Сводный бюджет организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Эффективным является применение системы бюджетного планирования и контроля для производственных и производственно-торговых предприятий среднего размера и в тех случаях, когда предприятие финансово и организационно не готово к внедрению сложной корпоративной информационной системы. В этом случае подготовительная работа по анализу бизнес-процессов предприятия, совершенствованию его организационной структуры, анализу затрат и т.д., выполняется для внедрения бюджетного планирования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4

Теоретические основы бюджетирования…………………………………6
Понятие и сущность бюджетирования………….........………...….6
Функции бюджетирования…………………………..........……...…7
Виды бюджетов и их классификация……………………............…8
Порядок составления сводного бюджета организации…………...……17
Операционный бюджет…………………………………...............17
Инвестиционный бюджет……………………………................…38
Финансовый бюджет………………………………………............40
Анализ и контроль исполнения бюджета………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….49

Список литературы………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Сводный бюджет организации.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-экономический  факультет

Кафедра финансы и кредит 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Основы  коммерческого бюджетирования» 

НА ТЕМУ

Сводный бюджет организации 
 
 

Выполнила: Яровикова Т. Ю.

Студентка группы ФК-42

Руководитель: Пантелеева Т. В. 
 
 

При защите получена оценка : ______________    __________________      ______________

                                                (подпись руководителя)             (дата) 
 

Киров, 2011 г. 

РЕФЕРАТ 

     Яровикова Т. Ю. Сводный бюджет организации. Курс. работа / ВятГУ, каф. ФК; рук. Т.В. Пантелеева – Киров, 2011.  53с., 1 рис., 23 табл., 9 источников. 
 
 

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СВОДНОГО БЮДЖЕТА, ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ, ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ, АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 
 
 

     Объектом  исследования данной курсовой работы является сводный бюджет организации.

      Цель  работы - исследование аспектов составления сводного бюджета организации.

     В работе рассмотрены теоретические  аспекты бюджетирования, такие как  понятие, функции, виды бюджетов и их классификация. Также рассмотрен порядок составления сводного бюджета, принципы и виды контроля, этапы анализ сводного бюджета организации.  

     В ходе работы установлено, что для эффективного функционирования, для оценки возможностей и фиксации плановых результатов необходимо составлять и контролировать бюджеты всех технологических цепочек. Причем роль бюджетного планирования должна постоянно возрастать: если сначала финансовый план использовали для того, чтобы получить контрольные цифры на будущий период, то в дальнейшем организация может превратить бюджеты в основной инструмент согласования интересов различных служб. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…4

  1. Теоретические основы бюджетирования…………………………………6
    1. Понятие и сущность бюджетирования………….........………...….6
    2. Функции бюджетирования…………………………..........……...…7
    3. Виды бюджетов и их классификация……………………............…8
  2. Порядок составления сводного бюджета организации…………...……17
    1. Операционный  бюджет…………………………………...............17
    2. Инвестиционный бюджет……………………………................…38
    3. Финансовый бюджет………………………………………............40
  3. Анализ и контроль исполнения бюджета………………………………..46

Заключение……………………………………………………………………….49

Список  литературы………………………………………………………………53 

     Введение

     Бюджетирование  можно определить как уникальная технология управления бизнесом, применяемая  на всех уровнях организации, используемая как способ достижения и реализации стратегии, выраженная в денежных и натуральных показателях . Сам процесс можно охарактеризовать как творческий, поскольку модель всегда будет индивидуальной для каждого предприятия, и отражать особенности, которые присущи только ему

     Любые существенные нововведения, включая  бюджетирование, внедряются хорошо только при общей заинтересованности высшего  менеджмента предприятия и наличии  “центров компетенции” - квалифицированных  специалистов с достаточными полномочиями и временем для непосредственного участия в проекте по внедрению.

     При подготовке и постановке бюджетирования на предприятии, а в дальнейшем, и  развитии бюджетного процесса, менеджеры  и ключевые специалисты должны владеть  современными методиками и технологиями управления, умело использовать аналитические процедуры при подготовке и принятии управленческих решений. Докладчики готовы поделиться практическими и теоретическими знаниями, связанными с процессами планирования, бюджетирования, контроля.

     Эффективным является применение системы бюджетного планирования и контроля для производственных и производственно-торговых предприятий  среднего размера и в тех случаях, когда предприятие финансово  и организационно не готово к внедрению  сложной корпоративной информационной системы. В этом случае подготовительная работа по анализу бизнес-процессов предприятия, совершенствованию его организационной структуры, анализу затрат и т.д., выполняется для внедрения бюджетного планирования. Наш опыт показывает, что программное обеспечение для такой системы может быть выполнено на основе стандартных, широко распространенных приложений.

    1. Теоретические основы бюджетирования

     1.2. Понятие и сущность  бюджетирования

     Бюджетирование:

     - это форма организации финансового планирования

     - это создание технологии планирования, учета и контроля денежных  средств и финансовых результатов; 

     - это особый инструмент управления, представляющий систему составления  бюджетов, текущего контроля за  исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений.

     Сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что вся  деятельность предприятия состоит  в балансировании дохода и расхода, с четко определенными местами их возникновения и закреплением в ответственность за руководителем соответствующего ранга. Менеджеры предприятия, планируя свои действия и их последствия в будущем, имеют возможность оценить, насколько фактические результаты соответствуют их планам. Определяется экономическая эффективность деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений, планируются и фиксируются реальные поступления и “выбытия” денежных средств, определяется экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. Руководство имеет возможность использовать приемлемые соотношения между изменением прибыльности, платежеспособности и экономическим потенциалом предприятия.

     Типичной  ситуацией для отечественных  предприятий является дефицит оборотных  средств, и как следствие, возможная “внезапная” нехватка денежных средств для оплаты текущих краткосрочных задолженностей. Это усугубляется отсутствием на многих предприятиях четкой системы работы с дебиторами и кредиторами, регулярного - вплоть до ежедневного - контроля и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей, целенаправленных мер по сокращению финансового цикла, оптимизации уровня и структуры запасов и других элементов оборотных средств.

    1.2. Функции бюджетирования

    Функции бюджета:

  • Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.
  • Координация различных видов деятельности и отдельных подразделений.
  • Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей.
  • Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.
  • Основа для выполнения плана центрами ответственности и их руководителей.

     Бюджетирование  обладает следующими преимуществами:

     1. повышение эффективности управления;

     2. качественное планирование финансовой  деятельности;

     3. реализация стратегических целей  компании;

     4. повышение качества коммуникаций между структурными подразделениями за счет управления по центрам финансовой ответственности;

     5. планирование и координация финансовых  потоков, определение “узких  мест” и необходимости во внешнем  финансировании. 
 
 

           1.3. Виды бюджетов  и их классификация

     Сводный  бюджет  предприятия  состоит  из  трёх  бюджетов 1-го  уровня –  операционного, инвестиционного  и финансового. Часто в отечественной  литературе финансовый бюджет определяют ещё как «бюджет движения денежных средств» или «денежный бюджет». Это не совсем корректно, так как целью  составления  финансового  бюджета  является  не  только  планирование  денежных  поступлений  и расходов предприятия, но и шире, всех оборотных средств и краткосрочных обязательств как основных факторов, определяющих текущую платёжеспособность компании.

     Операционный  бюджет фокусируется на моделировании  будущих расходов и доходов от текущих операций  за  бюджетный  период.  Следовательно,  объектом  рассмотрения  операционного  бюджета, является финансовый цикл предприятия.

     Инвестиционный  бюджет  рассматривает  вопросы  обновления  и  выбытия  капитальных  активов (основных  средств  и  вложений,  долгосрочных  финансовых  вложений),  что  составляет  основу инвестиционного цикла.

     Цель  финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств  для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

     «Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчётности: 

     •  отчёт  о  финансовых  результатах (прибылях  и  убытках) – «выходная»  форма  операционного бюджета;

     •  отчёт о движении денежных средств и отчёт об изменении финансового состояния – «выходные» формы финансового бюджета;

     •  отчёт об инвестициях – «выходная» форма инвестиционного бюджета;

     •  баланс –  интегральная «выходная»  форма,  объединяющая  результаты  всех  трёх  основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.  

     Рис. 1.  Структура сводного бюджета предприятия 

     В свою очередь, некоторые бюджеты 2-го уровня складываются из бюджетов 3-го уровня, бюджеты 3-го  уровня  могут  распадаться  на  бюджеты 4-го  уровня  и  т.д.,  в  зависимости  от  масштабов  и многообразия хозяйственных операций предприятия. 

     Сводный  бюджет  (от  англ. master budget) –  план  деятельности  предприятия  на  установленный период  времени (бюджетный  период),  выраженный  в  ряде  целевых (бюджетных  или  плановых) показателей,  охватывающих  все  сегменты  бизнеса  предприятия  и  подразделений,  составляющие  его организационную  структуру. Сводный бюджет состоит из трёх подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.

     Операционный  бюджет  –  подбюджет 1-го  уровня,  входящий  в  состав  сводного  бюджета предприятия  и  являющийся  планом  доходов (выручки),  расходов (себестоимости)  и  конечных финансовых  результатов (прибыли)  предприятия  на  бюджетный  период.  Операционный  бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции,  бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих)  расходов, бюджета закупок.

     Инвестиционный  бюджет  –  подбюджет 1-го  уровня,  входящий  в  состав  сводного  бюджета предприятия  и  являющийся  планом  капитальных  затрат  и  долгосрочных  финансовых  вложений предприятия на бюджетный период.

     Финансовый  бюджет – подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия  и являющийся планом:

     − во-первых, денежных поступлений и расходов;

     − во-вторых,  движения  всех  ликвидных  ресурсов (оборотных  средств)  и  текущих  обязательств предприятия на бюджетный период. 

     Бюджет  продаж – подбюджет 2-го  уровня,  входящий  в  состав  операционного  бюджета  и являющийся  планом  доходов  от  продаж (выручки),  физического  объёма  и  структуры  продаж, себестоимости  продаж (реализации)  и  сбытовых (прямых  коммерческих)  расходов  предприятия  на бюджетный период.

Информация о работе Сводный бюджет организации