Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа
Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132
4. Отдел маркетинга. Задачами отдела маркетинга являются: изучение рынков сбыта и производства, оценка его конъюнктуры, общих и специфических тенденций и возможностей; мониторинг конкурентной среды и позиций предприятия на рынке; изучение факторов, определяющих интерес либо отсутствие заинтересованности потребителей к продукции компании; разработка и реализация мероприятий по продвижению продукции. Этот отдел для целей финансового менеджмента, планирования и бюджетирования поименован как «центр затрат».
5. Отдел кадров. Отдел
осуществляет подбор
6. Коммерческий отдел.
Коммерческий отдел
7. Производственный отдел (включая отдел упаковки продукции). Производственный отдел осуществляет производство продукции. В функционал производственного отдела входит полная координация деятельности с отелом маркетинга, закупок, коммерческим отделом, а также с другими отделами в зависимости от поставленных задач. Этот отдел для целей финансового менеджмента, планирования и бюджетирования поименован как «центр нормативных затрат».
8. Отдел доставки. Отдел
доставки осуществляет
9. Хозяйственный отдел.
Хозяйственный отдел выполняет
внутренние общехозяйственные
Финансовая структура предприятия
Существующая организационная схема финансового планирования и бюджетирования, говорит о том, что ЦФО фактически получают директивные планы по исполнению бюджетов и их параметров. Вследствие чего, руководители ЦФО не могут оказывать существенное влияние на формирование самих бюджетов и требований к бюджетам, которые утверждаются руководством предприятия и фактически спускаются сверху (см. схему № 25 ниже).
Согласно существующей структуре
организации финансового и
Схема № 25. Существующая схема организации финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда».
Согласно существующей схеме организации финансового планирования и бюджетирования, финансовая служба осуществляет основной контроль и координацию за процессом финансового планирования и бюджетирования:
- аккумулирует информацию, получаемую от отделов;
- вносит корректировки
в соответствии с целевыми
показателями и формирует
- устанавливает сроки
предоставления финансовой
- осуществляет общее
а) отделами предприятия;
б) отделами предприятия и финансовой службой;
в) между менеджментом предприятия, финансовой службой и отделами предприятия.
Финансовая служба производит
сбор финансовой, управленческой и
иной производственной информации от
руководителей ЦФО. На основе полученной
информации от руководителей ЦФО
и с учетом целевых показателей
устанавливаемых руководством предприятия,
разрабатываются бюджеты
а) представленные бюджеты
утверждаются в первоначальном формате
и целевых показателях
б) представленные бюджеты откланяются топ-менеджментом предприятия и отправляются на доработку;
в) представленные бюджеты утверждаются в определенной части (по отделам, показателям и т.п.), а неутвержденные бюджеты отправляются на доработку.
После того, как бюджеты окончательно утверждены руководством предприятия, бюджеты доводятся до соответствующих отделов (ЦФО) предприятия.
В настоящее время на предприятии утверждены и формируются следующие операционные и финансовые бюджеты:
Схема № 26. Существующие бюджеты в ОАО «Звезда».
Анализ существующей системы бюджетирования и бюджетов с точки зрения выявления их преимуществ и недостатков.
1) Преимущества существующей системы бюджетирования:
- планы формируются точно
в соответствии с целевыми
показателями и стратегией топ-
- принятая система финансового
планирования и бюджетирования
является достаточно простой,
не требует отвлечения
- в случае необходимости
бюджеты достаточно быстро
2) Недостатки системы бюджетирования:
- существенно снижается
уровень ответственности
- у руководителей ЦФО нет личной заинтересованности в составлении эффективных и качественных бюджетов доходов и расходов;
- существующая система
бюджетирования не достаточно
адаптирована (не чувствительна)
для нужд каждого
- рядовые работники ЦФО
в недостаточной степени
- используемое ПО для целей финансового планирования и бюджетирования не эффективно. В частности, для осуществления финансового планирования и бюджетирования на предприятии используются стандартные продукты MS Office (Excel, Access). Использование данных программных продуктов требует значительных трудовых затрат, высока вероятность допущения ошибок, а также велика роль субъективного фактора – квалификация пользователей этих офисных приложений. Поэтому, требуется автоматизация процессов бюджетирования и приобретение соответствующего ПО, предназначенного для автоматизации процессов бюджетирования;
- отсутствуют четкие требования,
предъявляемые к аналитической
информации, для целей факторного
анализа отклонений контроля
исполнения бюджетов и
- операционные бюджеты
для каждого отдела
- на предприятии формируются
лишь общие бюджеты отделов
с достаточно общей,
- так как основной контроль за процессом бюджетирования осуществляет финансовый отдел предприятия, то обязанности руководителей ЦФО по осуществлению бюджетирования и финансового планирования в целом сводятся лишь к предоставлению требуемой финансовым отделом информации.
