Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132

Файлы: 1 файл

ВКР_С_Николаенко_11_02_13.docx

— 2.90 Мб (Скачать)

Предприятие ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Аналитический учет хозяйственный операций ведется как на отдельных субсчетах первого и второго уровней, так и без отражения на отдельных субсчетах с использованием возможностей программного обеспечения - отчет «Анализ счета по субконто».

На предприятии  используются унифицированные формы  первичных учетных документов; внедрены специализированные формы первичных  учетных документов с внесением  изменений в унифицированных  формах применительно особенностей отраслей, а также приспособленных  к современным требованиям стандартов построения документации, соблюдать  компактность и удобность для  компьютерной обработки; формы, применяемые  в программном комплексе «1С  Бухгалтерия» версия 8.2.

Таблица № 1: Технико-экономические показатели ОАО «Звезда» за 2009-2011 г.г.

Показатели

Ед.изм.

2009г.

2010г.

2011г.

Абсолютное отклонение 2011г. к 2009г (+, -).

1

2

3

4

5

6

Объем произведенной  продукции  в действующих ценах

тыс.руб.

778101,2

966938,8

1077690,7

299589,5

Объем отгруженной продукции

тыс.руб.

771055,4

969829,9

1085836,3

314780,9

Среднесписочная численность 

чел.

234

260

267

-33

Среднемесячная з/плата всего персонала

руб.

17075

19857

21858

4783

Затраты на 1 руб. произведенной  продукции

коп.

0,92

0,92

0,94

0,02

Рентабельность 

%

8,2

8,5

6,3

-1,9

Чистые активы

тыс.руб.

88477

126921

157683

69206


В результате сравнительного анализа по технико-экономическим  показателям видно, что объем  произведенной товарной продукции, увеличился к концу 2011 года на 299589,5 тыс. рублей, а отгруженной продукции  на 314780,9 тыс. руб. к соответствующему периоду 2009 года.

В 2011 году затраты на 1 рубль  произведенной продукции увеличились  на 0,02 коп. и составили 0,94 коп. в основном за счет удорожания стоимости закупаемого сырья. Соответственно рентабельность выпускаемой продукции сократилась на 1,9% к уровню 2009 года и на 2,2% к 20010 году.

Чистые активы предприятия  в 2011 году выросли на 69,206 тыс. рублей к 2009 году и составили 157,683 тыс. руб.

Предприятие постоянно  совершенствуется: внедряются новые  технологии, ведется замена морально устаревшего оборудования. За годы работы реконструированы все цеха. В первую очередь была установлена  механизированная линия по производству кафельной плитки по итальянской  технологии, что на 80% снизило ручной труд, заменены также отечественные  линии упаковки произведенной продукции. Более детальный анализ финансовой деятельности предприятия за 2009 – 2011 г.г. см. в Приложении 1.

Выводы: предприятию  следует сконцентрировать свои усилия на экономии на издержках.

 

2.2. Анализ факторов  дальнего окружения (PEST анализ).

Таблица № 2: Анализ факторов дальнего окружения  ОАО «Звезда».

Фактор

Влияние на отрасль

Влияние на компанию

Политика (Political)

 

Текущее законодательство: Изменение налогового и трудового законодательства. Увеличение налоговой нагрузки в части выплаты страховых взносов за работников предприятия. В частности увеличение налоговой нагрузки по этой статье расходов на 8-10 процентов.

 

Расширение территории г.Москвы.

 

 

 

 

 

 

Регулирующие органы и нормы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Правительственная политика: декларируемые  программы поддержки малого бизнеса  в реальности никакой почвы под  собой не имеют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочее влияние государства  в отрасли:

Коррупционность властных структур, сильные помехи для развития малого бизнеса.

«-» Уменьшение прибыли

 

 

 

«+» Расширение рынка сбыта, т.к. на новых территориях планируется  возведение новых жилых и административных зданий.

 

 

 

 

«-» происходит долгое согласование документов по передаче и разграничений полномочий на вновь присоединенных территориях между правительством Москвы и Московской области. Эта процедура достаточно сложная и забюрократизированная.

 

 

«-» мелкие компании: сильное влияние, уход в нелегальную деятельность

 

«+»Крупные компании увеличивают свое присутствие

«-» мелкие компании: Усиление конкурентного  давления со стороны крупных производителей

 

 

 

 

«-»Рост непроизводительных затрат

«-» Уменьшение прибыли

 

 

«+» Увеличение количества новых заказов в долгосрочной перспективе.

«-» Увеличение затрат на расширение материально-технической базы производства под увеличивающиеся заказы и новые рынки.

 

 

«-» Происходит задержка по размещению заказов вследствие бюрократических проволочек со стороны муниципальных или федеральных органов власти. 

 

 

 

 

 

«-»Рост непроизводительных затрат

 

 

 

 

«-» усиление конкуренции.

 

 

 

 

 

«-»Рост непроизводительных затрат

Экономика (Economic)

 

Экономическая ситуация и тенденции:

основной географический рынок  компании – Москва и Московская область. Ожидается, что с присоединением новых территорий к г.Москве темп роста экономики, благосостояния граждан, а также спрос на строительные материалы увеличится.

 

 

Мировой финансовый кризис: спад закончился, но рынок строительных материалов и строительство в целом растем еще достаточно медленно.

 

 

 

 

 

Россия вступила в ВТО.

 

 

 

«+» Ожидается значительный приток как государственных, так и частных инвестиций в развитие новых присоединенных территорий к г.Москве.

 

 

«-» объемы продаж еще не вышли на докризисный уровень.

 

«+» Возможность планирования объемов  продаж в среднесрочной перспективе.

 

«-» Рынки России стали открыты. Количество иностранных конкурентов  в ближайшее время увеличится. Вследствие чего, конкуренция усилится.

 

 

«+» Наблюдается увеличение числа заказов как от постоянных клиентов, так и новых..

 

 

 

 

«-» объемы продаж еще не вышли на докризисный уровень.

 

 «+» Возможность планирования  объемов продаж в среднесрочной  перспективе.

 

«-» Рынки России стали открыты. Количество иностранных конкурентов  в ближайшее время увеличится. Вследствие чего, конкуренция усилится.

Социум (Social)

 

Демографические изменения: Демографическая  ситуация  в РФ в целом негативная. Количество населения в регионе остается практически неизменным за счет потока неквалифицированной рабочей силы в регион.

Изменение структуры доходов:

Потребителем продукции является верхний слой среднего класса и класс  богатых. Этот слой не увеличивается, либо несколько уменьшается.

 

 

Потребительские предпочтения:

Потребители считают продукцию качественной и практичной.

 

 

 

Бренд, репутация компании:

«-» Происходит вымывание квалифицированных кадров. Снижение конкуренции на рынке труда

 

 

«-»   Уменьшение числа потенциальных  потребителей

 

 

«+» Постоянные и потенциальные клиенты (потребители) не имеющие в наличии этот товар, стараются осуществить покупку.

 

«+» Бренд вызывает доверие у  покупателей, знакомых с ним.

 

 

 

«-» Происходит вымывание квалифицированных кадров. Снижение конкуренции на рынке труда

 

 

 

«-»   Уменьшение числа потенциальных  потребителей

 

 

«+» Постоянные и потенциальные клиенты (потребители) не имеющие в наличии этот товар, стараются осуществить покупку.

 

«+» Бренд вызывает доверие у  покупателей, знакомых с ним.

Технологии (Technological)

 

Имеющиеся  технологии:

 

 

 

 

 

Развитие конкурентных технологий:

Технологии развиваются достаточно динамично. В отрасли наблюдаются   существенные технологические обновления раз в 5-7 лет.

«+» крупные компании. Есть технологические  преимущества.

