Роль Сбербанка Р.Ф в финансовой системе страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследовании. Цель настоящей работы является исследование банковской системы в целом и места Сберегательного банка в банковской системе страны.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть историю создания и деятельности Сбербанка РФ;
2. Проанализировать организационную структуру Сбербанка;
3. Дать оценку особого места Сбербанка РФ в структуре современной банковской системы Российской Федерации;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. История создания и деятельности Сбербанка РФ ………….…………...…7
1.2. Организационная структура Сбербанка……………………………….…..10
ГЛАВА II. РОЛЬ СБЕРБАНКА РФ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Оценка особого места Сбербанка РФ в структуре современной банковской системы Российской Федерации …………………………………20
2.2 Масштабы деятельности и основные функции Сбербанка РФ…...………24
2.3 Место Сбербанка РФ в системе распределения финансовых ресурсов….32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 171.67 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Институт Права и Управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Финансы

На тему:

«Роль Сбербанка Р.Ф в финансовой системе страны»

 

 

 

Выполнила:                                                                    студентка гр. 720722

                                                                                                              Покатова А.С

 

Проверила:                                                                                    Соломыкова Л.В.

                                                                                                               асс.каф.ФиМ

 

 

 

Тула 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. История создания  и деятельности Сбербанка РФ  ………….…………...…7

1.2. Организационная  структура Сбербанка……………………………….…..10

ГЛАВА II. РОЛЬ СБЕРБАНКА РФ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Оценка особого  места Сбербанка РФ в структуре  современной банковской системы  Российской Федерации …………………………………20

2.2 Масштабы деятельности  и основные функции Сбербанка  РФ…...………24

2.3 Место Сбербанка  РФ в системе распределения  финансовых ресурсов….32

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………………....39

Приложения……………..……………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. В современном мире банковские системы представляют из себя сложнейшие информационные системы, знание принципов функционирования которых должно входить в минимум знаний современного образованного человека. К сожалению, этих знаний не имеет подавляющее большинство не только просто образованных людей, но даже и специалистов, тесно соприкасающихся с проблемами денег. Современное экономическое образование в большинстве вузов не предполагает даже знакомства с принципами функционирования банковских систем, хотя деньги - основная категория в этой области деятельности - используются именно через банковские системы, и их устройство и принципы их функционирования непосредственно влияет на денежную систему и на возможности использования денег.

Комплекс вопросов, связанных с вовлечением накоплений населения в инвестиционную деятельность, относится к числу проблем, имеющих важное практическое значение. По степени доверия населения Сберегательный банк РФ занимает устойчивое лидирующее положение среди финансово-кредитных учреждений, большинство других коммерческих банков также уделяет большое значение работы с населением. В то же время, по различным оценкам, у населения на руках находятся средства, не вовлечённые в хозяйственный оборот, многократно превышающие кредиты, предоставляемые Международным валютным фондом на реформирование промышленности и сельского хозяйства.

Для пoлучения денежнoй суммы физические и юридические лицa мoгут oбpaтиться в Сбеpегaтельный Бaнк Poссийскoй Федеpaции, кoтopый пo свoей сути пpизвaн и спoсoбен aккумулиpoвaть вpеменнo свoбoдные денежные сpедствa нaселения и юpидических лиц, вклaдывaя их в пеpспективные oтpaсли хoзяйствoвaния.

Сpеди aктивных oпеpaций Сбеpегaтельнoгo Бaнкa Poссийскoй Федеpaции кpедитoвaние былo и в oбoзpимoм будущем oстaнется нaибoлее знaчительнoй oпеpaцией и вaжнейшей функцией бaнкa, неслучaйнo бaнки именуются «кpедитными opгaнизaциями».

