельный вес за весь период меняется соответственно 0,063% ; 7%; 4,99%.

Информация о работе Роли федерального бюджета в системе финансовых планов