Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа
Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132
При новой функциональной сруктуре, предполагается, что отдел доставки не будет доставлять продукцию покупателям безвозмездно, т.к. это увеличивает расходы предприятия.
Исследование системы бюджетирования осуществленное во второй главе настоящего исследования, применямое в ОАО «Звезда», выявило, что на предприятии применяется свое рода «усеченная» модель бюджетирования с применением принципа жесткой централизации «сверху вниз».
В результате анализа также было выявлено, что организационно существуют ЦФО, тем не менее, руководители ЦФО не обладают реальными полномочиями по разработке бюджетов своих центров ответственности, нет системы стримулирования руководителей центров ответственности и сотрудников по исполнению установленных параметров бюджетов, а бюджеты разрабатываются финансовым отделом предприятия, т.е. бюджетные показатели устанавливаются централизовано.
В качестве изменения процесса бюджетирования предлагается прейти к полноценной бюджетной модели, при которой существует все три основные бюджетные формы (БДР, БДДС, Прогнозный Баланс), и они дополняются функциональными бюджетами по ключевым направлениям ведения деятельности предприятия (продажи, закупки, сдача в аренду и т.д.)
При этой системе предлагается
отойти от используемой системы бюджетирования
«сверху вниз» и перейти к
«сквозной» системе планирования, т.е.
«снизу вверх», от операционных и функциональных
бюджетов отделов предприятия до
финансово – экономических
В данной схеме финансового планирования и бюджетирования планируется максимально вовлечь отделы предприятия (центров ответственности) во все стадии создания бюджетов, что позволит четко распределить ответственность за формирование и исполнение бюджетных показателей между функциональными руководителями, а также делигировать им часть функций по фактическому формированию/наполнению бюджетов и управлению затратами. В дополнение также планируется установить систему финансового поощерения руководителей и сотрудников ЦФО по результатам деятельности предприятия и исполнения соответствующих бюджетов/бюджетных параметров ЦФО.
Также предлагается изменить функции и задачи финансового отдела в части формирования бюджетов предприятия. В частности, финансовый отдел будет выполнять функцию контролера, а не основного разработчика бюджета, т.е. произойдет децентрализация финансового планирования и бюджетирования. Но предполагается, что за этим отделом останется функция по общему управлению/модерированию процесса финансового планирования и бюджетирования, а также функция по формированию сводного бюджета предприятия.
Как результат изменения
общей оргазинационной
В частности, изменено: количество и виды формируемых функциональных бюджетов. Если в ранее применяемой на предприятии схеме составлялось 5 функциональных бюджетов, то в рекомендуемой схеме рекомендуется разаработка до 9 функциональных бюджетов, которые более детально устанавливают доходы и расходы по отдельным направлениям деятельности предприятия. Установлена система инвестиционных бюджетов. В придыдущей схеме бюджетирования система инвестиционных бюджетов на предприятии отсутствовала. Также увеличено количество финансовых бюджетов с 1 (БДР) до 3 (БДР, БДДС, Прогнозный Баланс).
В новой системе бюджетов
увеличено количество бюджетов ЦФО,
т.к. установливается новый ЦФО. Также
созданы отдельные
Создание дополнительных бюджетов позволит менеджменту предприятия лучше осуществлять контроль за доходами и расходами, понимать из чего (каких статей) складываются доходы и расходы, расстанавливать приоритеты по осуществлению расходов, а также позволит лучше планировать и осуществлять деятельность по закупке сырья и прочих материалов для нужд предприятия.
Более дательное бюджетирование также позволит привлечь в этот процес большее количество персонала предприятия, который непосредственно затрагивает процесс формирования доходов и расходов бюджета, повысит их заинтересованность в составлении более четких, реалистичных и правильных бюджетов, повысит мотивацию по выполнению бюджетных показателей, т.к. бюджеты должны строиться на данных представляемых этим персоналом.
Переход к системе
более детального составления
бюджетов позволит
Новый бюджетный классификатор может быть представлен следующим образом:
Схема № 31: Новый кассификатор разрабатываемых бюджетов ОАО «Звезда»
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда».
А) состав финансовых бюджетов.
В связи с предлагаемым изменением системы децентрализации финансового планирования и бюджетирования («снизу вверх»), должны измениться подходы по формированию (составлению) основных финансовых бюджетов предприятия и их видов.
