Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:56, курсовая работа
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Введение 3
ГЛАВА 1. Бюджет как экономическая категория 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 5
1.2. Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного бюджета. 10
ГЛАВА 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 г.г. 20
2.1. Общая характеристика Федерального бюджета 20
2.2. Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета 23
ГЛАВА 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета 43
3.1. Формирование и использование нефтегазовых доходов Федерального бюджета 43
3.2. Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета 45
Заключение. 48
Список использованных источников. 51
2. Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
1) Государственная
Дума рассматривает проект
2) Предметом
рассмотрения проекта
- приложение
к федеральному закону о
- бюджетные
ассигнования (за исключением утвержденных
в первом чтении условно
- программа
государственных внутренних
- программа
государственных внешних
- приложение
к федеральному закону о
3) Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
Государственная
Дума рассматривает в третьем
чтении проект федерального
При рассмотрении
в третьем чтении утверждаются ведомственная
структура расходов федерального бюджета
на очередной финансовый год и
ведомственная структура
Секретные статьи федерального бюджета:
1. Секретные
статьи федерального бюджета
рассматриваются на закрытом
заседании палат Федерального
Собрания Российской Федерации.
2. Принятие
специальных секретных
Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 713,82 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.
Основными источниками покрытия дефицита бюджета будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Федеральный бюджет на 2010 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2010 году – 46%году – 44%, в 2012 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ. [ 10 ]
Доходы Федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2008 годом на 3 трлн. Руб. В 2010 году остаются на уровне 2009 года, а в 2012 году не выйдут на уровень 2008 года. Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении предусматривается в среднем на уровне 6,3 %, инфляция планируется на уровне 6-8 %.
Предусматриваются внешние заимствования в 2010 году – 16,2 млрд. дол., в 2011 г . – 17,5 млрд. дол., в 2012 г . – 18,6 млрд. дол. При наличии собственных ЗВР в размере 390 млрд. долларов, необходимости занимать чужие деньги нет никакой.
Предусматривается снижение объема расходов Федерального бюджета с 25,5 % ВВП в 2009 году до 22,9 % в 2010 г ., 19,5 % и 18% в последующие годы. С учетом инфляции, понижение жизненного уровня неизбежно. [10]
Структура расходов федерального бюджета утверждена только на 2010 год. Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются выполнение социальных обязательств, а также создание условий для посткризисного восстановления и развития экономики.
Бюджет РФ в 2010г сбалансирован на уровне цены на нефть $95 за баррель.
Федеральный бюджет в 2010 году с учетом расходования Резервного фонда сбалансирован на уровне цены на нефть $95 за баррель, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.
"В
настоящее время наша
А.Кудрин напомнил, что в момент, когда формировалась система "ухода от зависимости от нефти", было определено, что среднегодовая долгосрочная цена на нефть не должна превышать $50 за баррель. Эта величина и легла в условия формирования нефтегазового трансферта - все, что свыше этой цены, направлялось на формирование нефтегазового трансферта.[12]
А.Кудрин также напомнил, что в то время было запланировано, что нефтегазовый трансферт будет сокращен до 3,7% ВВП в 2011 году и больше не будет наращиваться.
Однако уже в 2009 году получилось так, что Минфин "существенно завысил свои ожидания по цене на нефть". Так, планировались расходы при цене на нефть $95 за баррель, в то время как по факту она была на уровне $61 за баррель. В связи с этим пришлось использовать Резервный фонд. Таким образом, отметил А.Кудрин, нефтегазовый трансферт составил более 11% ВВП, половина расходов была осуществлена за счет нефтегазовых доходов.
Министр подчеркнул, что дискуссия о том, на каком уровне отсекать цену на нефть для финансирования дефицита бюджета, продолжается. Так, по его словам, на 2011 год "самый мягкий ограничитель, который мы можем себе позволить - $70 за баррель". Это, по словам А.Кудрина, означает, что "если мы при цене нефти $70 за баррель будем иметь дефицит на уровне 4% ВВП, как планируем, то если цена будет $50 за баррель, то дефицит будет 8%, а это уже рискованная величина"[12].
