Сводный бюджет организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Эффективным является применение системы бюджетного планирования и контроля для производственных и производственно-торговых предприятий среднего размера и в тех случаях, когда предприятие финансово и организационно не готово к внедрению сложной корпоративной информационной системы. В этом случае подготовительная работа по анализу бизнес-процессов предприятия, совершенствованию его организационной структуры, анализу затрат и т.д., выполняется для внедрения бюджетного планирования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4

Теоретические основы бюджетирования…………………………………6
Понятие и сущность бюджетирования………….........………...….6
Функции бюджетирования…………………………..........……...…7
Виды бюджетов и их классификация……………………............…8
Порядок составления сводного бюджета организации…………...……17
Операционный бюджет…………………………………...............17
Инвестиционный бюджет……………………………................…38
Финансовый бюджет………………………………………............40
Анализ и контроль исполнения бюджета………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….49

Список литературы………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Сводный бюджет организации.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

     Плановый  отчёт о прибылях и убытках  целесообразно составлять в двух вариантах: «развернутом» (в разрезе  доходности отдельных видов продукции –  табл. 17) и сводном (составляется по аналогии с формой № 2 квартальной финансовой отчётности – табл. 18). 
 
 
 

     Составление  прогнозного  отчёта  о  финансовых  результатах  является «выходной  формой» операционного  бюджета.  Тем не  менее,  по  результатам моделирования финансового бюджета операционный бюджет будет корректироваться.

      1. Инвестиционный бюджет

     Следующим  этапом  процесса  бюджетирования  является  составление  инвестиционного  бюджета, который определяется потребностями не только текущего (краткосрочного) бюджетного периода, но и более долгосрочной перспективой. Поэтому предприятие обычно составляет:

     – плановый краткосрочный бюджет (1 – 3 месяца);

     –  долгосрочный  инвестиционный  бюджет (так  называемый «бюджет  развития»)  и/или индикативный «скользящий» бюджет (1 – 3 года).

     Инвестиционный  план  компании  определяется  как  потребностями  текущего бюджетного периода (закупка оборудования и  пр.),  так и  временным периодом,  выходящим  за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы модернизации и пр.

     При  этом  три  основных  обстоятельства  определяют  структуру «выходной  формы» инвестиционного бюджета.

     Во-первых,  единицей  учёта  крупномасштабных  капитальных  вложений  является  проект,  поэтому для  таких  вложений  учёт  ведётся  по  линии «Направление  инвестиций –  проект –  статьи инвестиционных затрат». По мелким вложениям без проведения значительных строительно-монтажных работ (как  правило,  это  закупка  оборудования)  учёт  ведётся  по  линии «Направление  инвестиций – статьи инвестиционных затрат». 

     Во-вторых,  отчёт  об  инвестициях  должен  представлять  собой  плановый  баланс  движения внеоборотных активов, где присутствуют строки «Остаток на начало периода», «Приход (планируется к освоению)», «Расход» (перешло  из  состава  незавершённого  строительства  или  оборудования  к установке  в  состав  основных  средств  по  факту  сдачи  объектов  капитальных  вложений  или  монтажа оборудования), «Целевой  остаток  капитальных  вложений  и  оборудования  к  установке  на  конец бюджетного периода». Естественно, при этом планируется не только смета освоения инвестиций, но и сдача  инвестиционных  объектов (графа «Расход»)  и,  как  следствие,  остаток  незавершённого строительства на конец бюджетного периода.

     В-третьих, бюджетирование отдельных инвестиционных проектов зависит от того, осуществляются ли они хозяйственным способом либо путём привлечения подрядчика (подрядным  способом). В первом случае в инвестиционном бюджете показывается подробная расшифровка по статьям инвестиционных затрат. При подрядной форме объект незавершённого строительства до его сдачи находится на балансе подрядчика  и  в  отчёте  об  инвестициях  фигурирует  лишь  стоимостная  величина  финансирования подрядных работ. Типичный проект инвестиционного бюджета предприятия показан в табл. 19. 

