Управление доходами и расходами регионального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.

Оглавление

Введение
1. Основы формирования и использования региональных бюджетов в рыночной экономике
1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов ……………………….…...5
1.2 Источники доходной базы региональных бюджетов………………….………....7
1.3 Направления расходования бюджетных средств в регионе…………...………...11
1.4 Управление сбалансированностью бюджетом региона ……………………...….14
2. Бюджетное планирование и качество управления региональными бюджетами: анализ современного положения и рекомендации по улучшению
2.1 Основные проблемы бюджетного планирования………………………………...17
2.2 Особенности бюджетного планирования и организации управления бюджетом в регионах ………………………………………………………………………………………...18
2.3 Современное состояние и рекомендации по улучшению управления региональным бюджетом………………………………………………………………………24
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

сравнения эффективности  различных программ при  выборе  между  альтернативными  направлениями  расходования бюджетных средств.               

В  целях  контроля  за  эффективностью  реализации  этих  бюджетных    программ   должен   разрабатываться перечень бюджетных показателей для каждой программы,  исходя  из  её специфики  и  целей.

Внедрение  элементов  вышеописанной  системы управления  бюджетными  расходами  приведет  к  росту эффективности работы бюджетной системы в целом, то есть увеличению отношения количества производимых   бюджетных     услуг (общественных     благ) к  задействованным  в  их  производстве  финансовым и иным    ресурсам,  а  также  повышению    их качества  с  точки  зрения  потребителей.  Предполагается, что внедрение предлагаемого подхода (системы) даст инструмент для измерения эффективности, который в  принципе отсутствует  в текущей системе управления бюджетом.

Такое измерение  эффективности работы бюджетополучателей  позволит правильно определять цели работы  бюджетополучателей и разрабатывать   бюджетные   программы     для достижения    этих  целей, что в свою   очередь оптимизирует    структуру   расходов  в рамках   выделенных     бюджетополучателю лимитов.  

2.3 Современное состояние  и рекомендации  по улучшению управления  региональным бюджетом 
 

Изложенный  выше  общий  подход (идеология) представляется и в иных терминах, в терминах практических шагов. Любая программа реформирования должна  предусматривать не  только  введение  индикаторов улучшения состояния системы управления, не только реализацию ряда  мероприятий, создающих потенциал для перехода на более качественный уровень управления, но и механизмы, с помощью которых этот переход станет возможным.

К  числу  необходимых     первоочередных    мероприятий  программы  создания  системы  оценки  эффективности бюджетных расходов следует отнести:

проведение  «паспортизации»  всех  услуг,  их  последовательное   описание   на основе  предварительно    определенной     концепции     описания услуг;

 точное  распределение   обязанностей  государственных менеджеров  в сферах производства, маркетинга  и продаж  (предоставления) бюджетных  услуг;

 внедрение  показателей оценки соотношения  цена/качество бюджетной услуги; 

внедрение системы   контроля   цен   и  качества услуг,   предусматривающей       привлечение     профессиональных      контролеров     и  конечных    потребителей услуг;

создание механизма поощрения эффективной деятельности  государственных менеджеров;

разработку    и внедрение  системы     управленческого учета;

усовершенствование    системы     среднесрочного бюджетного планирования;

утверждение формализованной  методики оценки результативности и  эффективности произведенных бюджетных  расходов;

анализ   законодательства Российской Федерации с точки  зрения обязательств субъекта федерации  по  оказанию  общественных  бесплатных  услуг, анализ   ведомственной     структуры     расходов,   формирование   укрупненного базового  списка;

публикация  целей описания    услуг в средствах массовой информации.

В  качестве  основы  для  оценки  эффективности  бюджетных  расходов     многие  консультанты предлагают ввести соотношение цена/качество описанной и  паспортизованной  услуги.  Паспортизация является  необходимым  условием  для  выполнения  оценки расходов   на единицу   полученного    результата  бюджетной услуги.  В случае отсутствия паспорта услуги нельзя  получить   количественную  оценку  конечного результата   предоставления   этой  услуги,  так  как не будет параметров для измерения самого результата. В качестве показателя, характеризующего экономическую  эффективность  реформы  бюджетной  системы,  предлагается  изменение  указанного  соотношения цена/качество по сравнению с базовым периодом.  Только  такой   способ  оценки  экономической  эффективности видится наиболее объективным.

