Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 12:47, курсовая работа
Эффективным является применение системы бюджетного планирования и контроля для производственных и производственно-торговых предприятий среднего размера и в тех случаях, когда предприятие финансово и организационно не готово к внедрению сложной корпоративной информационной системы. В этом случае подготовительная работа по анализу бизнес-процессов предприятия, совершенствованию его организационной структуры, анализу затрат и т.д., выполняется для внедрения бюджетного планирования.
Введение………………………………………………………………………...…4
Теоретические основы бюджетирования…………………………………6
Понятие и сущность бюджетирования………….........………...….6
Функции бюджетирования…………………………..........……...…7
Виды бюджетов и их классификация……………………............…8
Порядок составления сводного бюджета организации…………...……17
Операционный бюджет…………………………………...............17
Инвестиционный бюджет……………………………................…38
Финансовый бюджет………………………………………............40
Анализ и контроль исполнения бюджета………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………53
4) подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений – центров ответственности и подразделений – функциональных центров;
5)
консолидации бюджетов в
6)
рассмотрение планов мероприятий
и бюджетов на заседании
бюджетного комитета, согласование
изменений и утверждёние
7)
доведение бюджетных
В
таблице 1 показана взаимосвязь стратегического
и бюджетного планирования.
Верхний уровень показателей – утверждается в макроплане. Второй уровень – сфера ответственности руководителей функциональных центров; целевые значения доводятся до них на основе утверждённого макроплана. Нижний уровень – показатели деятельности центров ответственности.
Утверждение
бюджета целесообразно
Этап 1. Защита бюджетов, затем их согласование, доработка и утверждёние центрами ответственности. Такое планирование делает процесс формирования бюджета прозрачным и практически лишает исполнителей шансов завысить плановые затраты своих подразделений.
Этап 2. Рассмотрение, балансировка и принятие бюджета исполнительным органом предприятия.
Этап 3. Утверждёние годового бюджета в составе годового плана.
Первым этапом разработки сводного бюджета является составление операционного бюджета.
Причём необходимо начать с предварительного прогноза объёма продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции. В зависимости от прогнозного объёма продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, инвестиции и источники финансирования.
Верхний предел физического (в натуральных единицах) объёма продаж предприятия объективно определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода. В рамках этого лимита, варьируя различные факторы (отпускные цены, период рассрочки платёжа и пр.), можно в достаточно широких рамках изменять физический объём сбыта в зависимости от эластичности спроса по цене, ёмкости рынка и других макроэкономических факторов. Здесь задачей бухгалтера, ведущего управленческий учёт, является проведение так называемого CVP-анализа («издержки-объём-прибыль»), с целью нахождения таких значений цены, физического объёма реализации, метода платёжа, переменных и постоянных расходов и пр., которые бы обеспечивали максимальную величину прибыли от реализации данного вида продукции (маржинального дохода). Классическая модель CVP-анализа может быть выражена целевой функцией максимизации операционной прибыли и маржинального дохода (формула 1):
ОП = Р(Б)Б – сБ – С0 = М – С0 →max, (1)
где ОП – операционная прибыль;
Р(Б) – цена реализации единицы продукции;
Б – физический объём реализации (в натуральных единицах);
с – удельные переменные издержки в расчёте на одну единицу объёма реализации;
С0 – совокупная величина постоянных расходов;
М – маржинальный доход (доход от реализации) данного вида продукции.
Рассчитав первую производную по параметру Б из вышеуказанной формулы, получим (формула 2):
Таким образом, оптимальный объём реализации достигается в той точке, где предельный (маржинальный) доход равен среднему доходу в расчёте на одну единицу физического объёма продаж.
Иначе говоря, расширять физический объём продаж, снижая отпускные цены, выгодно до того момента, пока дополнительная прибыль от реализации превышает дополнительные производственные и сбытовые затраты и убытки от снижения цен. Следует отметить, что оптимальный уровень физического объёма реализации и цен не зависит от величины постоянных расходов. Изменение величины постоянных расходов влияет на значение операционной прибыли в точке оптимальности, но не на саму точку оптимальности.
Для отдельного вида продукции показатель операционной прибыли отсутствует. Функция маржинального дохода для отдельно взятого вида продукции будет иметь вид (формула 3):
М = Р(Б) Б – с(Б).
Можно сказать, что определёние целевого объёма и структуры продаж (в отличие от большинства других стадий разработки проекта сводного бюджета) – это скорее управленческое искусство, нежели рутинная процедура. Тем не менее, базовые принципы взаимосвязи показателей издержек, уровня цен, физического объёма как факторов, определяющих доход от реализации, – это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно.
Для расчёта оптимального объёма продаж необходимо изначально знать также целевые остатки готовой продукции на момент окончания бюджетного периода, так как динамика остатков готовой продукции как раз и определяет разницу физического объёма выпуска и реализации. Предположим, целевые товарные остатки по продукту А на окончание бюджетного периода определёны величиной 1100 т (фактически на начало периода – 100 т). Таким образом, исходные данные для расчёта целевого объёма продаж с выделением двух категорий затрат условно могут быть представлены следующим образом (формулы 4 – 7) .
Бвып = Бпр + 1000,
где Бвып – физический объём выпуска; Бпр + 1000 – физический объём продаж плюс плановый прирост товарных остатков.
Ском = 5,9Бпр,
где Ском – удельные прямые коммерческие расходы.
