Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа
Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132
Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Аналитический учет хозяйственный операций ведется как на отдельных субсчетах первого и второго уровней, так и без отражения на отдельных субсчетах с использованием возможностей программного обеспечения - отчет «Анализ счета по субконто».
На предприятии
используются унифицированные формы
первичных учетных документов; внедрены
специализированные формы первичных
учетных документов с внесением
изменений в унифицированных
формах применительно особенностей
отраслей, а также приспособленных
к современным требованиям
Таблица № 1: Технико-экономические показатели ОАО «Звезда» за 2009-2011 г.г.
Показатели |
Ед.изм. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Абсолютное отклонение 2011г. к 2009г (+, -). |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем произведенной продукции в действующих ценах |
тыс.руб. |
778101,2 |
966938,8 |
1077690,7 |
299589,5 |
Объем отгруженной продукции |
тыс.руб. |
771055,4 |
969829,9 |
1085836,3 |
314780,9 |
Среднесписочная численность |
чел. |
234 |
260 |
267 |
-33 |
Среднемесячная з/плата всего персонала |
руб. |
17075 |
19857 |
21858 |
4783 |
Затраты на 1 руб. произведенной продукции |
коп. |
0,92 |
0,92 |
0,94 |
0,02 |
Рентабельность |
% |
8,2 |
8,5 |
6,3 |
-1,9 |
Чистые активы |
тыс.руб. |
88477 |
126921 |
157683 |
69206 |
В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что объем произведенной товарной продукции, увеличился к концу 2011 года на 299589,5 тыс. рублей, а отгруженной продукции на 314780,9 тыс. руб. к соответствующему периоду 2009 года.
В 2011 году затраты на 1 рубль
произведенной продукции
Чистые активы предприятия в 2011 году выросли на 69,206 тыс. рублей к 2009 году и составили 157,683 тыс. руб.
Предприятие постоянно совершенствуется: внедряются новые технологии, ведется замена морально устаревшего оборудования. За годы работы реконструированы все цеха. В первую очередь была установлена механизированная линия по производству кафельной плитки по итальянской технологии, что на 80% снизило ручной труд, заменены также отечественные линии упаковки произведенной продукции. Более детальный анализ финансовой деятельности предприятия за 2009 – 2011 г.г. см. в Приложении 1.
Выводы: предприятию следует сконцентрировать свои усилия на экономии на издержках.
2.2. Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ).
Таблица № 2: Анализ факторов дальнего окружения ОАО «Звезда».
Фактор |
Влияние на отрасль |
Влияние на компанию |
Политика (Political) |
||
Текущее законодательство: Изменение налогового и трудового законодательства. Увеличение налоговой нагрузки в части выплаты страховых взносов за работников предприятия. В частности увеличение налоговой нагрузки по этой статье расходов на 8-10 процентов.
Расширение территории г.Москвы.
Регулирующие органы и нормы:
Правительственная политика: декларируемые программы поддержки малого бизнеса в реальности никакой почвы под собой не имеют.
Прочее влияние государства в отрасли: Коррупционность властных структур, сильные помехи для развития малого бизнеса. |
«-» Уменьшение прибыли
«+» Расширение рынка сбыта, т.к. на новых территориях планируется возведение новых жилых и административных зданий.
«-» происходит долгое согласование документов по передаче и разграничений полномочий на вновь присоединенных территориях между правительством Москвы и Московской области. Эта процедура достаточно сложная и забюрократизированная.
«-» мелкие компании: сильное влияние, уход в нелегальную деятельность
«+»Крупные компании увеличивают свое присутствие «-» мелкие компании: Усиление конкурентного давления со стороны крупных производителей
«-»Рост непроизводительных затрат |
«-» Уменьшение прибыли
«+» Увеличение количества новых заказов в долгосрочной перспективе. «-» Увеличение затрат на расширение материально-технической базы производства под увеличивающиеся заказы и новые рынки.
«-» Происходит задержка по размещению заказов вследствие бюрократических проволочек со стороны муниципальных или федеральных органов власти.
«-»Рост непроизводительных затрат
«-» усиление конкуренции.
«-»Рост непроизводительных затрат |
Экономика (Economic) |
||
Экономическая ситуация и тенденции: основной географический рынок компании – Москва и Московская область. Ожидается, что с присоединением новых территорий к г.Москве темп роста экономики, благосостояния граждан, а также спрос на строительные материалы увеличится.
Мировой финансовый кризис: спад закончился, но рынок строительных материалов и строительство в целом растем еще достаточно медленно.
Россия вступила в ВТО.
|
«+» Ожидается значительный приток как государственных, так и частных инвестиций в развитие новых присоединенных территорий к г.Москве.
«-» объемы продаж еще не вышли на докризисный уровень.
«+» Возможность планирования объемов продаж в среднесрочной перспективе.
«-» Рынки России стали открыты. Количество иностранных конкурентов в ближайшее время увеличится. Вследствие чего, конкуренция усилится. |
«+» Наблюдается увеличение числа заказов как от постоянных клиентов, так и новых..
«-» объемы продаж еще не вышли на докризисный уровень.
«+» Возможность планирования
объемов продаж в
«-» Рынки России стали открыты. Количество иностранных конкурентов в ближайшее время увеличится. Вследствие чего, конкуренция усилится. |
Социум (Social) |
||
Демографические изменения: Демографическая ситуация в РФ в целом негативная. Количество населения в регионе остается практически неизменным за счет потока неквалифицированной рабочей силы в регион. Изменение структуры доходов: Потребителем продукции
Потребительские предпочтения: Потребители считают продукцию качественной и практичной.
Бренд, репутация компании: |
«-» Происходит вымывание квалифицированных кадров. Снижение конкуренции на рынке труда
«-» Уменьшение числа потенциальных потребителей
«+» Постоянные и потенциальные клиенты (потребители) не имеющие в наличии этот товар, стараются осуществить покупку.
«+» Бренд вызывает доверие у покупателей, знакомых с ним.
|
«-» Происходит вымывание квалифицированных ка
«-» Уменьшение числа потенциальных потребителей
«+» Постоянные и потенциальные клиенты (потребители) не имеющие в наличии этот товар, стараются осуществить покупку.
«+» Бренд вызывает доверие у покупателей, знакомых с ним. |
Технологии (Technological) |
||
Имеющиеся технологии:
Развитие конкурентных технологий: Технологии развиваются достато |
«+» крупные компании. Есть технологические преимущества. «-» Мелкие компании: нет технологий.
Нет преимуществ перед «-» мелкие компании не способные применять современные технологии и производить их систематическое обновление: уменьшение доли рынка. |
«+»У компании есть технологические преимущества производства продукции (модернизации путем приобретения современного итальянского оборудования, технологии, патентов) перед конкурентами. Позволяют добиваться увеличения объемов продаж
«+» развитие технологий в отрасли позволяет компании в краткосрочной перспективе увеличить свою долю на рынке. |
Выводы:
В целом, по результатам PEST анализа можно сделать вывод, что внешняя среда является позитивной и стимулирующей для развития предприятия. Очевидно, что вступление России в ВТО усилит конкуренцию, тем не менее, предприятие может использовать усиливающуюся конкуренцию и появление новых рынков в свою пользу. Также топ-менеджменту предприятия, с целью нивелирования возникающих угроз, следует сосредоточиться на сокращении расходов и перейти к стратегии к экономии на издержках.
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего окружения)
Одним из наиболее эффективных инструментов анализа факторов ближнего окружения предприятия является модель «5 сил» («5 Forces»), разработанная М.Портером:
Схема № 21: Модель пяти сил конкуренции М.Портера
Объясняя, почему среднее значение рентабельности на вложенный капитал различно, Портер предлагает эту схему и говорит, что ROI зависит от конфигурации пяти сил, формирующих ближнее окружение фирмы:
Суммарная конфигурация всех пяти сил влияет на прибыльность той или иной отрасли (размер рентабельности на вложенный капитал).
Рассмотрим эти силы.
Уровень конкуренции:
Предприятие осуществляет свою
деятельность на достаточно емком рынке
и потребителями продукции
Тем не менее, очевидно, что
появление новых рынков автоматически
не приведет к расширению доли ОАО
«Звезда», но лишь создаст возможности
и условия для увеличения присутствия
на рынке. Предприятие работает в
условиях значительной конкурентной борьбы
как с российскими
Следует отметить, что рынок строительных материалов Москвы и Московской области достаточно конкурентоспособен, и насыщен строительными (отделочными) материалами разного уровня качества. Опыт присутствия на рынке ОАО «Звезда» показывает, что на рынке работает значительное количество предприятий/продавцов предлагающих продукцию высокого (премиум) и среднего качества. Также, есть значительное количество мелких производителей, которые не имеют сколько-нибудь развитых технологий, производят низкокачественную продукцию и для достижения сбытовых целей держат такую цену, что операционная прибыль этой продукции низка. Соответственно, ОАО «Звезда» конкурирует с производителями, которые производят продукцию как премиум класса, так и низкокачественную продукцию. Такого рода конкуренция объясняется тем, что компания работает как в сегменте В2В, так и в сегменте В2С (частные домохозяйства). Предприятие планирует, что в связи с появлением новых рынков его обороты могут увеличиться на 20-25%, а доля занимаемого рынка увеличится на 10-13%. Вследствие чего, ОАО «Звезда» планирует занять около 7-7,5% рынка московского региона.
Планируемое достижение доли рынка в 7-7,5% возможно достигнуть как результат:
- снижения издержек и
себестоимости производимой
- более качественного
планирования и
- разработки нового вида продукции;
- внедрение новых технологий производства;
- более качественной и
грамотной координации
Выводы: географический и продуктовый рынок, на котором работает ОАО «Звезда» является достаточно конкурентным. Он характеризуется высоким уровнем предложения и спроса. Рынок достаточно емкий, насыщенный и динамичный. Предприятие ожидает расширение географического рынка вследствие присоединения новых территорий к г.Москва. Предприятие ожидает, что в ближайшее время произойдет жесткая конкурентная борьба за новый рынок сбыта.
Влияние товаров-заменителей:
Влияние товаров-заменителей является значительным, т.к. рынок московского региона достаточно насыщен и конкурентоспособен. Вследствие чего, существуют в сегменте премиум, среднего и низкого класса. ОАО «Звезда» постоянно испытывает негативное конкурентное воздействие со стороны товаров заменителей. Предприятие оценивает свои потери от влияния товаров-заменителей в 10-12% от общего объема производства.
Выводы: предприятие испытывает значительное негативное влияние на уровень своих доходов и рентабельности со стороны товаров заменителей. И оценивает свой уровень потерь вследствие такого влияния в 10-12% от общего объема производства. Влияние товаров-заменителей предприятие оценивает как значительное.
Влияние клиентов:
В2В сегмент: влияние данного сегмента на прибыль предприятия является существенным, т.к. около 70-80 процентов производимой продукции поступает именно клиентам данного сегмента. По степени влияния на прибыль предприятия ОАО «Звезда» клиентов сегмента В2В условно можно разделить на две категории:
а) В2В клиенты (и их влияние) на уже сложившемся рынке;
б) В2В клиенты (и их влияние) на вновь появившемся рынке (как с точки зрения географии, так и с точки зрения объемов).
Влияние клиентов категории «А» на прибыль ОАО «Звезда» не является значительным, т.к. предприятие имеет уже постоянные и устоявшиеся рыночные связи с клиентами данной категории. Вследствие чего, данные клиенты знают, на какие скидки и прочие выгодные для них условия ОАО «Звезда» может сделать или пойти.