Управление доходами и расходами регионального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.

Оглавление

Введение
1. Основы формирования и использования региональных бюджетов в рыночной экономике
1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов ……………………….…...5
1.2 Источники доходной базы региональных бюджетов………………….………....7
1.3 Направления расходования бюджетных средств в регионе…………...………...11
1.4 Управление сбалансированностью бюджетом региона ……………………...….14
2. Бюджетное планирование и качество управления региональными бюджетами: анализ современного положения и рекомендации по улучшению
2.1 Основные проблемы бюджетного планирования………………………………...17
2.2 Особенности бюджетного планирования и организации управления бюджетом в регионах ………………………………………………………………………………………...18
2.3 Современное состояние и рекомендации по улучшению управления региональным бюджетом………………………………………………………………………24
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГГОУ  ВПО «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 
 

 
 
 

Кафедра:   «финансов и цен» 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

«Управление доходами и расходами  регионального бюджета» 
 
 
 
 
 
 
 

Проверила: Выполнила студентка:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

 

Содержание 

Введение 

1. Основы формирования  и использования  региональных бюджетов  в рыночной экономике

1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов ……………………….…...5

1.2 Источники  доходной базы региональных бюджетов………………….………....7

1.3 Направления  расходования бюджетных средств  в регионе…………...………...11

1.4 Управление сбалансированностью  бюджетом региона ……………………...….14 

2. Бюджетное планирование  и качество управления  региональными бюджетами:  анализ современного положения и рекомендации по улучшению

2.1 Основные проблемы бюджетного планирования………………………………...17

2.2 Особенности бюджетного планирования и организации управления бюджетом в регионах ………………………………………………………………………………………...18

2.3 Современное  состояние и рекомендации по улучшению управления региональным бюджетом………………………………………………………………………24 

Заключение

Список литературы

 

Введение 

В XX веке во всем мире ускорился  процесс развития демократических  принципов в государственном устройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.

Бюджет  – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.

Переход к экономике, управляемой  рынком, корпорациями и государством, требует  глубокой реконструкции  бюджетной системы, финансов предприятий  и отраслей, скачкообразного  развития нового блока  финансовых отношений  регионального уровня, внебюджетных фондов.

В последние годы в  Российской Федерации  произошли существенные изменения в системе  управления региональными бюджетами, связанные как с изменением налогового и бюджетного законодательства, так и с изменениями экономической ситуации в стране. Кардинально были пересмотрены и принципы построения межбюджетных отношений.

Предварительный анализ ситуации, сложившейся  в различных субъектах Российской Федерации, показывает, что имеются и многочисленные внутренние резервы в распределении бюджетных средств на региональном уровне, связанные с наличием многочисленных нерациональных расходов. Сокращение таких расходов при одновременном дополнительном снижении налогового бремени и повышении налоговой автономии региональных властей также могут стать причинами роста деловой активности в регионах, безболезненности проведения структурных преобразований для населения, а также обеспечения социальной стабильности, повышения уровня жизни как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Целью курсовой работы является анализ управления бюджетом субъектов РФ и определение основных направлений реформирования бюджетной системы на региональном уровне.

Основными задачами работы являются:

- изучение основы формирования и использования региональных бюджетов в рыночной экономике;

- анализ бюджетного планирования и качества управления региональными бюджетами: анализ современного положения и рекомендации по улучшению;

 

1. Основы формирования и использования  региональных бюджетов в рыночной  экономике 
 

1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов

Региональная  бюджетная система — это составная  и обособленная в рамках закона часть  общегосударственной бюджетной  системы, включающая консолидированный  бюджет региона, его региональную часть, бюджеты территориальных образований, входящих в регион, а также внебюджетные фонды региона. Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.

Региональные  бюджеты, как и другие экономические  категории, сознательно используются государственными органами власти для  решения социально-экономических  задач. Они характеризуются, во-первых, широкой сферой влияния, так как  бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой      данной экономической категории; в-третьих, гибкостью, так как система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда система рычагов, а представляет собой динамическую, постоянно развивающуюся их совокупность, преобразующуюся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.

Региональные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

формирование  денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;

распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

контроль над  финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам  власти.

Региональные  бюджеты играют большую роль в  осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Вне зависимости  от меры автономности субъекта Федерации  бюджетная система региона составляет именно часть целого (пока существует целостность государства) и отражает степень централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время она — гарант региональной самостоятельности и ответственности.

Консолидированный бюджет региона включает в себя непосредственно сам бюджет, бюджеты городов областного подчинения, бюджеты районов, каждый из которых объединяет входящие в состав района бюджеты местных органов власти.

Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

Финансовая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

Финансовая сторона  бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

Задачами управления финансами в регионе являются: достижение материально-финансовой сбалансированности социально-экономического развития региона, мобилизация свободных финансовых ресурсов, контроль над соблюдением пропорции между денежными доходами населения и возможностями потребительского рынка, создание условий для нормального денежного оборота.

Экономическая самостоятельность в управлении региональной экономикой требует существенного  изменения подхода к распределению  и перераспределению созданной  чистой продукции региона. Если до сих  пор большая ее часть перераспределялась через национальный бюджет, то переход к рыночным отношениям ведет к децентрализованному распределению созданного национального дохода на всех уровнях территориальной системы в целях комплексного развития всех ее структур.

Финансовые отношения в регионе строятся на их тесной связи с развитием производства, с предпринимательской деятельностью как основным источником воспроизводства финансовых ресурсов. Укрепление финансовой базы региона предполагает прежде всего развитие предпринимательской активности. 

1.2 Источники доходной  базы региональных  бюджетов 
 

Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами  права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в  бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями  и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

Информация о работе Управление доходами и расходами регионального бюджета