Рис. 2.1. Структура бюджетов на 2009 2010 годы
Рис. 2.2. Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы.
Проведем сравнительный анализ доходной части Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона " о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов" и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения доходов.
Таблица 2.1 Доходы Федерального бюджета на 2008 – 2010г.г.(, млрд.руб)
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
Налоги на прибыль, доходы |
761,13 |
165,65 |
214,71 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
506,77 |
496,09 |
19,03 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1123,62 |
1157,90 |
1348,15 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1169,07 |
882,79 |
965,03 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1637,52 |
974,83 |
1104,46 |
Государственная пошлина |
33,68 |
31,21 |
56,96 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,87 |
0,87 |
0,00 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
3584,95 |
2519,92 |
2750,30 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
150,54 |
103,17 |
263,87 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
111,77 |
59,66 |
62,13 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
114,03 |
106,86 |
123,26 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
22,12 |
14,80 |
16,06 |
Административные платежи и сборы |
4,54 |
5,33 |
5,26 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8,18 |
5,30 |
5,32 |
Прочие неналоговые доходы |
39,56 |
22,98 |
12,02 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
6,24 |
164,31 |
0,72 |
Безвозмездные поступления |
1,34 |
0,00 |
0,00 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,02 |
2,14 |
2,73 |
Всего доходов |
9275,93 |
6713,82 |
6950,01 |
Таблица 2.2 Удельный вес доходов Федерального бюджета,( в %)
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
Налоги на прибыль, доходы |
8,2 |
2,5 |
3,09 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
5,46 |
7,39 |
0,27 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
12,11 |
17,25 |
19,4 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
12,6 |
13,15 |
13,89 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
17,65 |
14,52 |
15,89 |
Государственная пошлина |
0,36 |
0,47 |
0,82 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,009 |
0,009 |
0 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
38,65 |
37,53 |
39,52 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1,62 |
1,54 |
3,8 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
1,21 |
0,89 |
0,9 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1,23 |
1,59 |
1,77 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,24 |
0,22 |
0,23 |
Административные платежи и сборы |
0,05 |
0,08 |
0,08 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,09 |
0,08 |
0,0,8 |
Прочие неналоговые доходы |
0,43 |
0,34 |
0,17 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
0,07 |
2,45 |
0,104 |
Безвозмездные поступления |
0,014 |
0 |
0 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,002 |
0,03 |
0,4 |
Всего: |
100 |
100 |
100 |
Таблица 2.3 Динамика доходов Федерального бюджета на 2008 –2010г.г.(млрд.руб)
Наименование |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение |
Темп изменения |
Характер изменения |
Налоги на прибыль, доходы |
-546,42 |
0,282 |
-71,8 |
спад |
Налоги и взносы на социальные нужды |
-487,74 |
0,037 |
-96,24 |
спад |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
224,53 |
1,199 |
19,9 |
рост |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
-204,04 |
0,825 |
-17,45 |
спад |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
-533,06 |
0,674 |
-32,55 |
спад |
Государственная пошлина |
23,28 |
1,69 |
69 |
рост |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
-0,87 |
0 |
-100 |
спад |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
-834,65 |
0,767 |
-23,28 |
спад |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
113,33 |
1,753 |
75,3 |
рост |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
-49,64 |
0,56 |
-44 |
спад |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
9,23 |
1,08 |
8,09 |
рост |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
-6,06 |
0,726 |
-27,4 |
спад |
Административные платежи и сборы |
0,72 |
1,158 |
15,8 |
рост |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
-2,86 |
0,65 |
-35 |
спад |
Прочие неналоговые доходы |
-27,54 |
0,304 |
-69,6 |
спад |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
-5,52 |
0,115 |
-88,5 |
спад |
Безвозмездные поступления |
-1,34 |
0 |
-100 |
спад |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
2,71 |
136,5 |
13550 |
рост |
Итого: |
-2325,94 |
148,32 |
13032,27 |
- |
Информация о работе Роли федерального бюджета в системе финансовых планов