Предполагается,    что паспорт   услуги  будет  содержать   индикаторы    качества   ее оказания.   Такие паспортизированные  услуги   должны   подвергаться мониторингу. Предметами мониторинга должны являться данные об  индикаторах качества    оказанных услуг и данные  о затратах, связанных с оказанием этих  услуг в разрезе услуг и ответственных руководителей.

Система  мониторинга  должна  организационно осуществляться: 1) в рамках контроля нижестоящего уровня вышестоящим уровнем и 2) в рамках работы с обращениями  граждан      и жалобами  потребителей услуг.

     Предлагается, чтобы благодаря созданию автоматизированных     информационных     систем  информация   о результатах   мониторинга    была  доступной для граждан и потребителей услуг в разрезе индикаторов  качества  выполнения  и  ответственных  менеджеров через Интернет и средства массовой  информации с необходимой периодичностью.    

Таким  образом,   должна   быть  создана   система информирования потребителей общественных услуг о качестве  и  результативности  деятельности  общественного  сектора.  Для  руководителей    учреждений и  министерств  она  станет  источником  информации для  принятия  управленческих  решений по  оптимизации своей деятельности, будет отчетливо выявлять области неэффективности, что создаст предпосылки для их устранения.

Общая идея состоит  в том, что бесполезно оценивать  результат,  если  нет  четкого  и  однозначного описания  того,  что  именно  мы  ожидаем  получить. Таким  образом,  в  отношении  каждого  органа  государственной  власти  (органа  местного  самоуправления), их подразделений и каждого учреждения должны быть установлены спецификации услуг, которые они  должны  оказывать,  ожидаемые  результаты этих услуг, а  также  показатели  оценки  результатов.  Для введения  в  действие  системы  мониторинга результатов  предоставления бюджетных услуг  на  региональном   уровне  необходимо    определить  и  подробно  описать  параметры    бюджетных    услуг, которые, должны    оказываться   населению    каждым    уровнем власти  и  управления и  оказание  которых  население вправе  ожидать.  По  сути  это  и  есть  паспортизация  услуг  (в сочетании с нормативным   определением  объемов и стандартов оказания услуг).

Следующим  этапом  внедрения  системы  мониторинга  будет последовательное решение  комплекса  задач.  Предстоит:

определить  четкие и недвусмысленные показатели  и параметры,  являющиеся  предметом  мониторинга, исходя из паспортов услуг;

нормативно определить, какие меры и решения могут  быть  приняты  на основе   значений   индикаторов, включенных в систему мониторинга (в систему должны входить только те индикаторы, которые дают   информацию  для  управленческих решений);

установить по каждой паспортизованной услуге источники  информации  для  исчисления  индикаторов;

 по каждой паспортизованной  услуге  назначить организации,  ответственные за сбор информации  для  исчисления  индикаторов  системы мониторинга,  за  определение значений  индикаторов и составление   соответствующих     отчетов;

нормативно  определить  процедуру  и  регламент  мониторинга;

выработать  меры  по  стимулированию  оказания общественных услуг,  увязанные   с установленными индикаторами;

разработать и  внедрить систему контроля достоверности  и  обеспечения  надежности  информации, используемой для мониторинга.

