Роли федерального бюджета в системе финансовых планов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Бюджет как экономическая категория 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 5
1.2. Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного бюджета. 10
ГЛАВА 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 г.г. 20
2.1. Общая характеристика Федерального бюджета 20
2.2. Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета 23
ГЛАВА 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета 43
3.1. Формирование и использование нефтегазовых доходов Федерального бюджета 43
3.2. Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета 45
Заключение. 48
Список использованных источников. 51

Файлы: 1 файл

Бюджетное право.docx

— 191.33 Кб (Скачать)

Постановлением  правительства от 21 апреля 2010 года приостанавливается действие актов по вопросам формирования и использования нефтегазовых доходов  федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния. Отныне Министерство финансов РФ вплоть до 1 февраля 2012 года не будет публиковать информацию об объемах и размещении средств  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, и до 1 января 2013 года - информацию о нефтегазовых доходах  бюджета, которые используются для  финансирования нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния.

До указанных  дат пополнения Резервного фонда  и ФНБ Минфин не ждет, а, значит, и  публиковать нечего. Но это отнюдь не первое утаивание информации министерством. Некоторое время назад Минфин уже прекратил публикацию данных о расходовании федерального бюджета  в постатейной разбивке. Мало того, что качество и доступность статистики снижается, это еще и прямое нарушение  Конституции РФ

Оба фонда  являются национальным достоянием России, и отказ правительства публиковать  сведения об их состоянии ничем не отличается от отказа банка сообщить клиенту о состоянии его счета. И если в гипотетическом случае с  банком сразу же возникают самые  плохие предположения, то с национальными  фондами вопрос еще более животрепещущий и актуальный. Недавно президент  упоминал в одном из своих выступлений фразу Никиты Хрущева - "Куда идут народные деньги?" Здесь тоже можно его процитировать. А ведь тогда речь шла всего только о проекте районного дома культуры, объекта по стоимости не сопоставимого с резервным фондом.

Не пойдет на пользу и искусственное создание властями атмосферы секретности. Уровень  доверия к правительству будет  падать, что станет закономерной реакцией на снижение доступности информации, которая к тому же касается эффективности  антикризисных госрасходов. Да и  зачем засекречивать сведения о  том, чего скоро не будет? Скорее всего, до 2012 года все средства фондов уйдут  на финансирование дефицита бюджета, который  будет только расти[15].

Публикация  хотя бы оценочных данных с периодичностью раз в квартал была бы намного  лучшим решением, считает эксперт. Если же говорить о среднесрочных последствиях принятого решения, то нельзя исключать  того, что к вопросу о заимствованиях придется вернуться уже ближайшее  время. "Тогда на рынках еще будет  свежа память о не совсем нормальном обращении с отчетностью правительства  Греции. И принятое сейчас решение  об отказе от публикации данных может  отразиться в более высоких ставках  по займам", - прогнозирует экономист.

    1. Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета

 

Доходы  бюджета России в 2010 году могут на 700 миллиардов рублей превысить ранее  запланированный уровень. Такое  заявление сделала заместитель  министра финансов страны Татьяна Нестеренко.

По словам Нестеренко, дополнительные доходы поступят в бюджет, в частности, в результате повышения прогнозной цены на нефть. В конце апреля Минэкономразвития  повысило прогноз по средней стоимости  барреля нефти марки Urals с 70 до 76 долларов.

Кроме того, замминистра финансов сообщила, что  дополнительный приток средств в  бюджет может быть получен за счет "нового прогноза перечисления прибыли  Центробанка в бюджет".

Согласно  бюджету России на текущий год, одобренному  правительством и президентом, доходы страны должны составить 6,95 триллиона  рублей, а расходы - 9,886 триллиона  рублей. Дефицит, как ожидается, составит 6,8 процента ВВП, или 2,937 триллиона рублей.

В середине мая министр финансов Алексей  Кудрин понизил прогноз по дефициту бюджета России до 5,4 процента ВВП. При  этом Кудрин отметил, что бюджет может  стать бездефицитным, если цены на российскую нефть установятся в районе 95 долларов за баррель[14].

В связи  с сокращением поступления в  федеральный бюджет нефтегазовых доходов  на фоне падения цен и объемов  экспорта природных ресурсов, а также  необходимостью привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет, направляемых на финансирование нефтегазового  дефицита федерального бюджета, законом, проект которого внесен правительством РФ, устанавливается в Бюджетном  кодексе норма о зачислении в  федеральный бюджет 100 проц доходов  от налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ в виде углеводородного сырья /за исключением газа горючего природного/.

