Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132

Файлы: 1 файл

ВКР_С_Николаенко_11_02_13.docx

— 2.90 Мб (Скачать)

Предполагаемый расчет затрат на реализацию предложенного проекта  изменения финансового планирования бюджетирования на два года его реализации (2012-2013г.г.) составляет 1,213,048.89 рублей. Следует отметить, что данные затраты можно считать среднерыночными и рассматриваемое предприятие может позволить себе произвести данные расходы. Основные расходы приходятся на первый год реализации проекта, т.к. требуется приобретение нового ПО, компьютеров, а также необходимы услуги консультантов по обучению персонала, кастомизации ПО, его установки и отладки. Также, предполагается, что вырастут расходы на ФОТ. Расходы на фонд оплаты труда вырастут в следствие:

- дополнительной мотивации  персонала;

- потребуется перенести  значительное количество информации  по клиентам, продажам, рынка в  новое, приобретенное ПО.

Тем не менее, расходы в 2013 году на реализацию проекта должны практически сократиться вдвое, или на 44.36 процента. Данный показатель расходов также является удовлетворительным и соответствует сложившейся  рыночной практике по реализации подобных проектов.

Таблица № 8: Таблица оценки рисков реализации проекта

Номер на легенде

Вид риска

Вероятность в %

Ущерб тыс.руб

Метод расчета  ущерба

Методы минимизации  рисков

1

Рост непредвиденных расходов в связи с новыми подходами  по осуществлению финансового планирования и бюджетирования

45%

450

постановка системы внутреннего  контроля

создание резервов

2

Увольнение сотрудников  среднего звена в связи с предлагаемыми  изменениями процессов финансового  планирования и бюджетирования

30%

350

Заключение долгосрочных договоров и разработка стимулирующих  механизмов

Разъяснения сотрудникам  выгод и тех профессиональных преимуществ, которые могут получить сотрудники от внедрения предлагаемых изменений. 

3

Неприятие сотрудниками предлагаемых изменений 

25%

300

Снижение рентабельности на 9%

проведение семинаров, тренингов  и разъяснительной работы среди  сотрудников

4

Неэффективность нового ПО

20%

180

Снижение рентабельности на 15%

Требуется тщательный выбор  ПО на рынке информационных услуг, четкое понимание предприятием приоритетов и задач, консультации со специалистами

5

Неготовность сотрудников  к составлению сложных бюджетов и сложным бюджетным процессам 

15%

100

Замедление работы отделов  на 15%

Проведение обучение сотрдников

6

Сбои в работе нового ПО

15%

150

Падение продаж на 10 %

поиск квалифицированных  специалистов настраивающих ПО

           

 

Представим  данные указанные в таблице №  8: в виде карты рисков

               


ВЕРОЯТНОСТЬ

 

 Очень  высокая

 

 

 


             Средняя

 

                                                 



       Небольшая

 

                                            Малый                        Небольшой                Большой

                                                                                   УЩЕРБ

 

Таблица №  9: График реализации предложенных изменений (бюджетирования)

Вид деятельности

Дата начала

Дата окончания 

Количество дней

сен.12

03.09.2012

07.09.2012

10.09.2012

14.09.2012

17.09.2012

21.09.2012

окт.12

02.10.2012

06.10.2012

11.10.2012

16.10.2012

20.10.2012

25.10.2012

30.10.2012

Контроль

Ноябрь 2012

Декабрь 2012

Январь 2013

Контроль

Февраль 2013

Март 2013

Апрель 2013

Контроль

Бюджет закупок (расчет)

10.09.2012

16.10.2012

25

                                               

Бюджет продаж (расчет)

03.09.2012

25.10.2012

25

                                               

Административный бюджет (расчет)

14.09.2012

16.10.2012

20

                                               

Бюджет по труду (расчет)

25.10.2012

30.11.2012

15

                                               

Бюджет ком. расходов (расчет)

06.10.2012

30.12.2012

20

                                               

Производственный бюджет (расчет)

02.10.2012

20.10.2012

25

                                               

БДДС (расчет)

01.11.2012

30.04.2013

N/A

                                               

БДР (расчет)

01.11.2012

30.04.2013

N/A

                                               

Прогнозный баланс предприятия (расчет)

                                                     

Согласование бюджетов ЦФО

25.10.2012

30.12.2012

N/A

                                               

Окончательное утверждение всех бюджетов

01.12.2012

31.01.2013

N/A

                                               

Контроль разработки бюджетов

   

N/A

                                               

Контроль исполнения бюджетов

   

N/A

                                               

 

 

 

По результатам  предложенных совершенствований в 3 Главе можно сделать следующие выводы:

Нами была определена и  проверена с помощью метода Т.Саати стратегия предприятия по дальнейшему поведению на рынке. Этой стратегией является стратегия экономии на издержках. Одним из решений по реализации стратегии стала совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». Предложен ряд совершенствований в системе финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда».  В частности, предложены следующие изменения:

  1. Совершенствование существующей  организационной структуры предприятия.
  2. Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования.
  3. Изменение и совершенствование функций Финансовой службы предприятия и ее настройка под новые нужды предприятия.
  4. Увеличено количество формируемых бюджетов.
  5. Изменен сам принцип и подход к формированию бюджетов: с системы «сверху в низ» на систему «снизу вверх», где необходимо установлена система «встречного бюджетирования», т.е. «снизу вверх/сверху вниз».
  6. Изменен принцип формирования финансовых бюджетов, где обязательными результирующими будут:
    • Бюджет доходов и расходов (БДР);
    • Бюджет движения денежных средств (БДДС);
    • Прогнозный баланс.
  1. Автоматизация системы финансового планирования и бюджетирования.
  1. Новый порядок распределения функций ответственности по составлению и утверждению финансовых планов и бюджетов.
  2. Предложена система совершенствования контроля за реализацией финансовых планов и бюджета, а также факторного анализа отклонений и создание соответствующего механизма для осуществления факторного анализа отклонений.
  3. Оценены риски вследствие реализации предложенных изменений;
  4. Составлен план-график реализации предложенных изменений;
  5. Оценен ожидаемый управленческий эффект от внедрения предложенных изменений.

 

Приложение 1.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Звезда» за период 2009 -2011 г.г.

Для наиболее полного и  детального изучения и анализа финансового  состояния ОАО «Звезда» на основе бухгалтерского баланса за 2009-2011г.г. составим сравнительный аналитический  баланс: 

Таблица № 1: Анализ структуры активов ОАО «Звезда»

Статьи баланса

2009г.

2010г.

2011г.

Изменение

тыс.руб

% к итогу

тыс.руб

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб 2009г.к 2011г.

темп роста, в %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Внеоборотные активы, в  т.ч.:

               

Основные средства

63830

32,9

64666

33,2

71490

31,0

7660

20,8

Нематериальные активы

-

-

72

0,04

92

0,04

92

0,2

Незавершенное строительство

6309

3,3

4896

2,5

6170

2,7

-139

-0,3

Долгосрочные финансовые вложения

66

0,03

74

0,04

74

0,03

8

0,02

Отложенные налоговые  активы

130

0,06

136

0,07

161

0,07

31

0,1

2.Оборотные активы, в т.ч.:

               

Запасы

86111

44,4

82223

42,2

110239

47,8

24128

65,7

Дебиторская задолженность

33358

17,2

37093

19,0

37429

16,3

4071

11,0

НДС по приобретенным ценностям

187

0,1

-

-

-

-

-

-

Денежные средства

3815

2,0

5673

2,9

4922

2,1

1107

3,0

Прочие оборотные активы

29

0,01

29

0,01

-

 

-

-

БАЛАНС

193835

100

194862

100

230577

100

36742

100


Основной составляющей внеоборотных активов являются основные средства, их удельный вес в структуре активов  колеблется от 32,9 до 31 % и к концу 2011 года они выросли на 7660 тыс. руб. к уровню 2009 года.

Существенными статьями оборотных  активов на конец 2011 года являются запасы (их удельный вес составляет 47,8%) и  краткосрочная дебиторская задолженность (16,3%), соответственно наиболее ликвидные (денежные средства) в структуре  актива баланса занимают незначительный удельный вес, всего 2,1%. Анализ состава  и структуры запасов показал, что значительными составляющими  этой статьи являются сырье и материалы, а также готовая продукция.

Наиболее  общую структуру активов характеризует  коэффициент соотношения оборотных  и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле: K о/в = оборотные активы / внеоборотные активы

Далее, найдем коэффициент  соотношения оборотных и внеоборотных активов предприятия. Для этого  используем таблицу. По данным таблицы видно, что коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов за отчетный период несколько изменился. Если в начале периода на 1 рубль основного капитала приходилось 1,75 оборотного капитала, то на конец периода – 1,95. Это указывает на рост инвестиционной деятельности организации.

Таблица № 2: Анализ структуры активов ОАО «Звезда».

 

Показатели

Абсолютные величины

Изменения

на 01.01. 2009г.

на 01.01. 2010г.

на 01.01. 2011г.

2009г. к 2008г.

2010г. к 2008г.

1

2

3

4

5

6

I. Внеоборотные активы

70335

69844

77987

8143

7652

II. Оборотные активы

123500

125018

152590

27572

29090

Итого активов

193835

194862

230577

35715

36742

Коэффициент соотношения  оборотных и внеоборотных активов

1,75

1,78

1,95

0,17

0,20


Платежеспособность предприятия  выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования.

Из таблицы видно, что  имущество ОАО «Звезда» 2011 году увеличилось  на 36742 тыс. руб., или на 18,9 % к соответствующему периоду 2009 года благодаря модернизации и техническому перевооружению производства.

Таблица № 3: Анализ динамики активов ОАО «Звезда» за 2009-2011 гг. (в тыс. руб.).

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии