Роль финансовой системы в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:05, реферат

Краткое описание

дним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие финансовой системы. 4
2. Финансовая система (структура финансов) РФ 6
3. Характеристика звеньев финансовой системы РФ 12
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

частовик.docx

— 37.73 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение 2

     1. Понятие финансовой системы. 4

     2. Финансовая система (структура финансов) РФ 6

     3. Характеристика звеньев финансовой системы РФ 12

     Заключение 16

     Список литературы 18 
 
 

 

     

Введение

     Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система  общества. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

     В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной  основе, регулировать отраслевую и  территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение  научно-технических достижений, удовлетворять  другие общественные потребности. Такие  потребности у хозяйствующих  субъектов и государства обусловливают  возникновение разнообразных видов  финансовых отношений. Финансовые отношения  складываются между государством, с  одной стороны, юридическими и физическими  лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой.

     При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Сгруппированные  по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Таким образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений, связанных с  ними денежных фондов и органов управления финансами.

     Надежная  финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой  предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система  является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции.

 

1. Понятие финансовой системы.

     Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

     Выделение форм финансовых отношений характеризует  относительное отделение отдельных  составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым  набором отдельных элементов, а  совокупностью взаимосвязанных  элементов, которые имеют однородные признаки.

     Финансовая  система государства является отображением форм и методов конкретного использования  финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.

     Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак - это  различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации  и их использованию, однако тесно  связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические  и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования  фондов финансовых ресурсов в разрезе  отдельных звеньев.

     Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность  относительна в средине единого  целостного. Финансовая система - это  совокупность разнообразных видов  фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового  сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

 

2. Финансовая система (структура финансов) РФ

     Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

     Следовательно, финансовая система в экономическом  аспекте - это объективно обусловленное  внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них  взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую  группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляет соответствующие  их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т.д. Новые экономические  и политические условия современной  России вызвали существенные изменения  в структуре ее финансовой системы  и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в  состав финансовой системы Российской Федерации входят:

  • бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
  • внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
  • финансы предприятий, организаций, учреждений;
  • финансы страхования;
  • кредит (государственный, муниципальный и банковский).

     Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Федерации  и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

     Современная финансовая система Российской Федерации  формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться  разнообразные внебюджетные и бюджетные  целевые фонды, подобные тем, которые  существуют в других странах. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся  в стране.

     Каждое  из звеньев финансовой системы концентрирует  специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие  виды денежных фондов (доходов) в целях  удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут  быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в  определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для  удовлетворения общих нужд соответствующей  территории. К децентрализованным относятся  денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов  и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие  от бюджета, являются внебюджетные государственные  и муниципальные фонды. В сравнении  с ними государственный или местный  бюджет - денежный фонд общего назначения.

     Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  муниципальных образований. Они  необходимы для реализации общегосударственных  или территориальных социально-экономических  планов и программ, обеспечения обороны  и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности  субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

     Внебюджетные  целевые государственные и муниципальные  фонды - новое звено финансовой системы  Российской Федерации. Они создаются  соответствующими представительными  или исполнительными органами государственной  власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании  актов Правительства РФ и других органов.

     В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства  и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с  недостаточностью средств в бюджетной  системе, распыленностью государственных  финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть  этих фондов ликвидирована.

     Финансы предприятий, организаций, учреждений - обособленные денежные фонды, находящиеся  в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для  современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено  финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

     Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они  непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем  распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих  в сфере материального производства, функционируют также финансы  других коммерческих организаций, которые  занимаются предпринимательской деятельностью  в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые  компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и  осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

     Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального  ущерба, причиненного физическим и  юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими  неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и  физических лиц, вступивших в отношения  по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования  за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и  т.д.). Различают следующие формы  страхования: а) имущественное и  личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут  быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Информация о работе Роль финансовой системы в экономике РФ