      1. Финансовый  бюджет

     Следующим  шагом  составления  сводного  бюджета  предприятия  является  составление  проекта бюджета  денежных  средств.  Проект бюджета  движения  денежных  средств (другое  название  проект отчёта  о  движении  денежных  средств)  является  первой  из  двух «выходных  форм»  финансового бюджета. 

     Проект  бюджета  движения  денежных  средств  составляется  на  основе  проектов  отчёта  о финансовых  результатах  и  инвестиционного  бюджета.  Следует  отметить,  что  бюджет  движения денежных средств не является чисто расчётным из двух упомянутых:

     −  статьи  отчёта  о  финансовых  результатах  могут  существенно  отклоняться  от  соответствующих статей денежных поступлений и расходов на величину сальдо изменения дебиторской и кредиторской задолженности (формула 13).

      

     –  существуют  статьи денежных поступлений и расходов, не  связанных  с  текущим кругооборотом капитала  и  инвестиционной  деятельностью.  Это привлечение денежных  средств (кредиты и займы, эмиссия акций)  и,  наоборот,  осуществление расчётов  по  кредитному  финансированию (погашение процентов и суммы основного долга по кредитам).

     С учётом всего вышесказанного проект бюджета движения денежных средств (отчёта о движении денежных средств) предприятия выглядит следующим образом (табл. 20). 

     Баланс  на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по отдельным  статьям актива и пассива по принципу (формула 14): 

     При  этом  плановый  балансовый  остаток  на  конец  периода  является  расчётной (искомой) величиной,  балансовый  остаток  на  начало  периода  берётся  как фактическая  величина  из формы № 1 (баланс)  на  начало  бюджетного  периода.  Величины  же  планового  прихода  и  расхода  берутся  из соответствующих сводных форм операционного, инвестиционного и финансового бюджетов (табл. 21). 

     Проект  отчёта  о  движении  денежных  средств (первая «выходная  форма»  финансового  бюджета) является  исходной  бюджетной  формой  при  составлении  прогнозного  баланса (т.е.  данные  проекта отчёта о движении денежных средств являются «входными» при составлении проекта баланса на конец периода (табл. 21)).

     Вторая  «выходная форма» финансового  бюджета  –  отчёт  об изменении финансового  состояния – является  производной  бюджетной  формой  от  проекта  баланса  на  конец  бюджетного  периода,  т.е. строится на основе «готового» проекта баланса. 
 

     Структура  проекта  баланса  строится  аналогично  структуре  формы  № 1  сводной  финансовой отчётности, составляемой для подачи в налоговую инспекцию (табл. 22).

     Для  расчёта  плановых  показателей  ликвидности  составляется  проект  отчёта  об  изменении финансового  состояния,  который  непосредственно  строится  на  основе  планового проекта баланса и является  второй «выходной»  формой  финансового бюджета.  Коэффициенты  ликвидности являются  индикаторами  финансового состояния предприятия.  Значения коэффициентов ликвидности рассчитываются  непосредственно из  данных  отчёта  об  изменении финансового состояния (табл. 23).  
 
 

     В  наибольшей  степени  первичный  сводный  бюджет  корректируется  при  увеличении  планового объёма реализации, или сокращении переменных издержек, так как показатели объёмов  и текущих затрат являются  взаимосвязанными и  в  этом  случае имеет место не частичное изменение бюджетных форм,  а ревизия затрагивает большинство статей первичных отчётов. 

     Осуществив  вышеперечисленные  изменения,  можно  сказать,  что  бюджет  компании  является сбалансированным, т.е.:

     –  обеспечивает  положительные  плановые  финансовые  результаты  как  по  реализации  отдельных видов продукции, так и для предприятия в целом;

     –  поддерживает  нормативные  уровни  показателей  финансового  состояния,  т.е.  обеспечивает достаточные гарантии сохранения платёжеспособности предприятия в течение бюджетного периода.