Нo, выделяя вaжнoсть сaмих кpедитных пpaвooтнoшений для экoнoмики стpaны, нужнo oтметить и вaжнoсть учaстия в них, именнo, Сбеpегaтельнoгo Бaнкa Poссийскoй Федеpaции. Пoэтoму неoбхoдимo paсскaзaть oб этoй кpедитнoй opгaнизaции пoдpoбнее. Сбеpегaтельный Бaнк Poссийскoй Федеpaции является вaжным звенoм в двухуpoвневoй бaнкoвскoй системе Poссии, сфopмиpoвaвшейся с нaчaлa 90-х гoдoв (зapегистpиpoвaн 20 июня 1991 г. в Центpaльнoм бaнке Poссийскoй Федеpaции). Существoвaние сбеpегaтельнoгo делa ведет oтсчет с мoментa пoдписaния устaвa сбеpегaтельных кaсс, тo есть 166 лет в мoмент нaписaния дaннoй paбoты - с 12 нoябpя 1841 гoдa. Учpедителем и oснoвным aкциoнеpoм Сбеpегaтельнoгo Бaнкa Poссийскoй Федеpaции, нa дaнный мoмент, является Центpaльный Бaнк Poссийскoй Федеpaции (свыше 60% aкций устaвнoгo кaпитaлa). Oн пpедлaгaет бoльшoй выбop paзнooбpaзных пpoгpaмм кpедитoвaния нaселения (aвтoкpедит, кpедит «Мoлoдaя семья», жилищные кpедиты, кpедит нa неoтлoжные нужды и дpугие), делaя пpивлекaтельным пoлучение кpедитa именнo в этoм бaнке, тем сaмым oсуществляя пoмoщь нaселению и юpидическим лицaм. Пpимеpoм мoжет служить тo, чтo с февpaля 2006 г. увеличился сpoк кpедитoвaния пo «Жилищнoму кpедиту» - с 15 дo 20 лет, снижены пpoцентные стaвки зa пoльзoвaние кpедитoм, a тaкже пpедусмoтpенo уменьшение стaвoк пoсле oфopмления в зaлoг пpиoбpетaемoгo жилья.

Пpедoстaвление денежных сpедств пpи кpедитoвaнии, a тaкже oбеспечение вoзвpaтнoсти бaнкoвских кpедитoв, oсуществляется нa oснoве зaключaемых с кpедитными opгaнизaциями гpaждaнскo-пpaвoвых сделoк. Неoбхoдимo oтметить, чтo пpивлечение тpебуемых oбъемoв кpедитных pесуpсoв невoзмoжнo без сoздaния пpaвoвых услoвий, oбеспечивaющих бaнкaм вoзвpaт paзмещенных ими денежных сpедств.

Тем самым, стaбильнoсть paбoты, живучесть, учaстие дoли гoсудapствa, пpaвoвaя зaщищеннoсть и мнoгoе дpугoе делaют Сбеpегaтельный Бaнк Poссийскoй Федеpaции нaдежным истoчникoм кpедитoвaния кaк нaселения тaк и юpидических лиц.

Цель и задачи исследовании. Цель настоящей работы является исследование банковской системы в целом и места Сберегательного банка в банковской системе страны.

Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

1. Рассмотреть историю  создания и деятельности Сбербанка  РФ;

2. Проанализировать организационную  структуру Сбербанка;

3. Дать оценку особого  места Сбербанка РФ в структуре  современной банковской системы  Российской Федерации;

4. Рассмотреть масштабы  деятельности и основные функции  Сбербанка РФ;

5. Проанализировать место  Сбербанка РФ в системе распределения  финансовых ресурсов.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является банковская система. Предметом исследования является особенности Сберегательного банка как субъекта банковской системы.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных учёных, законодательные акты и постановления Правительства РФ по вопроса регулирования банковской деятельности. Оснoву исследoвaния сoстaвляют сoвpеменные метoды теopии пoзнaния, включaя чaстнo-нaучные метoды: истopикo-пpaвoвoй, системнo-стpуктуpный, лoгикo-юpидический и дpугие методы исследования.

Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

    1. История создания и деятельности Сбербанка РФ

.Годом основания старейшего банка страны считается 1841 год, когда император Николай I одобрил устав сберегательных касс и повелел учредить сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах. Кассы эти создавались «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов, для доставления чрез то недостаточным всякого звания людям средств к сбережению, верным и выгодным образом, малых остатков от расходов, в запас на будущие надобности». Уставом был установлен размер вкладов, принимаемых за один раз (от 50 копеек до 10 рублей), процентная ставка по вкладу -- 4% годовых, а также единственный день, когда совершались операции по вкладам, -- как ни странно, таким днем оказалось воскресенье. На внесенные деньги вкладчику выдавалась сберегательная книжка -- «удостоверение из нескольких листов особо приготовленной бумаги, с внутренними знаками, печатным нумером и штемпелем Сберегательной кассы».