1) Изменение подходов к формирование бюджета дохода и расхода (БДР):
а) определение состава статей бюджета: существовавший на предприятии подход к определению состава статей БДР - «сверху вниз» - статьи задавались исходя из требований руководства с ограниченной детализацией данных. В результате чего, статьи бюджета оказались слишком укрупненными. В соответствии с новым подходом определения состава бюджета (при формировании бюджета «снизу вверх») в перечень формируемых статей должны включаются все доходы и расходы, возникающие в рамках деятельности каждого центра ответственности.
Но в этом случае будет достаточно сложно:
- унифицировать перечень статей всех ЦФО;
- выявить дублирующиеся;
- бюджет может быть
перегруженным показателями/
В этой связи рекомендуется использовать более эффективный подход, который позитивно зарекомендовал себя на практики это объединение двух подходов:
- исходя из требований
руководства, задать общую
- для каждого центра
ответственности сформировать
Предлагаемая общая структура статей БДР:
В БДР должно входить три группы статей: доходы, расходы и прибыль.
Доходы рекомендуется
структурировать следующим
- по основной деятельности. Это выручка от реализации продукции, товаров, услуг в рамках основной деятельности компании;
- по прочей деятельности.
Выручка от реализации
- прочие (внереализационные).
Доходы, не связанные с операционной
деятельностью. Например, проценты
к получению, доходы от
Расходы рекомендуется детализировать по таким группам, как:
- себестоимость реализованной продукции.
- прямые (коммерческие) расходы.
Связаны с процессами
- прочие (внереализационные) расходы - не имеющие отношения к операционной деятельности компанию.
Помимо установления четкой
классификации доходов и
Полученный таким образом БДР позволит оценить эффективность деятельности предприятия в целом.
б) Подходы к составлению бюджета БДР: при переходе к рекомендуемой полнофункциональной бюджетной модели статьи итогового БДР должны формироваться из данных операционных бюджетов в отличие от используемой в настоящее время упрощенной системы бюджетирования, при которой все данные формировались в ручную на основании оценок руководителей подразделений (ЦФО), а также заданных стратегических показателях на планируемый период. В частности, планируется, что при новом подходе к составлению бюджета (БДР) будут использованы данные:
- доходы - из бюджета продаж;
- себестоимость реализованной продукции - из материальностоимостного баланса;
- прямые (коммерческие) расходы
- из бюджета прямых расходов,
бюджета закупок услуг
- управленческие (общехозяйственные) расходы - из бюджета управленческих расходов, бюджета закупок услуг сторонних организаций, бюджета налогов;
- прочие (внереализационные)
доходы - из бюджета прочих доходов
и расходов, бюджета кредитов
и займов, бюджета движения основных
средств и нематериальных
- прочие (внереализационные)
расходы - из бюджета прочих
доходов и расходов, бюджета кредитов
и займов, а также бюджета движения
основных средств и
- налог на прибыль - из бюджета налогов.
2) Формирование бюджета
движения денежных средств (
Статьи бюджета движения
денежных средств, должны группироваться
по видам деятельности - операционной,
инвестиционной и финансовой. Тем
не менее, на предприятии не велся
бюджет по финансовым видам деятельности.
Поскольку предприятие
3) Формирование прогнозного баланса предприятия.
С существующей в настоящее
время схеме предприятие не формирует
прогнозный баланс, а использует стандартные
формы бухгалтерской
Б) Состав операционных бюджетов
Операционные бюджеты, в
новой системе бюджетирования должны
стать ядром всей системы планирования
деятельности предприятия, т.к. именно
на их основе составляются основные бюджеты.
Эти бюджеты для целей
а) в функциональные бюджеты включаются:
- бюджет продаж;
- бюджет коммерческих расходов;
- бюджет производства;
- бюджет расходов на оплату труда;
- бюджет административных расходов;
- бюджет налогов;
- бюджет закупок;
- бюджет на содержание авто транспорта;
- бюджет расходов на ремонт оборудования.
б) в инвестиционные бюджеты включаются:
- бюджет освоения нового рынка;
- бюджет разработки и вывода новой продукции;
- бюджет расходов на IT;
- бюджет привлечения заемных средств;
- бюджет инвестиционных вложений.
в) в бюджеты ЦФО включаются:
- бюджет директората;
- бюджет дирекции по
снабжению, включая: бюджет
- бюджет дирекции по производству, включая: бюджет производственного отдела и бюджет отдела упаковки;
- бюджет финансово-экономической дирекции;