Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132

Файлы: 1 файл

ВКР_С_Николаенко_11_02_13.docx

— 2.90 Мб (Скачать)

При новой функциональной сруктуре, предполагается, что отдел  доставки не будет доставлять продукцию покупателям безвозмездно, т.к. это увеличивает расходы предприятия.

Исследование системы  бюджетирования осуществленное во второй главе настоящего исследования, применямое в ОАО «Звезда», выявило, что на предприятии применяется свое рода «усеченная» модель бюджетирования с применением принципа жесткой  централизации «сверху вниз».

В результате анализа также  было выявлено, что организационно существуют ЦФО, тем не менее, руководители ЦФО не обладают реальными полномочиями по разработке бюджетов своих центров ответственности, нет системы стримулирования руководителей центров ответственности и сотрудников по исполнению установленных параметров бюджетов, а бюджеты разрабатываются финансовым отделом предприятия, т.е. бюджетные показатели устанавливаются централизовано.

В качестве изменения процесса бюджетирования предлагается прейти к  полноценной бюджетной модели, при  которой существует все три основные бюджетные формы (БДР, БДДС, Прогнозный Баланс), и они дополняются функциональными бюджетами по ключевым направлениям ведения деятельности предприятия (продажи, закупки, сдача в аренду и т.д.)

При этой системе предлагается отойти от используемой системы бюджетирования «сверху вниз» и перейти к  «сквозной» системе планирования, т.е. «снизу вверх», от операционных и функциональных бюджетов отделов предприятия до финансово – экономических планов предприятия в целом.

В данной схеме финансового планирования и бюджетирования планируется максимально вовлечь отделы предприятия (центров ответственности) во все стадии создания бюджетов, что позволит четко распределить ответственность за формирование и исполнение бюджетных показателей между функциональными руководителями, а также делигировать им часть функций по фактическому формированию/наполнению бюджетов и управлению затратами. В дополнение также планируется установить систему финансового поощерения руководителей и сотрудников ЦФО по результатам деятельности предприятия и исполнения соответствующих бюджетов/бюджетных параметров ЦФО.

Также предлагается изменить функции и задачи финансового  отдела в части формирования бюджетов предприятия. В частности, финансовый отдел будет выполнять функцию  контролера, а не основного разработчика бюджета, т.е. произойдет децентрализация  финансового планирования и бюджетирования. Но предполагается, что за этим отделом останется функция по общему управлению/модерированию процесса финансового планирования и бюджетирования, а также функция по формированию сводного бюджета предприятия.

Как результат изменения  общей оргазинационной структуры  предприятия, изменение общей финансовой системы предприятия и подходов к бюджетированию, также измененена общая структура бюджетов.

В частности, изменено: количество и виды формируемых функциональных бюджетов. Если в ранее применяемой на предприятии схеме составлялось 5 функциональных бюджетов, то в рекомендуемой схеме рекомендуется разаработка до 9 функциональных бюджетов, которые более детально устанавливают доходы и расходы по отдельным направлениям деятельности предприятия. Установлена система инвестиционных бюджетов. В придыдущей схеме бюджетирования система инвестиционных бюджетов на предприятии отсутствовала. Также увеличено количество финансовых бюджетов с 1 (БДР) до 3 (БДР, БДДС, Прогнозный Баланс).

В новой системе бюджетов увеличено количество бюджетов ЦФО, т.к. установливается новый ЦФО. Также  созданы отдельные дополнительные бюджеты отделов ряда ЦФО.  

Создание дополнительных бюджетов позволит менеджменту предприятия лучше осуществлять контроль за доходами и расходами, понимать из чего (каких статей) складываются доходы и расходы, расстанавливать приоритеты по осуществлению расходов, а также позволит лучше планировать и осуществлять деятельность по закупке сырья и прочих материалов для нужд предприятия.

Более дательное бюджетирование также позволит привлечь в этот процес большее количество персонала предприятия, который непосредственно затрагивает процесс формирования доходов и расходов бюджета, повысит их заинтересованность в составлении более четких, реалистичных и правильных бюджетов, повысит мотивацию по выполнению бюджетных показателей, т.к. бюджеты должны строиться на данных представляемых этим персоналом.

  Переход к системе  более детального составления  бюджетов позволит осуществлять  качественный факторнный анализ  отклонений по исполнению бюджетных  показателей. В этой связи,  ожидается, что менеджмент предприятия  будет получать «сквозную» аналитику  по исполнению всех существующих  бюджетов, в разрезе, требуемом  для принятия эффективных управленческих  решений. 

Новый бюджетный классификатор  может быть представлен следующим  образом:

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема № 31: Новый кассификатор разрабатываемых бюджетов ОАО «Звезда»

 

3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда».

А) состав финансовых бюджетов.

В связи с предлагаемым изменением системы децентрализации  финансового планирования и бюджетирования («снизу вверх»), должны измениться подходы  по формированию (составлению) основных финансовых бюджетов предприятия и  их видов.

1) Изменение подходов к формирование бюджета дохода и расхода (БДР):

а) определение  состава статей бюджета: существовавший на предприятии подход к определению состава статей БДР - «сверху вниз» - статьи задавались исходя из требований руководства с ограниченной детализацией данных. В результате чего, статьи бюджета оказались слишком укрупненными. В соответствии с новым подходом определения состава бюджета (при формировании бюджета «снизу вверх») в перечень формируемых статей должны включаются все доходы и расходы, возникающие в рамках деятельности каждого центра ответственности.

Но в этом случае будет  достаточно сложно:

- унифицировать перечень  статей всех ЦФО;

- выявить дублирующиеся;

- бюджет может быть  перегруженным показателями/деталями.