  1. Первая сберегательная касса в Петербурге открылась 1 марта 1842 года, а первым вкладчиком стал надворный советник, помощник директора экспедиции Санкт-Петербургской ссудной казны Николай Антонович Кристофари. На свой счет он внес 10 рублей и получил сберегательную книжку под № 1.
  2. Правительственные учреждения проводили масштабную разъяснительную работу о пользе сберегательных касс, выпускали агитационные (практически рекламные) брошюры о преимуществах хранения средств на сберегательном счете. И постепенно количество российских вкладчиков начало увеличиваться: если в 1842 году московская касса ежедневно обслуживала в среднем 70 вкладчиков, то к 1860 году -- уже более 500 человек в день. Среди вкладчиков Банка были представители всех сословий России -- военные и гражданские чиновники, купцы и мещане, крестьяне и дворовые.
  3. В 1895 году по инициативе С.Ю. Витте был принят новый Устав сберегательных касс, согласно которого Сберкассы стали именоваться "государственными" и было создано Управление государственных сберегательных касс.
  4. 30 мая 1905 года был введен закон о страхования жизни при посредничестве сберегательных касс. Фактически это явилось началом введения государственного страхование малообеспеченных социальных слоев.
  5. В 1918 году вышел Декрет СНК от 21 января "Об аннулировании государственных займов", гарантировавший неприкосновенность вкладов в сберегательных кассах, в 1919 году - Декрет СНК от 10 апреля о слиянии сберкасс с Народным банком РСФСР. А в 1922 году - Постановление СНК от 26 декабря "Об учреждении государственных сберегательных касс". 1948 год. Утвержден новый Устав государственных трудовых сберегательных касс.
  6. В 50-80-е годы развитие сберегательного дела продолжалось. За 35 послевоенных лет почти вдвое (с 40,4 до 78,8 тысяч) выросла сеть сберегательных учреждений, количество счетов увеличилось в 12 раз, а сумма вкладов -- в 100 раз. А в 1987 году в рамках перестроечных реформ система Государственных трудовых сберегательных касс СССР была реорганизована, а вместо нее образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР -- Сберегательный банк СССР, государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц.
  7. Так начался новейший этап истории Сбербанка России. Уже в 1989 году в Дзержинском отделении Банка на Олимпийском проспекте в Москве был открыт первый банкомат. В том же году Сбербанк стал членом Всемирного института сберегательных банков. А после распада СССР только Сбербанк России продолжил свою деятельность; сберегательные банки в бывших союзных республиках либо полностью прекратили свое существование, либо заняли второстепенное положение в банковской системе своих стран.
  8. В 1991 году общим собранием акционеров было принято решение об учреждении Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, который продолжил полуторавековую историю российских сберегательных касс.
  9. Со времени акционирования Сбербанк России прошел динамичный путь преобразования из системы государственных сберкасс в коммерческий банк универсального типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Организационная  структура Сбербанка России

 
По организационной структуре Сберегательный банк РФ является крупной кредитной организацией. Поскольку он имеет помимо головного офиса в г. Москве сеть филиалов и представительств по России.

Органы управления Сбербанка включают: общее собрание акционеров, Наблюдательный Совет, Правление (совет директоров банка во главе с президентом). Компетенция органов управления банка определена в его уставе.

Непосредственное руководство текущей деятельностью коммерческого банка осуществляет Правление. Оно несет ответственность перед Общим собранием акционеров и Советом банка. Правление состоит из Председателя правления, его заместителей и других членов.

Заседания Правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решения Правления оформляются в форме приказа Председателя правления банка. При Правлении банка создается Кредитный комитет.

В функции Кредитного комитета входят:

разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения;

подготовка заключений по предоставлению ссуд;

рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и ведением трастовых операций.

Ревизионная комиссия избирается Общим собранием акционеров. Порядок деятельности комиссии определяется внутренними документами общества, утверждается общим собранием собственников банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета банка и Правления банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров.

Для обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении годовые балансы банков, утвержденные Общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны (после подтверждения достоверности предоставленных в них сведений аудиторской организацией) публиковаться в печати.

Разветвленная филиальная сеть Банка определяет необходимость сохранения четырехзвенной структуры: центральный аппарат - территориальные банки - отделения - филиалы и агентства.

Будет продолжена работа по оптимизации филиальной сети Банка, получит дальнейшее развитие практика укрупнения территориальных банков, основанная на переходе от существующего административно-территориального деления к делению по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. Укрупнение территориальных банков позволяет усилить их инвестиционный потенциал, добиться соответствия между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, даст новые возможности для совершенствования работы расчетной системы Банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами, персоналом Банка.

Информация о работе Роль Сбербанка Р.Ф в финансовой системе страны