Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 12:47, курсовая работа
Эффективным является применение системы бюджетного планирования и контроля для производственных и производственно-торговых предприятий среднего размера и в тех случаях, когда предприятие финансово и организационно не готово к внедрению сложной корпоративной информационной системы. В этом случае подготовительная работа по анализу бизнес-процессов предприятия, совершенствованию его организационной структуры, анализу затрат и т.д., выполняется для внедрения бюджетного планирования.
Введение………………………………………………………………………...…4
Теоретические основы бюджетирования…………………………………6
Понятие и сущность бюджетирования………….........………...….6
Функции бюджетирования…………………………..........……...…7
Виды бюджетов и их классификация……………………............…8
Порядок составления сводного бюджета организации…………...……17
Операционный бюджет…………………………………...............17
Инвестиционный бюджет……………………………................…38
Финансовый бюджет………………………………………............40
Анализ и контроль исполнения бюджета………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………53
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социально-экономический факультет
Кафедра
финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Основы
коммерческого бюджетирования»
НА ТЕМУ
Сводный
бюджет организации
Выполнила: Яровикова Т. Ю.
Студентка группы ФК-42
Руководитель:
Пантелеева Т. В.
При защите получена оценка : ______________ __________________ ______________
Киров,
2011 г.
РЕФЕРАТ
Яровикова
Т. Ю. Сводный бюджет организации. Курс.
работа / ВятГУ, каф. ФК; рук. Т.В. Пантелеева
– Киров, 2011. 53с., 1 рис., 23 табл., 9 источников.
ПОНЯТИЕ
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ БЮДЖЕТОВ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ
СВОДНОГО БЮДЖЕТА, ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ,
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ, ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ,
АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
Объектом исследования данной курсовой работы является сводный бюджет организации.
Цель работы - исследование аспектов составления сводного бюджета организации.
В
работе рассмотрены теоретические
аспекты бюджетирования, такие как
понятие, функции, виды бюджетов и их классификация.
Также рассмотрен порядок составления
сводного бюджета, принципы и виды контроля,
этапы анализ сводного бюджета организации.
В
ходе работы установлено, что для эффективного
функционирования, для оценки возможностей
и фиксации плановых результатов необходимо
составлять и контролировать бюджеты
всех технологических цепочек. Причем
роль бюджетного планирования должна
постоянно возрастать: если сначала финансовый
план использовали для того, чтобы получить
контрольные цифры на будущий период,
то в дальнейшем организация может превратить
бюджеты в основной инструмент согласования
интересов различных служб.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Бюджетирование можно определить как уникальная технология управления бизнесом, применяемая на всех уровнях организации, используемая как способ достижения и реализации стратегии, выраженная в денежных и натуральных показателях . Сам процесс можно охарактеризовать как творческий, поскольку модель всегда будет индивидуальной для каждого предприятия, и отражать особенности, которые присущи только ему
Любые
существенные нововведения, включая
бюджетирование, внедряются хорошо только
при общей заинтересованности высшего
менеджмента предприятия и
При подготовке и постановке бюджетирования на предприятии, а в дальнейшем, и развитии бюджетного процесса, менеджеры и ключевые специалисты должны владеть современными методиками и технологиями управления, умело использовать аналитические процедуры при подготовке и принятии управленческих решений. Докладчики готовы поделиться практическими и теоретическими знаниями, связанными с процессами планирования, бюджетирования, контроля.
Эффективным является применение системы бюджетного планирования и контроля для производственных и производственно-торговых предприятий среднего размера и в тех случаях, когда предприятие финансово и организационно не готово к внедрению сложной корпоративной информационной системы. В этом случае подготовительная работа по анализу бизнес-процессов предприятия, совершенствованию его организационной структуры, анализу затрат и т.д., выполняется для внедрения бюджетного планирования. Наш опыт показывает, что программное обеспечение для такой системы может быть выполнено на основе стандартных, широко распространенных приложений.
1.2. Понятие и сущность бюджетирования
Бюджетирование:
-
это форма организации
-
это создание технологии
-
это особый инструмент
Сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, с четко определенными местами их возникновения и закреплением в ответственность за руководителем соответствующего ранга. Менеджеры предприятия, планируя свои действия и их последствия в будущем, имеют возможность оценить, насколько фактические результаты соответствуют их планам. Определяется экономическая эффективность деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений, планируются и фиксируются реальные поступления и “выбытия” денежных средств, определяется экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. Руководство имеет возможность использовать приемлемые соотношения между изменением прибыльности, платежеспособности и экономическим потенциалом предприятия.
Типичной ситуацией для отечественных предприятий является дефицит оборотных средств, и как следствие, возможная “внезапная” нехватка денежных средств для оплаты текущих краткосрочных задолженностей. Это усугубляется отсутствием на многих предприятиях четкой системы работы с дебиторами и кредиторами, регулярного - вплоть до ежедневного - контроля и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей, целенаправленных мер по сокращению финансового цикла, оптимизации уровня и структуры запасов и других элементов оборотных средств.
1.2. Функции бюджетирования
Функции бюджета:
Бюджетирование обладает следующими преимуществами:
1.
повышение эффективности
2.
качественное планирование
3.
реализация стратегических
4. повышение качества коммуникаций между структурными подразделениями за счет управления по центрам финансовой ответственности;
5.
планирование и координация
1.3. Виды бюджетов и их классификация
Сводный бюджет предприятия состоит из трёх бюджетов 1-го уровня – операционного, инвестиционного и финансового. Часто в отечественной литературе финансовый бюджет определяют ещё как «бюджет движения денежных средств» или «денежный бюджет». Это не совсем корректно, так как целью составления финансового бюджета является не только планирование денежных поступлений и расходов предприятия, но и шире, всех оборотных средств и краткосрочных обязательств как основных факторов, определяющих текущую платёжеспособность компании.
Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия.
Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.
Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.
«Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчётности:
• отчёт о финансовых результатах (прибылях и убытках) – «выходная» форма операционного бюджета;
• отчёт о движении денежных средств и отчёт об изменении финансового состояния – «выходные» формы финансового бюджета;
• отчёт об инвестициях – «выходная» форма инвестиционного бюджета;
•
баланс – интегральная «выходная»
форма, объединяющая результаты
всех трёх основных бюджетов, составляющих
сводный бюджет предприятия.
Рис.
1. Структура сводного бюджета предприятия
В свою очередь, некоторые бюджеты 2-го уровня складываются из бюджетов 3-го уровня, бюджеты 3-го уровня могут распадаться на бюджеты 4-го уровня и т.д., в зависимости от масштабов и многообразия хозяйственных операций предприятия.
Сводный бюджет (от англ. master budget) – план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса предприятия и подразделений, составляющие его организационную структуру. Сводный бюджет состоит из трёх подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.
Операционный бюджет – подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.
Инвестиционный бюджет – подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.
Финансовый бюджет – подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом:
− во-первых, денежных поступлений и расходов;
− во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период.
Бюджет продаж – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выручки), физического объёма и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.