Финансовый план

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Краткое описание

Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.
Финансовый план предприятия обычно разрабатывается на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный финансовый план.

Файлы: 1 файл

1.1. Структура и содержание фин плана.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА

     1.1. Структура и содержание  финансового плана.

     Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

     Финансовый  план предприятия обычно разрабатывается  на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный финансовый план.

     Перспективный финансовый план определяет важнейшие  показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизводства. Пятилетний финансовый план - это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Данная разработка обычно является коммерческой тайной предприятия. Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Он разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.

     Оперативный финансовый план заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря финансового плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия.

     Финансовый  план предприятия является составной  частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов:

     - прогноз объема реализации; 

     - производственный план;

     - план доходов и расходов (сметы прямых затрат на материалы, на оплату труда, общезаводских накладных расходов, торговых и административных расходов);

     - баланс денежных поступлений  и выплат;

     - план по источникам и использованию средств;

     - сводный балансовый план активов и пассивов предприятия;

     - анализ безубыточности;

     - стратегия финансирования.

     Так же при разработке финансового плана  можно использовать и более обобщенные разделы, такие как:

     - Прогноз объемов реализации.

     - Баланс денежных расходов и  поступлений.

     - Таблицу доходов и затрат.

     - Сводный баланс активов и пассивов  предприятия.

     - График достижения безубыточности.

     Теперь  более подробно рассмотрим содержание каждого из перечисленных разделов. 

     Основная задача раздела «прогноз объема реализации» дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

     первый  год — данные приводятся помесячно

     второй год — данные приводятся поквартально

     третий  год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

     Раздел прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:

  • методы экспертных оценок;
  • методы анализа и прогнозирования временных рядов;
  • казуальные (причинно-следственные) методы.

      Методы  экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития. Эти методы целесообразно  использовать для конъюнктурных  оценок (анализ текущего соотношения спроса и предложения на определенную продукцию), особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе.

      Прогнозы  объема продаж с помощью экспертов  могут быть получены в одной из трех форм:

  1. точечного прогноза;
  2. интервального прогноза;
  3. прогноза распределения вероятностей.

     Точечный  прогноз объема продаж — это прогноз  конкретной цифры. Он является наиболее простым из всех прогнозов, поскольку  содержит наименьший объем информации. Как правило, заранее предполагается, что точечный прогноз может быть ошибочным, но методикой не предусмотрен расчет ошибки прогноза или вероятности точного прогноза. Поэтому на практике чаще применяются два других метода прогнозирования: интервальный и вероятностный.

     Интервальный  прогноз объема продаж предусматривает установление границ, внутри которых будет находиться прогнозируемое значение показателя с заданным уровнем значимости. Примером является утверждение типа: «В предстоящем году объем продаж составит от 11 до 12,4 млн. руб.».

Прогноз распределения вероятностей связан с определением вероятности попадания фактического значения показателя в одну из нескольких групп с установленными интервалами.

     Хотя  при составлении прогноза существует определенная вероятность, что фактический  объем продаж не попадет в указанный интервал, но прогнозисты верят, что она настолько мала, что может игнорироваться при планировании.

     Вторая  и третья группы методов основаны на анализе количественных показателей, но они существенно отличаются друг от друга.

     Методы  анализа и прогнозирования динамических рядов связаны с исследованием изолированных друг от друга показателей, каждый из которых состоит из двух элементов: из прогноза детерминированной компоненты и прогноза случайной компоненты. Разработка первого прогноза не представляет больших трудностей, если определена основная тенденция развития и возможна ее дальнейшая экстраполяция. Прогноз случайной компоненты сложнее, так как ее появление можно оценить лишь с некоторой вероятностью.