Анализ финансовых бюджетов ОАО «Звезда» с точки зрения выявления их преимуществ и недостатков.
На предприятии формируется лишь один финансовый бюджет – это бюджет доходов и расходов. Другие ключевые финансовые бюджеты, такие как: бюджет движения денежных средств (БДДС) и прогнозный баланс по предприятию в целом, не формируется. Руководство предприятия считает, что формирование данных бюджетов является излишним и лишь служит дополнительной нагрузкой на персонал.
Преимущества:
- менеджмент предприятия
сокращает время на расчет, согласование
и утверждение основных
Недостатки:
- такой подход не дает
возможности менеджменту ОАО
«Звезда» принимать взвешенные
управленческие решения по
- отсутствие информации о факторах, влияющих на итоговые бюджетные показатели, как следствие сложности в выработке необходимых конкретных корректирующих мер менеджменту предприятия. Так в 2010 г. на предприятии фактическая прибыль оказалась на 25 процентов ниже плановой. В результате план-факт анализа выяснилось, что основная причина, это невыполнение плана продаж. Но при существующей упрощенной системе бюджетирования найти причины невыполнения плана найти не удалось. То есть, в данном случае, существующий способ формирования бюджетных форм является не информативным и не позволяет понять, почему не удалось выполнить план продаж, кто являлся виновником в задержках поставок и т.п. Использование лишь БДР для планирования финансовой деятельности предприятия является неудовлетворительным, т.к. помимо отсутствия возможности по принятию текущих грамотных управленческих решений, данный бюджет не позволяет в полной мере учитывать все текущие и перспективные риски (т.к. они попросту не закладываются в данный бюджет), а также последовательно осуществлять перспективное финансовое планирование.
- формирование БДР осуществляет
только финансовый отдел
Детальная таблица бюджетов, составляемых в ОАО «Звезда» в разрезе вида формируемого бюджета, ЦФО, целей и задач бюджетирования и отделов.
Дирекция |
Вид формируемого бюджета |
Объект бюджетирования |
цель |
ЦФО | ||||
Операционные, функциональные бюджеты |
||||||||
1 |
Директорат |
Бюджет расходов |
Общие бизнес-процессы предприятия |
Повышение эффективности бизнес- процессов, консолидация затрат |
Центр управленческих затрат | |||
2 |
Финансово-экономическая дирекция (включая бухгалтерию) |
Бюджет расходов |
Общие бизнес-процессы предприятия |
Повышение эффективности бизнес- процессов, консолидация затрат |
Центр управленческих затрат | |||
3 |
Дирекция по снабжению |
Бюджет расходов |
Бизнес-процессы предприятия |
Повышение эффективности бизнес- процессов, консолидация затрат |
Центр нормативных затрат/ Центр прочих расходов | |||
4 |
Дирекция по труду |
Бюджет расходов |
Бизнес-процессы предприятия |
Повышение эффективности внутренних и бизнес- процессов предприятия, консолидация затрат |
Центр управленческих затрат | |||
5 |
Дирекция по производству |
Бюджет расходов |
Бизнес-процессы предприятия |
Повышение эффективности бизнес- процессов, консолидация затрат |
Центр нормативных затрат | |||
6 |
Коммерческая дирекция |
Бюджет доходов и расходов |
Бизнес-процессы предприятия |
Повышение эффективности бизнес- процессов, консолидация затрат |
Центр доходов/ Центр затрат | |||
Финансовые бюджеты |
||||||||
Предприятие в целом |
|
Предприятие в целом |
Обеспечение положительного финансового результата (прибыли) предприятия; Повышение эффективности работы; Контроль динамики эффективности работы; Выполнение планов по обеспечению нормы доходности. |