Централизация в федеральном бюджете доходов  от уплаты НДПИ в виде углеводородного  сырья /нефти и газового конденсата/ приведет к увеличению доходов федерального бюджета следующим образом: в 2010 г- не менее чем на 46,5 млрд руб, в  2011 г - не менее чем на 50,9 млрд руб, в 2012 г - не менее чем на 55 млрд руб.

В целях  оптимизации доходов федерального бюджета приостанавливается с 1 января 2010 г до 1 февраля 2012 г направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на формирование соответствующих фондов.

В настоящее  время в Банке России размещаются  средства Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, а  во Внешэкономбанке - средства Фонда  национального благосостояния. В  соответствии с договорами с этими  банками, доходы от управления средствами Банк России перечисляет в федеральный  бюджет ежегодно, в размере, фиксируемом  по состоянию на 15 января года, следующего за годом размещения. Внешэкономбанк доходы от управления средствами перечисляет  в федеральный бюджет ежеквартально, в квартале, следующем за кварталом  размещения. Затем эти доходы направляются на формирование соответствующих Фондов.

В этой связи  действие норм Бюджетного кодекса, в  соответствии с которыми происходит направление доходов от управления средствами на формирование соответствующих  Фондов, приостанавливается с 1 января 2010 г до момента, следующего за поступлением доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми во Внешэкономбанке, за IV квартал 2011 г, а доходов от управления средствами Фондов, размещаемых в Банке России, за 2011 г.

Данные  меры, по оценке правительства, позволят увеличить доходы федерального бюджета  в 2010 г - на 77,9 млрд руб, в 2011 г - на 86,4 млрд руб, в 2012 г - на 25,6 млрд руб.

В целях  привлечения дополнительных доходов  в федеральный бюджет законом  предусмотрено в 2010-2012 гг увеличить  с 50 до 75 проц размер прибыли, перечисляемой  Банком России в федеральный бюджет, что позволит дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд. руб. ежегодно[13].

 

Заключение.

В результате изучения материалов данной курсовой работы, можно сделать следующие  выводы:

  • Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования;
  • Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
  • Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

- Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования  и использования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.

В системе финансов госбюджет  занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения  и перераспределения национального  дохода. Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. В системе  финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета  государство активно воздействует на формирование и использование  других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в  ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста  доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения  хозяйства.

Госбюджет тесно связан с  планом экономического и социального  развития страны, финансовыми планами  отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения  и страхования, балансом денежных доходов  и расходов населения, кредитным  и кассовым планами Центрального банка.

Доходы и расходы бюджета  планируются в зависимости от показателей экономического и социального  развития, как всей страны, так и  ее отдельных регионов. На основе финансов отрасли уточняются данные по налогам  с предприятий, объединений, организаций  по финансированию отраслей.

Государственный фонд по выплатам пенсий тесно связан с госбюджетом, а также с фондом социального  страхования.

Бюджетное финансирование имеет  целевой характер. При помощи бюджета  обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются  правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических  районов и регионов, отдельных  отраслей хозяйства.

 

Список использованных источников.

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.04.2006 N 63 ФЗ
  2. Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006
  3. Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
  4. Финансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. – 2000
  5. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2004.
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
  7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  8. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  9. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс. 2000.
  11. Бюджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.
  12. Финансы и кредит: Учеб. пособие. Ковалева А. – М.: Изд-во Финансы и статистика. 2003.
  13. Финансы и кредит. Шевчук В.А. – М.: Изд-во РИОР. 2004.
  14. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/ Под ред. Янина О.Е. – М.: 2005.
  15. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс.2002.
  16. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. Вахрин П.И. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
  17. Финансы, денежное обращение и кредит. Литовских А.М., Шевченко И.К.Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  18. Финансы. Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Изд-во Финансы и статистика. 2004.
  19. Экономическая теория: Учебник. Иохин В.Я. - М.: Юрист, 2000
  20. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2004.
  21. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
  22. www.minfin.ru/ru - официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.
  23. информация с сайтов электронных журналов: www.kommentarii.ru;  www.ach.gov.ru/ru; www.vremya.ru; www.saldo.ru.

Информация о работе Роли федерального бюджета в системе финансовых планов