«-» Мелкие компании: нет технологий. Нет преимуществ перед конкурентами

«-»  мелкие компании не способные применять современные технологии и производить их систематическое обновление: уменьшение доли рынка.

«+»У компании есть технологические  преимущества производства продукции (модернизации путем приобретения современного итальянского оборудования, технологии, патентов) перед конкурентами. Позволяют добиваться увеличения объемов продаж

 

«+» развитие технологий в отрасли позволяет компании в краткосрочной перспективе увеличить свою долю на рынке.


 

Выводы:

  1. Предприятию необходимо сосредоточить свою стратегию развития на Московском регионе (г.Москва и Московская область), т.к. присоединение новых территорий к г.Москве создает новые рынки, в которые будут вкладываться значительные государственные и частные инвестиции в течение продолжительного периода времени.
  2. Вступление России в ВТО. Необходимо использовать преимущество «первого хода» в преддверии вероятного захвата рынка крупным зарубежными производителями после вступления России в ВТО. Для этого успеть не только захватить, но и закрепиться на новом рынке.
  • инвестиции в бренд: создание лояльности целевых клиентов;
  • необходимо обеспечить системный доступ к крупнейшим интересующим клиентским сегментам;
  • накапливать информацию о рынке и потребителях выбранных сегментов;
  • договориться о „правилах игры" с органами власти в интересующих регионах;
  • приоритет долгосрочным договорам. Для занятия лидерских позиций предприятие должно инвестировать в привлечение и обучение лучших профессионалов отрасли, отстройку бизнес-процессов, строительство масштабной системы дистрибуции и формирование сильного брэнда предприятия.

 

В целом, по результатам PEST анализа можно сделать вывод, что внешняя среда является позитивной и стимулирующей для развития предприятия. Очевидно, что вступление России в ВТО усилит конкуренцию, тем не менее, предприятие может использовать усиливающуюся конкуренцию и появление новых рынков в свою пользу. Также топ-менеджменту предприятия, с целью нивелирования возникающих угроз, следует сосредоточиться на сокращении расходов и перейти к стратегии к экономии на издержках.

 

2.3. Анализ  сильных  и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего окружения)

Одним из наиболее эффективных  инструментов анализа факторов ближнего окружения  предприятия является модель «5 сил» («5 Forces»), разработанная М.Портером:

 

 

Схема № 21: Модель пяти сил конкуренции М.Портера

Объясняя, почему среднее значение рентабельности на вложенный капитал  различно, Портер предлагает эту схему  и говорит, что ROI зависит от конфигурации пяти сил, формирующих ближнее окружение  фирмы:

  • уровень конкуренции;
  • власть товаров-заменителей;
  • власть клиентов;
  • власть поставщиков;
  • барьеры входа в отрасль.

Суммарная конфигурация всех пяти сил влияет на прибыльность той  или иной отрасли (размер рентабельности на вложенный капитал).

Рассмотрим  эти силы.

Уровень конкуренции:

Предприятие осуществляет свою деятельность на достаточно емком рынке  и потребителями продукции являются как сектор В2В, так и частные  домохозяйства – сектор В2С. Но основные продажи приходятся на сектор B2B. Очевидно, что в связи со значительной емкостью рынка уровень конкуренции также  значителен, т.к. на этом рынке присутствует большое количество поставщиков  производящих такую же продукцию, что  производит ОАО «Звезда», либо продукцию  заменитель.  В связи с появлением новых рынков (расширение территории г.Москвы) появились возможности существенного роста рынков сбыта и отрасли как таковой. Прирост возможен за счет серьезного увеличения общего числа потенциальных покупателей/заказчиков и за счет перераспределения долей между конкурентами.