В этой связи рекомендуется использовать более эффективный подход, который позитивно зарекомендовал себя на практики это объединение двух подходов:

-  исходя из требований  руководства, задать общую структуру  статей бюджета доходов и расходов, определиться со статьями, необходимыми  для анализа и принятия управленческих  решений;

-  для каждого центра  ответственности сформировать перечень  статей доходов и расходов, соответствующих закрепленным за ним бизнес-функциям.

 

Предлагаемая общая структура  статей БДР:

В БДР должно входить три группы статей: доходы, расходы и прибыль.

Доходы рекомендуется  структурировать следующим образом:

- по основной деятельности. Это выручка от реализации  продукции, товаров, услуг в рамках основной деятельности компании;

- по прочей деятельности. Выручка от реализации продукции,  товаров, услуг, не относящихся  к основной деятельности компании (услуги вспомогательных цехов  сторонним предприятиям, услуги  объектов социальной сферы, сдача  имущества в аренду и проч.);

- прочие (внереализационные). Доходы, не связанные с операционной  деятельностью. Например, проценты  к получению, доходы от операций  с ценными бумагами, курсовые  разницы, доходы от участия  в других организациях, списание  резервов и прочее. Такой тип доходов обязательно должен быть выделен в отдельную группу статей БДР для расчета соответствующих показателей эффективности.

Расходы рекомендуется детализировать по таким группам, как:

-  себестоимость реализованной  продукции. 

- прямые (коммерческие) расходы.  Связаны с процессами приобретения товаров для перепродажи, реализации продукции, товаров или услуг.

- прочие (внереализационные)  расходы - не имеющие отношения  к операционной деятельности  компанию.

Помимо установления четкой классификации доходов и расходов рекомендуется задать виды (уровень) показателей прибыли, которые предполагается контролировать: валовая, операционная, до налогообложения и чистая прибыль.

Полученный таким образом БДР позволит оценить эффективность деятельности предприятия в целом.

 

б) Подходы к  составлению бюджета БДР: при переходе к рекомендуемой полнофункциональной бюджетной модели статьи итогового БДР должны формироваться из данных операционных бюджетов в отличие от используемой в настоящее время упрощенной системы бюджетирования, при которой все данные формировались в ручную на основании оценок руководителей подразделений (ЦФО), а также заданных стратегических показателях на планируемый период. В частности, планируется, что при новом подходе к составлению бюджета (БДР) будут использованы данные:

- доходы  - из бюджета  продаж;

- себестоимость реализованной  продукции - из материальностоимостного баланса;

- прямые (коммерческие) расходы  - из бюджета прямых расходов, бюджета закупок услуг сторонних  организаций;

-  управленческие (общехозяйственные)  расходы - из бюджета управленческих  расходов, бюджета закупок услуг  сторонних организаций, бюджета налогов;

-  прочие (внереализационные)  доходы - из  бюджета прочих доходов  и расходов, бюджета кредитов  и займов, бюджета движения основных  средств и нематериальных активов;

-  прочие (внереализационные)  расходы - из бюджета прочих  доходов и расходов, бюджета кредитов  и займов, а также бюджета движения  основных средств и нематериальных  активов;

- налог на прибыль - из бюджета налогов.

2) Формирование бюджета  движения денежных средств (БДДС).

Статьи бюджета движения денежных средств, должны группироваться по видам деятельности - операционной, инвестиционной и финансовой. Тем  не менее, на предприятии не велся  бюджет по финансовым видам деятельности. Поскольку предприятие планирует  расширять свою деятельность, а как  результат производить определенные заимствования на финансовых рынках, то рекомендуется составлять бюджеты  в разрезе и финансовой деятельности. 

3) Формирование прогнозного  баланса предприятия. 

С существующей в настоящее  время схеме предприятие не формирует  прогнозный баланс, а использует стандартные  формы бухгалтерской отчетности. Согласно новой схеме, предприятие  должно перейти к формированию прогнозного  баланса предприятия. Практически  происходило составления баланса  на основании планирования от выручки. Данный подход больше свойственен модели планирования «сверху вниз». Поскольку  топ- менеджмент предприятия поставил задачу по формированию более четких и точных планов деятельности, то рекомендуется  использовать прямой метод формирования прогнозного баланса предприятия, т.к. он дает более точные результаты деятельности. Этот метод использует данные операционных, финансовых и  инвестиционных бюджетов предприятия. 

 

Б) Состав операционных бюджетов

Операционные бюджеты, в  новой системе бюджетирования должны стать ядром всей системы планирования деятельности предприятия, т.к. именно на их основе составляются основные бюджеты. Эти бюджеты для целей бюджетирования и финансового планирования рекомендуется  условно разделить на три группы:

  • функциональные;
  • инвестиционные;
  • бюджеты ЦФО.

а) в функциональные бюджеты  включаются:

- бюджет продаж;

- бюджет коммерческих  расходов;

- бюджет производства;

- бюджет расходов на  оплату труда;

- бюджет административных  расходов;

- бюджет налогов;

- бюджет закупок;

- бюджет на содержание  авто транспорта;

- бюджет расходов на  ремонт оборудования.

 

б) в инвестиционные бюджеты  включаются:

- бюджет освоения нового  рынка;

- бюджет разработки и  вывода новой продукции;

- бюджет расходов на  IT;

- бюджет привлечения заемных  средств;

- бюджет инвестиционных  вложений.

 

в) в бюджеты ЦФО включаются:

- бюджет директората;

- бюджет дирекции по  снабжению, включая: бюджет отдела  закупок и бюджет хозяйственного  отдела;

- бюджет дирекции по производству, включая: бюджет производственного отдела и бюджет отдела упаковки;

- бюджет финансово-экономической дирекции;

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии