Управление доходами и расходами регионального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.

Оглавление

Введение
1. Основы формирования и использования региональных бюджетов в рыночной экономике
1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов ……………………….…...5
1.2 Источники доходной базы региональных бюджетов………………….………....7
1.3 Направления расходования бюджетных средств в регионе…………...………...11
1.4 Управление сбалансированностью бюджетом региона ……………………...….14
2. Бюджетное планирование и качество управления региональными бюджетами: анализ современного положения и рекомендации по улучшению
2.1 Основные проблемы бюджетного планирования………………………………...17
2.2 Особенности бюджетного планирования и организации управления бюджетом в регионах ………………………………………………………………………………………...18
2.3 Современное состояние и рекомендации по улучшению управления региональным бюджетом………………………………………………………………………24
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Основной составной  частью региональных финансов, безусловно, являются:

региональные  бюджеты,

средства государственных  территориальных внебюджетных фондов,

заемные средства, привлекаемые от имени субъекта  РФ, используемые ими на финансирование инвестиционных расходов. 
 
 
 
 

Схема 1.  Источники формирования доходной базы региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации)  

Источниками формирования доходной базы  регионального бюджета  характеризуется большим разнообразием, что обусловлено, с одной стороны, наличием в рыночной экономике секторов и разных субъектов хозяйствования, различающихся по объему своих финансовых прав и обязанностей перед государством, а с другой - задачами, вытекающими из экономической и финансовой политики  региона.

Все доходы региональных бюджетов по социально-экономическому знаку можно разделить на несколько  групп:

доходы от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов территориальных образований (например, леса, водоемов и т.д.);

 доходы от  предприятий и организаций различных  форм собственности (кроме государственной) (налоги, сборы, другие платежи);

доходы от совместных предприятий, иностранных предприятий  и организаций, действующих на конкретной территории;

поступления от личных доходов граждан.

Данная классификация  имеет значение для характеристики материального содержания доходной части региональных бюджетов. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Cpеди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

Кроме того, группировка  доходов региональных бюджетов основываете  на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источник формирования доходов бюджетов всех уровней. Бюджетная  классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации производит их деление по группам, подгруппам, статьям и подстатьям с присвоением кодов бюджетной классификации.

Группы доходов  региональных бюджетов состоят из подгрупп доходов объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Группами доходов бюджетов субъектов РФ являются; налоговые доходы, неналоговые доходы

В бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  подлежат  зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество  организаций - по нормативу 100 %;

налога на игорный  бизнес - по нормативу 100 %;

транспортного налога - по нормативу 100 %.

Также зачислению подлежат налоговые доходы от следующих  федеральных  налогов  и  сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

различные налоги  на  прибыль  организаций ;

налоги на доходы физических лиц

акцизы (на алкоголь, спиртосодержащую продукцию, топливо, и т д.)

налоги на добычу полезных ископаемых в 

сборы за пользование объектами водных биологических и объектами животного мира;

единый налог, взимаемого в связи с применением  упрощенной  системы налогообложения;

единый сельскохозяйственный налог.    

При распределении  налоговых доходов по уровням  бюджетной системы налоговые  доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

     Неналоговые   доходы   бюджетов   субъектов   Российской   Федерации формируются  за счет части прибыли унитарных  предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, которые остаются после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, -  в  размерах,  устанавливаемых  законами  субъектов  Российской Федерации; также, за счёт платы за негативное воздействие на окружающую; и платежей  за  пользование  лесным  фондом   в   части,   превышающей минимальные ставки  платы  за  древесину,  отпускаемую  на    корню.

Данная группировка  доходов региональных бюджетов обусловливает  детальную регламентацию капитальных  и текущих доходов бюджетов субъектов РФ.

Назначение этой классификации доходов региональных бюджетов состоит в том, чтобы  обеспечивать сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней, т.е. федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Она используется в бюджетном процессе при составлении проекта бюджета, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов, а также при составлении исполнительными органами консолидированных бюджетов. Кроме того, такая классификация имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования.

С точки зрения условия привлечения средств  при формировании доходов региональных бюджетов можно говорить о доходах  двух групп:

средства, привлекаемые на безвозмездной и безвозвратной  основах;

средства, предоставляемые  на возвратных и (или) возмездных условиях.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные  перечисления от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме  дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

Средства, предоставляемые на возвратных и (или) возмездных условиях - финансовые ресурсы, которые используется для пополнения бюджетов субъекта РФ временно и подлежат возврату. Они могут быть как безвозмездного характера (например, ссуда), так и возмездного - бюджетные, коммерческие кредиты.

С позиции управления целесообразно использовать классификацию  доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно  взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

Рассмотренные источники формирования доходной базы и нормативно-правовые и экономические основания классификации доходов региональных бюджетов не исчерпывают всех их аспектов. Проблема формирования доходной части региональных бюджетов является актуальной и требует  решения, т.к. с помощью доходной части государство решает важнейшие задачи, связанные с производством и предоставлением общественных благ населению. Процесс совершенствования  источников доходов и самих доходов региональных бюджетов в настоящее время не решен до конца. Для его устранения необходимо принять ряд мер как на региональном, так и на федеральном уровне. В этом случае необходимо рассмотреть возможность обеспечения «прозрачности» статей бюджета, должна быть установлена стандартная финансовая и отраслевая отчетность, обеспечивающая единство методологии мониторинга проводимой в субъектах РФ социально-экономической политики. Предлагается также ускорить разрешение выхода регионов на внешние рынки для поиска заимствований на более выгодных условий, чем сложились в РФ. 
 
 

1.3 Направления расходования  бюджетных средств  в регионе 
 

    Экономическая  сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид  расходов обладает качественной  и количественной характеристикой.  При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.

  Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов  обусловлено природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему  расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

 Для выяснения  роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по  определенным признакам. В теории  и практике финансов существуют  несколько признаков классификации расходов бюджета.

Расходы регионального  бюджета разделяются на расходы, включаемые в  бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы). Капитальные расходы  представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

      Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. В бюджет текущих расходов включаются затраты не вошедшие в  капитальные расходы. Такие расходы как: на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Важный признак  классификации расходов  регионального  бюджета- предметный.

При этом все  расходы подразделяются на несколько  крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

финансирование промышленного производства;

финансирование  социально-культурных мероприятий;

финансирование  науки;

финансирование  обороны;

содержание  правоохранительных органов и органов  государственной власти и управления;

расходы по внешнеэкономической деятельности;

создание  резервных фондов;

расходы по обслуживанию государственного долга;

прочие  расходы и выплаты.

   Здесь хорошо видна роль государства  в разных областях общественной  жизни. Дополнительно к указанным  группам расходов могут выделяться  затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

   Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

   Ведомственный признак позволяет  выделить в каждой группе расходов  соответствующее министерство, другое  государственное учреждение или  юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Информация о работе Управление доходами и расходами регионального бюджета