Управление доходами и расходами регионального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.

Оглавление

Введение
1. Основы формирования и использования региональных бюджетов в рыночной экономике
1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов ……………………….…...5
1.2 Источники доходной базы региональных бюджетов………………….………....7
1.3 Направления расходования бюджетных средств в регионе…………...………...11
1.4 Управление сбалансированностью бюджетом региона ……………………...….14
2. Бюджетное планирование и качество управления региональными бюджетами: анализ современного положения и рекомендации по улучшению
2.1 Основные проблемы бюджетного планирования………………………………...17
2.2 Особенности бюджетного планирования и организации управления бюджетом в регионах ………………………………………………………………………………………...18
2.3 Современное состояние и рекомендации по улучшению управления региональным бюджетом………………………………………………………………………24
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Целевой признак позволяет рассмотреть  расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

   Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

  Осуществление  финансирования отдельных статей  расходов бюджета в соответствии  с их инфляционным увеличением,  с одной стороны, обеспечивает  защиту получателей бюджетных  ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня.

Главной проблемой на сегодняшний день является то, что расходы бюджетов субъектов Федерации зачастую используются не по назначению, это касается в первую очередь федеральных средств. Так, федеральные средства вместо использования на финансирование досрочного завоза направляются на выплату заработной платы, уплату налогов и других обязательных платежей, погашение ранее возникших долгов, приобретение квартир, легковых автомобилей и другой техники, строительство жилья, заготовку сырья и материалов.

Важно заметить, что первоочередным критерием  для нормирования расходов региональных бюджетов должно стать исполнение действующих  законодательных актов. Если определенные отношения, требующие дополнительных затрат бюджетов субъектов Федерации, законодательно не регламентированы, они могут регулироваться едиными для всех регионов подзаконными актами федеральных министерств и ведомств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Управление  сбалансированностью бюджетом региона 
 

Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип  даже при наличии дефицита бюджета  позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности регионального бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

выявление и  мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

построение эффективной  системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

планирование  направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;

сокращение масштабов  государственного сектора экономики  на основе разумной приватизации государственной собственности;

жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;

 использование  наиболее эффективных форм бюджетных  заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

введения процедуры  санкционирования бюджетных расходов;

строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных  обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

 совершенствования  системы бюджетного финансирования  на основе постепенного прекращения  дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;

последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими  бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

В России принцип  сбалансированности регионального  бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее  время сбалансированность бюджета  должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение. 

 

2. Бюджетное планирование  и качество управления  региональными бюджетами:  анализ современного положения и рекомендации по улучшению 

2.1 Основные проблемы  бюджетного планирования 
 

     Основными     элементами   системы   управления  бюджетными     финансами    на региональном  уровне являются: система управления  государственным (муниципальным)  долгом  и инвестициями,  региональное  (муниципальное)  казначейство,  управление  государственной    (муниципальной)     собственностью, система межбюджетных     отношений,    система контроля  и аудита  расходования  бюджетных    средств, система организации государственных (муниципальных) закупок,  а также система стратегического  планирования и оценки эффективности бюджетных закупок.  В  настоящее  время  отмечается  практическое отсутствие  целостной  системы  стратегического планирования производства и предоставления бюджетных  услуг и оценки эффективности бюджетных расходов.             

В Бюджетном  кодексе РФ достаточно подробно  регламентированы  составление  проектов  федеральных бюджетов,  их рассмотрение  и утверждение, что нельзя сказать  о нормативных актах,  регулирующих данный   процесс   на уровне  субъектов   Федерации. Они либо  отсутствуют,  либо  отличаются  схематичным и поверхностным подходом.

В  целом,  говоря о  бюджетном   планировании, можно выделить ряд нерешенных вопросов для большинства субъектов Федерации:

бюджетные  услуги,  которые  должны  оказывать субъекты Федерации и  муниципальные образования,  не имеют,   как правило,   ясного  и исчерпывающего нормативного описания, то есть нет  законодательно  или  иным  образом  закрепленного перечня сфер деятельности, для развития которых   могут использоваться   бюджетные средства  и бюджетные гарантии. Личная  ответственность  депутатов  представительных  органов  за  качество,  количество  и  номенклатуру  предоставляемых  бюджетных услуг  при этом  отсутствует. В  качестве  индикаторов  оценки  результативности  и  эффективности  бюджетных  расходов  используется исполнение бюджета по расходам, в разрезе статей бюджетной классификации,  рост  (снижение)  расходов  из  бюджета  относительно  плана  или  показателей  прошедших  периодов,   что с очевидностью   не  обеспечивает  оценки  качества  и  реальной  эффективности бюджетных расходов;

услуги оказываются  через сети учреждений, финансируемых    частично   или  преимущественно за счет доходов, собираемых субъектом Федерации и  муниципалитетами,    и  трансфертов, поступающих    от вышестоящих     бюджетов.  Часть услуг  оказывается  муниципалитетами  по  поручениям   органов  исполнительной    власти  субъекта  Федерации.  Органы  исполнительной  власти  также   оказывают   ряд услуг по  поручениям  федерального  правительства. Оказание  услуг осуществляется   в рамках многоуровневой структуры управления. Разделение между уровнями  ответственности  за  оказание  конкретных   услуг  проведено  в недостаточной   степени,  что приводит к возникновению  значительного  числа  областей  совместной компетенции;

аргументом привлечения  бюджетных средств в тот или  иной  инвестиционный     проект  служит  обычно  утверждение  об  его  общественной значимости.   Однако   в большинстве    регионов не  разработаны   критерии   оценки  общественной  значимости  и  полезности  таких  проектов;  нет законодательного закрепления обязательного наличия и формата технико-экономического обоснования (или даже бизнес-плана) для инвестиционных проектов;

законодательно  или иным образом не закреплен  перечень аналитических индикаторов  состояния бюджета;               

существующая  методика распределения трансфертов  законодательно как система не утверждена, либо утверждается в основном  на  краткосрочной основе (на год);   

не  всегда  содержание  правовых  актов  соответствует  объему полномочий субъекта, во многом потому,  что  они   были  приняты    до  введения в действие Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, либо эти вопросы являются предметам ведения Российской Федерации;

при принятии новых  нормативно-правовых актов не создаются организационно-технические условия их использования, законодательно не определяется  чёткая система контроля их использования и ответственность за неиспользование. 
 

2.2 Особенности бюджетного планирования и организации управления бюджетом в регионах 
 

Особенностью  организации управления  в субъектах Федерации является смешение исполнения функций федеральной, региональной, муниципальной власти, сочетающееся с  сильным вмешательством  государственной  власти  в  предметы  муниципального   ведения.  Кроме   этого,  активное   вмешательство  государства  в экономику  приводит к возникновению тесного взаимодействия общественного и коммерческого сектора,  при  котором хозяйствующие субъекты участвуют в софинансировании  общественных     нужд   (строительство  дорог,  спортивных  сооружений и  т. п.), пользуясь покровительством государства. То есть региональные власти  и  органы  местного   самоуправления    предоставляют гарантии и поручительства по заимствованиям предприятий, предоставляют льготы  и дотации,  вмешиваются  в  хозяйственную деятельность  предприятий, услуги маркетингового характера и пр.        

Информация о работе Управление доходами и расходами регионального бюджета