    1. Анализ и контроль исполнения бюджета

     Следующей  стадией  бюджетного  цикла  является  контроль исполнения  сводного бюджета. Контроль исполнения бюджета базируется на четырёх основных принципах:

     1.  Принцип  темпоральности  определяет,  что  контроль  исполнения  бюджета  осуществляется множественно  и  параллельно  во  времени   на  базе  соответствующего  отчётным  интервалам информационного обеспечения. 

     2.  Принцип  объективности  предъявляет   требования  системности  и   целостности  к информационному   обеспечению,  на  базе  которого  осуществляется  контроль  исполнения  бюджета. 

     3.  Принцип  сравнимости  обусловливает   необходимость  однозначной  идентификации хозяйственных  операций  и  их  параметров,  что  естественно  включает  требование  наличия  единого бюджетного  классификатора,  таблиц  соответствия  регистров  бухгалтерского  и  бюджетного  учёта,  а также систему согласования информации в параллельных контурах учёта. 

     4. Принцип ответственности – принцип  персональной ответственности руководителей  структурных подразделений  при   формировании,  утверждении  и   последующего  исполнения  бюджета   в  рамках компетенций определённых  регламентом. 

     Контроль  за исполнением бюджетов осуществляется в виде предварительного, текущего и последующего видов контроля.

     Предварительный контроль осуществляется на стадии планирования при анализе представленных альтернативных вариантов. В результате принимается и утверждается вариант бюджета, наиболее соответствующий установленным критериям.

     Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджета путем сопоставления  плановых показателей с фактическими учетными данными. При этом выявляются отклонения и они анализируются, т.е. выясняются их причины. Затем эти выявленные причины либо устраняются, либо производится корректировка бюджета.

     Последующий контроль осуществляется по завершении бюджетного периода, когда составляют отчеты об исполнении бюджета. Он осуществляется с помощью форм управленческой отчетности, которые содержат плановые и фактические показатели, а также отклонения. По результатам сопоставлений проводится анализ отклонений и причин их возникновения. Отклонения могут быть положительными и отрицательными, благоприятными и неблагоприятными. Отклонения могут измеряться в абсолютных или относительных единицах. Они могут рассчитываться между показателями определенного периода, а также по отношению к любому базовому. В формах могут отражаться для сопоставимости данные не только за отчетный период, но и за предыдущие. Этот вид контроля дает информацию о завершении бюджета, дает возможность анализа и позволяет более точно рассчитать последующие бюджеты.

     Анализ  исполнения бюджетов проводится в 4 этапа.

     Этап 1 - называют нулевым уровнем анализа. Здесь на основе статического бюджета осуществляют сравнение фактических результатов с планируемыми без учета изменения уровня деловой активности. Выявляются отклонения, делаются выводы и определяют общие тенденции.

     Этап 2 – является первым уровнем анализа, на котором составляют гибкий бюджет для нескольких уровней деловой  активности. В гибком бюджете проводят корректировку переменных затрат, выручки  и маржинального дохода в зависимости  от объема реализации. Постоянные расходы остаются такими же как и в статическом бюджете. На этом уровне анализа выявляется, за счет чего произошли отклонения фактической прибыли от запланированной. Для выявления отклонений сравниваются показатели гибкого и статического бюджетов и делается вывод об эффективности деятельности.

     Этап 3 - второй уровень анализа предполагает расчет отклонений по цене ресурсов (материальных, трудовых), которые показывают, насколько  фактическая цена приобретения ресурсов отличается от стандартной. Они могут  возникнуть как при приобретении материалов, так и при начислении заработной платы.

     Этап 4 - третий уровень анализа состоит  в расчете отклонений по объему использованных ресурсов и позволяет оценить  степень эффективности использования  приобретенных ресурсов путем сравнения фактической и запланированной величины их использования.

     Выявленные  отклонения могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. И они  помогут выявить причины невыполнения бюджетов.

  •  
  •      

  • Заключение
  •  

         В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. С помощью планирования финансов менеджер определяет, какой станет в будущем деятельность компании в зависимости от ожидаемой экономической, конкурентной, технической и правовой среды.

         Задачей бюджетного планирования является обеспечение  строгой экономии финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большая гибкость в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также повышение точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

    Информация о работе Сводный бюджет организации