Тем не менее, очевидно, что  появление новых рынков автоматически  не приведет к расширению доли ОАО  «Звезда», но лишь создаст возможности  и условия для увеличения присутствия  на рынке. Предприятие работает в  условиях значительной конкурентной борьбы как с российскими производителями/поставщиками, так и с иностранными. Борьба с  иностранными производителями/поставщиками становится все более жесткой, т.к. Россия вступила в ВТО. Очевидно, что конкурирующие предприятия будут стремиться завоевать новые появляющиеся рынки. Соответственно, будет изменена стратегия деятельности/присутствия на уже существующих рынках, так и на вновь появившихся рынках в связи в расширением территории г.Москвы.

Следует отметить, что рынок  строительных материалов Москвы и Московской области достаточно конкурентоспособен, и насыщен строительными (отделочными) материалами разного уровня качества. Опыт присутствия на рынке ОАО  «Звезда» показывает, что на рынке  работает значительное количество предприятий/продавцов  предлагающих продукцию высокого (премиум) и среднего качества. Также, есть значительное количество мелких  производителей, которые не имеют сколько-нибудь развитых технологий, производят низкокачественную продукцию и для достижения сбытовых целей держат такую цену, что операционная прибыль этой продукции низка. Соответственно, ОАО «Звезда» конкурирует с производителями, которые производят продукцию как премиум класса, так и низкокачественную продукцию. Такого рода конкуренция объясняется тем, что компания работает как в сегменте В2В, так и в сегменте В2С (частные домохозяйства). Предприятие планирует, что в связи с появлением новых рынков его обороты могут увеличиться на 20-25%, а доля занимаемого рынка увеличится на 10-13%. Вследствие чего, ОАО «Звезда» планирует занять около 7-7,5% рынка московского региона.

Планируемое достижение доли рынка в 7-7,5% возможно достигнуть как  результат:

- снижения издержек и  себестоимости производимой продукции;

- более качественного  планирования и администрирования  финансов предприятия;

- разработки нового вида  продукции;

- внедрение новых технологий  производства;

- более качественной и  грамотной координации деятельности  всех подразделений предприятия  занимающихся производством и  сбытом продукции для уменьшения  сроков поставки продукции потребителю. 

Выводы: географический и продуктовый рынок, на котором  работает ОАО «Звезда» является достаточно конкурентным. Он характеризуется высоким уровнем предложения и спроса. Рынок достаточно емкий, насыщенный и динамичный. Предприятие ожидает расширение географического рынка вследствие присоединения новых территорий к г.Москва. Предприятие ожидает, что в ближайшее время произойдет жесткая конкурентная борьба за новый рынок сбыта.

Влияние товаров-заменителей:

Влияние товаров-заменителей  является значительным, т.к. рынок московского  региона достаточно насыщен и  конкурентоспособен. Вследствие чего, существуют в сегменте премиум, среднего и низкого класса. ОАО «Звезда» постоянно испытывает негативное конкурентное воздействие со стороны товаров заменителей. Предприятие оценивает свои потери от влияния товаров-заменителей в 10-12% от общего объема производства.    

Выводы: предприятие  испытывает значительное негативное влияние  на уровень своих доходов и  рентабельности со стороны товаров  заменителей. И оценивает свой уровень  потерь вследствие такого влияния в 10-12% от общего объема производства. Влияние товаров-заменителей предприятие оценивает как значительное.

Влияние клиентов:

В2В сегмент: влияние данного  сегмента на прибыль предприятия  является существенным, т.к. около 70-80 процентов  производимой продукции поступает  именно клиентам данного сегмента. По степени влияния на прибыль  предприятия ОАО «Звезда» клиентов сегмента В2В условно можно разделить  на две категории:

а) В2В клиенты (и их влияние) на уже сложившемся рынке;

б) В2В клиенты (и их влияние) на вновь появившемся рынке (как  с точки зрения географии, так  и с точки зрения объемов).

Влияние клиентов категории  «А» на прибыль ОАО «Звезда» не является значительным, т.к. предприятие  имеет уже постоянные и устоявшиеся  рыночные связи с клиентами данной категории. Вследствие чего, данные клиенты  знают, на какие скидки и прочие выгодные для них условия ОАО «Звезда» может сделать или пойти.

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии