Состав доходов и расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.

Оглавление

Понятие, сущность, виды государственного бюджета 2

Состав доходов государственного бюджета 4

Состав расходов государственного бюджета 6
4. Бюджетный дефицит и профицит, способы его финансирования 11
Заключение 12
Приложения 14
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

состав доходов и расходов гос бюджета.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

  СОДЕРЖАНИЕ

Понятие, сущность, виды  государственного бюджета 2
Состав доходов  государственного бюджета 4
Состав расходов государственного бюджета 6
    4.
Бюджетный дефицит  и профицит, способы его финансирования 11
  Заключение 12
  Приложения 14
  Список использованных источников 15
 

 

  1. Понятие, сущность, виды государственного бюджета
  Экономическая структура любого общества не может  функционировать без нормально  организованного потока денежных средств  между государством и производственными  структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год, т.е. всесторонняя смета государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». [1] Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей. Государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

  Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

    • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • второй уровень - бюджеты субъектов РФ;
    • третий уровень - местные бюджеты;
 

Все что  связано с государственным бюджетом образует бюджетную систему. Бюджетный  кодекс РФ дает ему следующее определение: «бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением [1].

  Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной  деятельности:

    1. составление проектов бюджетов;
    2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
    3. исполнение бюджетов;
    4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно  длительный процесс. Его составление  и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. [2]

  1. Состав доходов государственного бюджета

  В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура  доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

  Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

  Доходную часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Виды  доходов:

    1. налоговые доходы:
      • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
      • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
      • налоги на совокупный доход;
      • налоги на имущество;
      • платежи за пользование природными ресурсами;
      • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
    2. неналоговые доходы:
      • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
      • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
      • доходы от реализации государственных запасов;
      • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
      • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
      • административные платежи и сборы;
      • штрафные санкции, возмещение ущерба;
      • доходы от внешнеэкономической деятельности.

           Доходная часть  бюджета образуется за счет основных видов поступлений:

      • подоходного налога - личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов;
      • налога на корпорации;
      • взносов на социальное страхование - их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей;
      • акцизов – включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. Ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия и бензин;
      • налогов на предметы потребления;
      • таможенных пошлин – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
      • традиционных налогов - налог с наследства и дарений; поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета. [3,4]
    1. Состав расходов государственного бюджета

  Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства  и местного самоуправления.

  Формы расходов бюджетов:

    • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
    • трансферты населению;
    • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
    • бюджетные кредиты юридическим лицам;
    • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
    • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
    • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
    • кредиты иностранным государствам;
    • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

  Дотация - средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

  Субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

  Субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

  Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

  Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

  В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета:

    1. классификация расходов бюджета по влиянию на процесс расширенного воспроизводства:
      • Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
      • Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
    2. Предметная классификация расходов (по группе расходов):
      • финансирование промышленного производства;
      • финансирование социально-культурных мероприятий;
      • финансирование науки;
      • финансирование обороны;
      • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
      • расходы по внешнеэкономической деятельности;
      • создание резервных фондов;
      • расходы по обслуживанию государственного долга;
      • прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в  разных областях общественной жизни. Дополнительно  к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных  программ. Так, в Российской Федерации  самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти. [3,4]

  Каждая  из вышеназванных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам:

    • Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.
    • Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

     В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация  расходов по 19 целевых направлениям:

      • заработная плата;
      • начисления на заработную плату;
      • канцелярские и хозяйственные расходы;
      • командировки и служебные разъезды;
      • стипендии;
      • расходы на питание;
      • приобретение медикаментов и перевязочных средств;
      • приобретение оборудования и инвентаря;
      • приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
      • государственные капитальные вложения;
      • капитальный ремонт;
      • содержание сооружений благоустройства;
      • геологоразведочные работы;
      • проектирование;
      • государственная дотация;
      • операционные расходы;
      • платежи по ссудам;
      • возмещение разницы в ценах;
      • прочие расходы.

  Важной  проблемой осуществления целевых  бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

    1. классификация расходов по территориальному принципу - в соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на:
      • расходы республиканского бюджета;
      • расходы бюджетов членов федерации;
      • расходы местных бюджетов.

  Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под  ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования. [4]

  Однако  помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий  путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Российской Федерации на выполнение целевых программ развития. [5]

    1. Бюджетный дефицит и профицит и способы его финансирования

  В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы.

  Если  расходы больше доходов  бюджета, то правительство  сталкивается с бюджетным дефицитом (Приложение 1). Принято различать следующие виды дефицита государственного бюджета:

    • фактический – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства;
    • структурный – разность между доходами расходами государственного бюджета, которые имели бы место, если экономика функционировала на уровне потенциального выпуска или полной занятости. Размеры структурной части бюджета определяются под действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок;
    • циклический – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Размеры циклической части бюджета зависят от колебаний деловой активности.

  Источники покрытия дефицита государственного бюджета:

    • эмиссионный способ финансирования (выпуск новых денег (монетизация)) - осуществляется в форме эмиссии наличных денег, предоставлении кредитов центральным банком государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочки платежей государства за приобретенные товары и услуги. В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, следствием чего является усиление инфляционных процессов.
    • неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита (займы (внутренние или внешние)) - вследствие чего возникнет государственный долг - долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, накопившиеся в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние).

           Например, для покрытия дефицита бюджета Российской Федерации в 2011 году планируется использовать только 284,4 млрд рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований. [8]

      Долг  может быть внутренним (задолженность страны перед своими гражданами - резидентами) и внешним (задолженность перед иностранцами - нерезидентами).

  При превышении доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Бюджетный профицит может использоваться для стимулирования развития приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения и поддерживать дальнейший экономический рост страны, развитие экономики. [4,5]

Заключение

  Государственный бюджет – это сложная экономическая  категория, которая представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

     Состав  и структура доходов и расходов бюджета зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

     Доходная  часть государственного бюджета  формируется в основном за счет налоговых  поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основным поступлением в госбюджет является подоходный налог с населения, т.е. с физических лиц (до 80%).

     Расходная часть государственного бюджета  в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. Структура расходной части бюджета в определенной степени зависит от ориентации государственной политики. [2]

      На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

     Планирование  и исполнение бюджета в будущем будет сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования бюджетных средств, на основании которой будут приниматься решения об изменении бюджетной политики, а государственные органы – нести ответственность за качественное исполнение своих функций. 
 
 
 

Приложение 1 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

    1. Бюджетный кодекс РФ, 2010 год;
    2. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория» - М.: Юрайт – Издат, 2005 г.
    3. Л.А. Дробозина «Общая теория финансов»– М.: «Высшая школа», 2000г.
    4. Е.Б. Коровкина «О доходах и расходах Федерального бюджета», журнал «Финансы» № 8 2004 год.(с.27-29)
    5. «Россия: Макроэкономические прогнозы», ежемесячный обзор
    6. Электронный сайт:protown.ru/information/hide/6365.html

Информация о работе Состав доходов и расходов бюджета