     В основе казуальных методов лежит  попытка найти факторы, определяющие поведение прогнозируемого показателя. Поиск этих факторов приводит собственно к экономико-математическому моделированию — построению модели поведения экономического объекта, учитывающей развитие взаимосвязанных явлений и процессов. Следует отметить, что применение многофакторного прогнозирования требует решения сложной проблемы выбора факторов, которая не может быть решена чисто статистическим путем, а связана с необходимостью глубокого изучения экономического содержания рассматриваемого явления или процесса. И здесь важно подчеркнуть примат экономического анализа перед чисто статистическими методами изучения процесса.

      Обычно  он основывается:

1. На оценке показателей перспективного спроса.

2. На оценке предложений со стороны других производителей.

3. На результатах рыночных прогнозов и прогнозе доли рынка.

4. На прогнозах цен на товары.

     К процедуре прогнозирования объема продаж следует подходить серьезно, поскольку из нее вытекает планирование всего бизнеса; если прогноз является ошибочным, то и планы будут такими же неточными.

То есть планирование вытекает из прогнозирования  объема продаж, и целью планирования является распределение ресурсов компании таким образом, чтобы обеспечить эти ожидаемые продажи. Компания может прогнозировать свой объем продаж либо на основе продаж на рынке в целом (что называется прогнозом рынка), определяя свою долю в этом объеме, либо прогнозировать непосредственно свой объем продаж.

     Самым простым способом прогнозирования  рыночной ситуации является экстраполяция, т.е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Сложившиеся объективные тенденции изменения экономических показателей в известной степени предопределяют их величину в будущем.

      Главной задачей раздела «баланс денежных расходов и поступлений» является проверка синхронности поступлений и расходований денежных средств, а значит, и будущей ликвидности предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

      Баланс  денежных расходов и поступлений  требует тщательной проработки его  при составлении, где статьи и  суммы вложения средств и их поступления  от реализации продукции отражаются:

      первый  год — данные приводятся помесячно

      второй  год — данные приводятся поквартально

      третий  год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

     При планировании и анализе денежных потоков принято выделять три  вида деятельности предприятия: основную, инвестиционную, финансовую.

     Поскольку основная (производственная или коммерческая) деятельность предприятия - главный источник прибыли, она должна формировать наибольший денежный поток. Ведь промышленное (коммерческое) предприятие создается не для работы на финансовых рынках и не для осуществления инвестиционной деятельности. Поэтому второй и третий вид «денежной» деятельности имеют для предприятия вспомогательное значение.

     Денежные  поступления (притоки) от основной деятельности включают в себя:

- денежную выручку от реализации в текущем периоде;

- погашение дебиторской задолженности;

- выручку от продажи товаров, полученных по бартеру

- авансы, полученные от покупателей.

     Денежные  расходы (оттоки) в рамках основной деятельности   предприятия включают в себя:

- платежи по счетам поставщиков и подрядчиков;

- выплату заработной платы;

- налоговые платежи и платежи во внебюджетные фонды;

- уплату процента за кредит;

- отчисления на содержание социальной сферы;

- выданные авансы.

     К денежным поступлениям (притокам) от инвестиционной деятельности относятся:

1. денежная  выручка от продажи основных средств и нематериальных активов предприятия;

2. дивиденды,  проценты и дисконты от долгосрочных  финансовых вложений, включая участие  в капитале сторонних фирм;

3. возврат  финансовых вложений (беспроцентных  ссуд, выручка от продажи облигаций,  акций и иных ценных бумаг).

     К денежным расходам (оттокам) в рамках инвестиционной деятельности предприятия  относятся:

1. приобретение  основных средств и нематериальных  активов;

2. капитальные  вложения, включая финансирование  строительства;

3. долгосрочные  финансовые вложения (покупка акций, облигаций).

     К денежным поступлениям (притокам) от финансовой деятельности относятся:

1. краткосрочные кредиты и займы;

2. долгосрочные кредиты и займы;

3. поступления от эмиссии акций, облигаций и других ценных бумаг;

4. средства целевого финансирования

     К денежным расходам (оттокам) в рамках финансовой деятельности предприятия  относятся:

1. возврат краткосрочных кредитов и займов;

Информация о работе Финансовый план