Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа
Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132
Влияние же клиентов
категории «Б» является
Влияние клиентов сегмента В2С: можно также условно разделить на две категории:
а) В2С клиенты (и их влияние) на уже сложившемся рынке;
б) В2С клиенты (и их влияние) на вновь появившемся рынке (как с точки зрения географии, так и с точки зрения объемов).
Следует отметить, что особенностью всего спектра клиентов сектора В2С заключается в том, что закупки являются разовыми, в основном, на этапе строительства какого либо объекта. Затем взаимодействие (повторное обращение клиентов) с клиентами практически не происходит. По данному сегменту влияние клиентов присутствует, но оно незначительно вследствие того, что:
- закупки являются разовыми;
- объем реализации приходящийся
на В2С сегмент оставляет 20-25
процентов, что не может
Выводы: у предприятия есть клиенты сегментов В2В и В2С. ОАО «Звезда» ожидает, что влияние клиентов В2В будет значительным, а влияние клиентов сегмента В2С будет не значительным на уровень дохода предприятия.
Власть поставщиков.
Основными поставщиками сырья являются российские компании. Данные компании являются монополистами на рынке строительных материалов и сырья. В частности к таким компаниям относятся:
- «Евроцемент групп»;
- «ТПК КВАДР»;
- «LSR Цемент»;
- «ООО Крезол»;
- «ОАО Глиноземный комбинат»;
ОАО «Звезда» также является
крупным потребителем электроэнергии
и газа для своих производственных
нужд. Следует отметить, что большинство
поставщиков сырья и
Уменьшение влияния фактора монопольных поставщиков должно проявляться в тщательном планировании запасов продукции, учете кредиторской задолженности и сроков ее погашения, что невозможно без ведения управленческого учета и бюджетирования.
Выводы: предприятие в своей производственной деятельности использует сырье, поставляемое в основном поставщиками-монополистами. Это является спецификой российского рынка – чрезмерная монополизация. Вследствие чего, власть поставщиков является существенной. Тем не менее, предприятие надеется, что с вступление России в ВТО ситуация на рынке сырья может значительно измениться и на рынке появятся новые поставщики.
Барьеры входа.
ОАО «Звезда» для входа
на расширяющийся рынок
Выводы: наиболее
значительными факторами
2.4. Анализ продуктового портфеля компании
Краткая характеристика продукции выпускаемой ОАО «Звезда».
1. Декоративная (отделочная) плитка.
Плитка предназначена как внутренних, так и наружных работ.
2. Плиточный клей.
Предприятие испытывает значительные проблемы со сбытом плиточного клея, т.к. на рынке существует значительная конкуренция со стороны иностранных производителей. К тому же, качество плиточного клея не высокое, вследствие использования устаревших технологий производства клея.
3. Цементно-стружечная плитка.
С помощью ЦСП можно выполнить:
внешнюю отделку домов; внутреннюю отделку помещений; обшивку сухих и влажных помещений; реставрацию и восстановительные работы.
Прежде всего, цементно-стружечные плиты используют в сборных конструкциях различного назначения, а также для внутренних и наружных строительных работ.
4. Черепица-шинглас.
Это гибкая черепица - битумный материал на основе стеклохолста. Для производства черепицы используются природный битум и модифицированный битумный компаунд.
На основе матрицы Boston Consulting Group (БКГ) проведем классификацию производимой продукции ОАО «Звезда».
Схема № 22: Матрица БКГ
В матрице БКГ используется 2 критерия:
- темп роста целевого
сегмента в качестве
- доля рынка относительно
самого опасного конкурента в
качестве индикатора
Выделим товарные подгруппы ОАО «Звезда». Воспользуемся данными отдела маркетинга компании для определения значений необходимых характеристик. Относительная доля рынка рассчитывается на основании данных о продажах ТП ОАО «Звезда» и ее основным конкурентом компанией КСК по следующей формуле:
Относительная доля рынка ТП= Объем продаж ТП у анализируемой компании / Объем продаж ТП у ведущего конкурента.
Таблица № 3:Относительные доли ТП компании «Звезда» и темпы роста рынка.
№ ТП |
Название ТП |
Относительная доля рынка |
Темп роста рынка, % |
Категория |
Доля продаж в общем объеме % |
1. |
Декоративная плитка |
6.4 |
101 |
Звезда |
80 |
2. |
Плиточный клей |
1,1 |
64 |
Собаки |
1,3 |
3. |
Цементно-стружечная плита |
1,4 |
95 |
Дойная корова |
12 |
4. |
Черепица-шинглас |
0,3 |
84 |
Собаки |
6.7 |
На основе полученных числовых значений произведем более точное позиционирование ТП на матрице БКГ:
Темп роста рынка
Относительная доля рынка
Схема № 23: Матрица БКГ для ОАО «Звезда».
Для правильного прочтения первого и второго варианта матриц БКГ следует уточнить, что на Схеме № 9 и Схеме № 10 не совпадает направление оси Х. На Схеме № 10 направление оси, как на стандартных графиках, начинается от «0» и увеличение значений происходит в правую сторону. Соответственно, левые секторы - «звезды» и «дойные коровы» переместились в правые.