Таким  образом, очевидна  необходимость    внедрения, с учетом международного опыта, в практику бюджетного    планирования  и   управления  показателей  и  процедур  оценки  эффективности  бюджетных, включая  комплексный   анализ  целей,  результатов   и последствий   расходования  бюджетных  средств,    а  также  эффективности использования  бюджетных  ресурсов  с  точки  зрения ожидаемых     (полученных)    результатов;  внедрения элементов   учета  бюджетных    расходов  в  непосредственной увязке с конкретными видами и объемами оказываемых  бюджетных  услуг, в том числе — оценки расходов на бюджетные программы (статьи)  в   расчете на  единицу полученного результата возможно осуществить с точки зрения  консультантов только  при условии реализации  описания    и паспортизации    бюджетных    услуг. Проблема   именно  в отсутствии   в настоящих условиях  «единицы  полученного результата»,  и именно эту основу  оценки  эффективности предлагается  получить вначале. Проведение  паспортизации и внедрение системы учета, позволяющей   осуществлять   мониторинг качества  и расходов  на  предоставление  паспортизованных  бюджетных услуг, позволит   в дальнейшем осуществлять подробный факторный анализ экономической эффективности осуществляемых региональной администрацией мероприятий  по  совершенствованию      системы   управления общественными финансами.

 

Заключение 

В ходе выполнения курсовой работы были достигнуты ее основные задачи, поставленные во введении. В заключение сделаем несколько основных выводов по работе.

Задачами управления финансами в регионе являются: достижение материально-финансовой сбалансированности социально-экономического развития региона, мобилизация свободных финансовых ресурсов, контроль над соблюдением пропорции между денежными доходами населения и возможностями потребительского рынка, создание условий для нормального денежного оборота.

Финансовые отношения  в регионе строятся на их тесной связи с развитием производства, с предпринимательской деятельностью  как основным источником воспроизводства  финансовых ресурсов. Укрепление финансовой базы региона предполагает прежде всего развитие предпринимательской активности.

На сегодняшний  день Бюджетное планирование региона  имеет ряд нерешенных вопросов, таких как: ложные аргументы для привлечения бюджетных средств; нет законодательно закреплённого перечня аналитических индикаторов состояния бюджета;  методика распределения трансфертов не имеет законодательного утверждения; не всегда содержание  нормативно-правовых актов соответствует объёму полномочий субъекта и т.д.

Так же существует ряд факторов, мешающих  повышению  качества  и эффективности производства бюджетных услуг среди них: отсутствие понимания миссии, целей и детально описанных  программ  работы  каждого  бюджетного учреждения, которое не позволяет оценивать работу  бюджетного    учреждения  и  принимать адекватные   меры по  устранению    выявленных недостатков;  отсутствие  обратной   связи   с пользователями бюджетных    услуг, которое не  позволяет правильно   оценить   необходимость    и объем тех или иных   бюджетных    программ; в настоящее время управление общественными финансами происходит  большей частью  в  форме  финансирования  отраслей     в  целом.  Задачи по оказанию полноценных бюджетных услуг населению региона зачастую размыты; и многие другие.  Для устранения этих несовершенств следует применить ряд мер: ввести систему    измерения  качества  и   эффективности   работы бюджетных учреждений на  основе   специально  разработанных бюджетных   показателей, что позволит проводить анализ    качества   и   эффективности работы бюджетных  учреждений, степени удовлетворенности потребителей  бюджетными  услугами; ввести практику    проведения     регулярного     сравнительного анализа работы бюджетного учреждения с лучшей существующей  практикой аналогичных учреждений в бюджетной или частной сфере; внедрение  качественного анализа   результативности    производимых      расходов    как  обязательного   этапа   бюджетного      процесса;    подготовку и публикацию аналитических докладов о работе бюджетной системы региона; привлечение независимых экспертов для проведения оценки  эффективности и результативно бюджетных расходов.

Внедрение вышеописанных  элементов системы управления  бюджетными  расходами  приведет  к  росту эффективности работы бюджетной системы в целом, то есть увеличению отношения количества производимых   бюджетных     услуг (общественных     благ) к задействованным в их  производстве  финансовым и иным    ресурсам,  а также повышению   их качества  с точки зрения  потребителей.  Предполагается, что внедрение предлагаемого подхода (системы) даст инструмент для измерения эффективности, который в  принципе отсутствует  в текущей системе управления бюджетом.

Информация о работе Управление доходами и расходами регионального бюджета