Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа
В XX веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.
Введение
1. Основы формирования и использования региональных бюджетов в рыночной экономике
1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов ……………………….…...5
1.2 Источники доходной базы региональных бюджетов………………….………....7
1.3 Направления расходования бюджетных средств в регионе…………...………...11
1.4 Управление сбалансированностью бюджетом региона ……………………...….14
2. Бюджетное планирование и качество управления региональными бюджетами: анализ современного положения и рекомендации по улучшению
2.1 Основные проблемы бюджетного планирования………………………………...17
2.2 Особенности бюджетного планирования и организации управления бюджетом в регионах ………………………………………………………………………………………...18
2.3 Современное состояние и рекомендации по улучшению управления региональным бюджетом………………………………………………………………………24
Заключение
Список литературы
На сегодняшний день высокий уровень неденежных форм исполнения бюджетов (проведение взаимозачетов, предоставление товарных кредитов и использование складских свидетельств) привёл к смешению выполнения государственных функций по исполнению бюджета со сбытовыми функциями предприятий.
Практика и философия составления региональных бюджетов ярко контрастирует с принципами образцовой практики составления бюджетов. В соответствии с хорошей практикой бюджетного планирования предусматривается алгоритм действий прямо противоположный существующему. Так в основе бюджетного планирования, согласно хорошей практике, лежит определение физического объема услуг, которые должен оказать орган власти и управления жителям территории. Он представляет собой сочетание выполнения нормативных требований и соответствия ожиданиям населения. После того, как определено, какие услуги предстоит оказать в бюджетном периоде, необходимо составить смету доходов и расходов, связанных с оказанием этих услуг. На основании этой сметы определяется объем доходов, которые будет необходимо собрать для финансирования запланированных услуг. Процесс балансирования объема услуг и объема доходов, которые будет необходимо собрать, является политическим решением. Порядок расчета суммы доходов, которые необходимо собрать для финансирования услуг, подразумевает определение разницы между сметными расходами на оказание услуг и сметными доходами от этих услуг, трансфертом из бюджета вышестоящего уровня и прочими доходами.
При составлении бюджета прогнозируемые суммы расходов никак не связаны с физическим объемом услуг. Соответственно, бюджет не выполняет функции финансового плана программы оказания услуг. Существующие принципы финансирования из бюджета слабо связаны с объемом и не связаны с качеством оказания услуг. Таким образом, нет прямой связи между процессом исполнения бюджета и фактической деятельностью органов управления и подведомственных им бюджетных учреждений. Существенными пробелами страдает информационная база процесса планирования.
Существующая смешанная система формирования бюджетных заявок не стимулирует бюджетополучателей и распорядителей бюджетных средств к поиску рационального распределения бюджетных лимитов, к снижению издержек расходования бюджетных средств, определению миссии бюджетополучателя и четких целей их деятельности вместе с бюджетными программами достижения этих целей.
Среди основных факторов, препятствующих повышению качества и эффективности производства бюджетных услуг, роста удовлетворенности их потребителей при реализации бюджетных функций администрациями регионов, можно отметить отсутствие четкого перечня и стандартов качества бюджетных услуг, размытие задач по оказанию бюджетных услуг населению региона, неверное понимание описанных программ работы бюджетных учреждений, которое не позволяет верно оценить работу и принять необходимые меры по устранению недостатков. Также повышению качества бюджетных услуг препятствует отсутствие обратной связи с пользователями бюджетных услуг и отсутствие внутренней системы оценки эффективности и качества работы бюджетных учреждений, которое приводит к неэффективной и затратной работе. Не маловажными факторами являются размытая ответственности менеджеров и отсутствие действенной системы стимулирования эффективного управления.
Примером может служить ситуация с теплоснабжением в Приморском крае, достаточно простая для описания и измерения (температура воздуха в жилище граждан), услуга не оказывается и ясности, кто из менеджеров государственной власти за нее отвечает, похоже нет.
Частично задача управления качеством и эффективностью бюджетных расходов решается для некоторых компонентов системы управления бюджетными финансами субъектов Федерации. В частности, можно говорить об элементах системы управления государственным долгом. Развиваются в том или ином виде системы управления государственной собственностью, система управления межбюджетными отношениями, система управления сбора, расходования бюджетных средств и контроля исполнения бюджета (элементы казначейства), система государственных закупок (управление обоснованностью закупочных цен и условий договора). Однако все эти системы лишь частично решают задачу достижения эффективного управления качеством портфеля бюджетных расходов. Необходимо уделить отдельное внимание проблеме эффективности и качества расходования бюджетных средств бюджетополучателями.