Спр = 90 Бвып = 90 (Бпр + 1000),
где Спр – удельные производственные затраты.
Р = –0,0019 Бпр + 1,
где Р – эластичность спроса по цене.
Как правило, предварительные данные по удельным затратам (производственным и прямым коммерческим) берутся на основе ретроспективных фактических показателей предыдущих бюджетных периодов. На основе же анализа фактических показателей прошлых периодов по сравнительной динамике цен и физического объёма реализации можно приблизительно (путём линейной экстраполяции) вывести зависимость физического объёма продаж от динамики цен (т.е. функцию эластичности спроса по цене).
Следует отметить, что изменение товарных остатков выводится расчётным путём, так как целевой объём продаж определяется точкой оптимальности по результатам анализа «издержки–объём–прибыль». Поэтому в указанном варианте целесообразно рассматривать две функции:
1) собственно функцию маржинального дохода, при которой в функцию затрат включается лишь часть издержек, списываемая в бюджетном периоде на себестоимость реализации – в этом смысле производственные затраты приравниваются к прямым коммерческим расходам (формулы 8–9):
MA = (–0,0019Б + 114,9) Б – 5,9 Б – 90(Б) – →max, (8)
где MA – функция маржинального дохода для продукта А;
2)
функцию валовых поступлений-
(ВПЗ)А = (–0,0019 Б + 114,9)Б – 5,9Б – 90(Б + 1000) – →max, (9)
где (ВПЗ)А – функция валовых поступлений затрат, в которой учитываются все производственные затраты.
Отметим, что точки оптимальности для обеих функций равны (первые производные данных функций совпадают). Однако значения в точке оптимальности различны. Это обстоятельство имеет определённое значение при наличии альтернативы по выпуску двух или нескольких видов продукции на одной и той же производственной линии. При равенстве расчётных величин маржинального дохода во внимание принимается значение функции ВПЗ, так как разница валовых поступлений-затрат непосредственным образом влияет на уровень финансового дефицита и финансовой устойчивости предприятия в целом.
Таким образом, функция маржинального дохода для продукта А (формула 8) при выделении в зависимости от генератора затрат двух категорий издержек примет вид:
МА = (–0,0019Б + 114,9) Б – 5,9Б – 90Б – →max.
Извлекая первую производную, получим:
–0,0019Б + 19Б – на максимум М′ А = 0 = –0,0038Б + 19.
Откуда Б = 5000 т (физический объём продаж продукта А);
Р = –0,0019⋅5000 + 114,9 = 105,4 тыс.р./т (прогнозная цена реализации при данном физическом объёме продаж продукта А);
Бвып = 5000 + 1000 = 6000 т (объём выпуска продукта А при условии роста товарных остатков на 1000 т).
М = 105,4⋅5000 – 5,9⋅5000 – 90⋅5000 = 47 500 тыс. р;
ВПЗ = 105,4⋅5000 – 5,9⋅5000 – 90⋅6000 = –42 500 тыс. р.
На вышеприведённом примере наглядно продемонстрирована целесообразность расчёта двух функций при проведении анализа «издержки-объём-прибыль» по отдельному виду продукции.
Как следует из вышеприведённых расчётов, при том, что производство и реализация продукта А вполне рентабельны для предприятия, ограниченная ёмкость рынка при стабильном в текущем периоде, технологически обусловленном объёме производства, за данный бюджетный период приведёт к увеличению уровня финансового дефицита (сальдо финансовых поступлений и расходов компании).
«Выходной» формой данного этапа
бюджетного процесса является
первичный вариант бюджета продаж,
упрощённый вариант которого показан
в табл. 2.
Следующим шагом в разработке сводного бюджета предприятия является составление бюджета производства и определёние целевого уровня запасов готовой продукции.
Бюджет производства зависит от:
– планового объёма реализации;
– величины запасов готовой продукции (товарных остатков).
Прогнозный
объём продаж (в том числе в
разрезе отдельных видов
Товарные остатки на начало бюджетного периода являются известной величиной. Следовательно, для расчёта производственной программы необходимо скалькулировать целевую величину товарных остатков на конец бюджетного периода. После этого величина и структура выпуска выводятся чисто расчётным путём.
Определение целевой величины товарных остатков – достаточно сложная управленческая задача. Она решается на основе принципа оптимизации совокупных «выгод-издержек», зависящих от изменения величины складских запасов готовой продукции. Дело в том, что хранение запасов на складах порождает множество видов издержек, причём одни из них возрастают при увеличении товарных остатков, а другие – уменьшаются.
В этой связи задачей компании является нахождение приемлемого оптимума между издержками содержания запасов и издержками функционирования без запасов или с низким уровнем запасов, т.е. расчёт такого целевого уровня товарных остатков, при котором совокупные издержки будут наименьшими.
К основным категориям издержек, которые возрастают при увеличении товарного остатка, относятся:
– потеря процента от иммобилизации ресурсов компании (иммобилизационные издержки).
Иммобилизационные издержки относятся к категории так называемых вменённых затрат. Данное понятие характеризует упущенные выгоды предприятия вследствие отказа от альтернативных направлений использования ресурсов. Так, ресурсы предприятия, «связанные» в переходящей (т.е. устойчивой) величине товарных остатков, «выключены» из оборота компании.
Издержки, которые убывают по мере увеличения товарного остатка, включают в себя:
– возможные убытки от потери расположения потребителей.;
– возможную упущенную выгоду от потери гибкости.