Таблица № 4: Удельный вес различных категорий по матрице БКГ в структуре ассортимента OАО «Звезда» относительно общего объема продаж.
Категория |
Количество ТП |
Удельный вес |
Звезда |
1 |
60% |
Дойные коровы |
1 |
30% |
Собаки |
2 |
10% |
Знаки вопроса (трудные дети) |
0 |
0% |
Итого |
4 |
100% |
В результате анализа матрицы БКГ выявлено, что из 4 подгрупп товаров ОАО «Звезда» товары - «знак вопроса» составляют 0%, «товары-звезды» - 60%, «дойные коровы» - 30%, «собаки» - 10%. При старении ТП «дойные коровы» и переходе этих ТП в позицию «собаки» у компании резко уменьшится прибыль. Это означает, что у ОАО «Звезда» будет фактически одна группа товаров, которая будет приносить устойчиво доходы. Что же касается остальных групп «собаки», то доходы от этих групп являются неустойчивые и компания не смогла получить какие-либо значительные рыночные позиции в этих сегментах рынка. Относительно ТП «дойные коровы», то эти товары пользуются спросом у покупателей компании и не требуют дополнительных маркетинговых усилий, принося ОАО «Звезда» стабильные продажи. Товарами - «собаками» в нашем анализе являются подгруппы «Плиточный клей» и «Черепица-шинглас». Данные товарные подгруппы не пользуются значительным спросом. Полностью отказаться от этих товарных групп невозможно, т.к. они зачастую являются дополняющими для клиентов. В этой связи предприятие должно больше уделить внимание экономии на издержках и их факторном анализе.
2.5. Анализ организационной
структуры ОАО «Звезда» по
осуществлению финансового
Организационная структура бюджетирования и финансового планирования ОАО «Звезда»
Схема организационной структуры ОАО «Звезда» имеет линейный принцип организации. Основу структуры составляют дирекции, которые формируют организационные подсистемы. Каждая подсистема в свою очередь создает иерархию отделов. Каждый из отделов подчинен соответствующей дирекции. На предприятии для каждой дирекции и отдела разработаны целевые показатели деятельности. Эти показатели деятельности разрабатываются и устанавливаются директоратом предприятия. Т.е. на предприятии существует полная централизация деятельности и дирекции, включая руководителей отделов, полностью лишены какой-либо самостоятельности и инициативы в формировании целей и задач дирекции/отдела.
Схема № 24: организационная структура предприятия ОАО «Звезда».
Рассмотрим детально функции основных отделов и дирекций предприятий.
1. Директорат предприятия, который состоит из топ менеджеров предприятия осуществляющих разработку стратегических финансовых и иных планов компании, включая маркетинговые и производственные. Директорат, также осуществляет деятельность координации отношений с основными акционерами компании. Директорат, для целей финансового менеджмента, планирования и бюджетирования поименован как «центр управленческих затрат».
2. Финансовый отдел и бухгалтерия, которые включают в себя специалистов в сфере финансов и бухгалтерии: бухгалтера (4 человека), экономисты (3 человека), финансовые менеджеры (2 человека), сметчики (2 человека), финансовый контролер и финансовый директор. Задачей финансового отдела являет обеспечение текущей деятельности компании, подготовка финансовых и иных отчетов для топ-менеджмента компании и акционеров, подготовка отчетов для государственных органов, организация и координация процессов долгосрочного, краткосрочного и текущего планирования (включая вопросы связанные с бюджетированием), выверка бюджетов по центрам затрат и центрам дохода компании, сведение всех операционных и стратегических бюджетов и планов расходов/доходов по центрам затрат и центрам доходов. Задачей финансового отдела ОАО «Звезда» также является разработка бюджетов расходов и доходов компании. Всего в финансовом отделе работает 11 специалистов на постоянной основе. Помимо этого, в пик отчетных периодов компания привлекает молодых специалистов/стажеров до 3-х человек для того, чтобы они выполняли работу, которая не требует значительной квалификации/опыта, но может отвлекать у финансовых специалистов компании значительное время. Финансовый отдел для целей финансового менеджмента, планирования и бюджетирования поименован как «центр управленческих затрат».
3. Отдел закупок. Функционал отдела закупок: осуществление взаимосвязи закупок с производством, сбытом, складированием, финансовыми службами; ведение субподрядных отношений; поиск информации о поставщиках и создание банка данных; получение источников информации о поставщиках; разработка критериев выбора поставщиков; расчет рейтинга поставщиков; проведение тендеров; сегментация базы поставщиков; разработка стратегии взаимоотношений с поставщиками; построение партнерских отношений и отношений, построенные по принципу экономической целесообразности; оценка результатов работы с выбранными поставщиками; ведение документов организации, регламентирующие закупочную деятельность. Этот отдел для целей финансового менеджмента, планирования и бюджетирования поименован как «центр нормативных затрат».