Оценка эффективности
проведения таких мероприятий, как:
привлечение заемных средств и осуществление бюджетных инвестиций;
формирование, распределение, установление цен и оплаты государственного и муниципального заказа, топливно-энергетических ресурсов и горюче-смазочных материалов, осуществление строительных работ, закупок в региональные продовольственные фонды и т. д.;
предоставление
налоговых льгот, субсидий, ссуд
и гарантий предприятиям
производственной сферы, а
также проведение зачетов
и использование неденежных
Указанные выше мероприятия являются сервисными и имеют влияние на эффективность предоставления прямых (конечных) услуг.
Если проводить параллель с бизнесом коммерческого предприятия, то при отсутствии в компании учета сделать выводы об эффективности ее деятельности можно было бы по таким показателям как рост числа сотрудников, смена марок машин у ее директора, смена расположения, размеров и отделки офиса. Но при отсутствии учета, адекватного целям деятельности, все эти данные являются лишь косвенными. По указанным причинам и оценка повышения эффективности бюджетных расходов в регионах тоже носит сегодня преимущественно косвенный характер.
Индикаторы и
критерии, применяемые для
Среди предлагаемых действий — создание системы управления качеством и эффективностью портфеля бюджетных расходов бюджетополучателей. Речь идет об использовании практики управление по результатам или практики стратегического планирования как на уровне отдельного бюджетополучателя, так и на уровне региона. Такое планирование позволит определять точнее миссии бюджетных учреждений, устанавливать им более конкретно цели деятельности и разрабатывать бюджетные программы для достижения этих целей. К предлагаемым элементам системы управления портфелем бюджетных расходов бюджетополучателей по результатам относят:
систему оценки качества и эффективности работы бюджетных учреждений, которая позволит проводить анализ качества и эффективности работы бюджетных учреждений, степени удовлетворенности потребителей бюджетными услугами;
практику проведения регулярного сравнительного анализа работы бюджетного учреждения с лучшей существующей практикой аналогичных учреждений в бюджетной или частной сфере;
внедрение качественного анализа результативности производимых расходов как обязательного этапа бюджетного процесса; подготовку и публикацию аналитических докладов о работе бюджетной системы региона;
привлечение независимых экспертов для проведения оценки эффективности и результативно бюджетных расходов.
Стратегическое планирование осуществляется в несколько этапов, которые должны быть четко регламентированы соответствующими инструкциями. Ниже приводится описание этапов регламентирующих работу бюджетополучателей и других участников процесса стратегического планирования.
1. Проведение анализа внутренних и внешних возможностей и недостатков (угроз) бюджетными учреждениями. Это необходимо для идентификации основы определения целей бюджетных программ и их содержания.
2. Определение миссий, видения, принципов действия и целей, желаемых результатов структурных подразделений администрации и их бюджетных программ. Данные действия направлены для определения рациональных направлений расходования бюджетных средств, как самому субъекту Федерации, так и его структурным подразделениям. Такая основа необходима для разработки конкретного плана действий по достижению целей бюджетных программ и расчета, необходимых для этого материальных и финансовых ресурсов.
3. Контроль и оценка эффективности реализации бюджетных программ. Для стимулирования структурных подразделений администрации региона повышать эффективность предоставления бюджетных услуг на основании целей разрабатывается система бюджетных показателей, характеризующих эффективность выполнения бюджетной программы и полезность ее для потребителей бюджетных услуг
4. Разработка планов действий, для достижения целей, установленных бюджетными программами.
5. Создание мониторинговой системы эффективности бюджетных программ.
6. Самооценка и анализ.
7. Документооборот.
Реестр бюджетных программ. Система управления базой данных по составлению бюджетных заявок. Рекомендуется, чтобы специальная структурная единица в администрации региона, занимаясь стратегическим планированием, вела бы реестр бюджетных программ. Формат реестра должен содержать по каждому подразделению: наименование подразделения, данные о его руководителях и контактную информацию, описание миссии подразделения, краткое описание самого подразделения, его функций, структуры и задач, укрупненный бюджет подразделения по текущему году и оценку на следующий год, краткое описание бюджетной программы, цели и результаты, достижение которых планируется в рамках данной программы и перечень бюджетных показателей, по которым будет оцениваться выполнение предложенной программы. По каждому подразделению должна быть информация по подпрограммам, являющимся частями одной программы (если такое разбиение присутствует). Всю систему документооборота в рамках стратегического управления и анализ данных по бюджетным программам целесообразно автоматизировать. Поэтому данный реестр должен быть как в документарном виде, так и входить в общую базу данных по бюджетным программам администрации региона.
Практика осуществления стратегического планирования позволит использовать результаты анализа бюджетных показателей и сравнительного анализа для:
оценки выполнения бюджетных программ и их корректировки на этой основе, осуществления эффективного мониторинга, а значит управления рисками снижения качества и эффективности производства и предоставления услуг бюджетополучателями;
повышения эффективности работы персонала и снижения издержек предоставления бюджетных услуг за счет концентрации усилий персонала на конкретных направлениях работы;
определения размера необходимых финансовых ресурсов при составлении бюджетных;
Информация о работе Управление доходами и расходами регионального бюджета