Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа
Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132
- бюджет коммерческой
дирекции, включая: бюджет коммерческого
отдела и бюджет отдела
- бюджет дирекции по труду;
- бюджет дирекции по
транспорту, включая: бюджет отдела
доставки и бюджет отдела
Изменение подходов к формированию
бюджетов, а также, изменение самой
структуры и количества бюджетов,
требует изменения
Новая схема соотношения, формирования и взаимодействия основных и функциональных бюджетов представлена в следующим виде:
Схема № 32: Новая схема взамодействия основных и функциональных бюжетов в ОАО «Звезда».
Порядок распределения функций ответственности по составлению и утверждению финансовых планов и бюджетов.
Руководителем ЦФО является руководитель соответствующего подразделения. В рамках процесса планирования деятельности предприятия руководители ЦФО выполняют следующие функции:
В рамках процесса планирования деятельности предприятия руководители ЦФО имеют следующие полномочия:
- запрашивать
у других ЦФО информацию, необходимую
для формирования, контроля и
анализа исполнения
и заданий ресурсы в рамках основных статей утвержденных
бюджетов.
Разработка бюджетов предприятия
В срок до 15 июля года, предшествующего планируемому году, руководители ЦФО обеспечивают начало разработки проектов подконтрольных функциональных бюджетов предприятия. Функциональные бюджеты разрабатываются на год с поквартальной разбивкой, первый квартал формируется в разбивке по месяцам. В срок не позднее 5-ти календарных дней после утверждения плановых значений оперативных бюджетов менеджментом предприятия, утвержденные целевые показатели доводятся до всех заинтересованных сторон участвующих в бюджетировании.
В срок до 30 октября года, предшествующего планируемому году, руководители ЦФО передают проекты функциональных бюджетов в финансовый отдел предприятия. Финансовый отдел предприятия в срок до 5 ноября года, предшествующего планируемому году, организует формирование проектов основных бюджетов предприятия и их рассмотрение на заседании бюджетной комиссии. Бюджетная комиссия рассматривает бюджеты и в случае необходимости принимает решение о корректировке бюджетов.
В срок не позднее 20 ноября года, предшествующего планируемому году, менеджмент предприятия передает проекты основных бюджетов на утверждение в совет директоров. Обязательным приложением к проектам основных бюджетов является прогноз лимитов долговой позиции и рейтинга кредитоспособности по плановым данным, представленным в проектах основных бюджетов.
Утверждение основных и функциональных бюджетов.
Основные бюджеты предприятия подлежат утверждению менеджментом предприятия в срок не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому году. Не менее чем за 20 календарных дней до заседания менеджмента предприятия, на котором рассматривается вопрос об утверждении основных бюджетов, членам менеджмента предприятия рассылаются предлагаемые для утверждения проекты основных бюджетов, а также другие поясняющие материалы. Функциональные бюджеты предприятия подлежат утверждению генеральным директором в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому году.
Директор предприятия также должен получать ключевые отчеты, так как он контролирует итоговые показатели деятельности предприятия. Для него должен быть подготовлен специальный комплект сводных отчетов по функциональным направлениям и отдельно отчет об эффективности деятельности ОАО «Звезда» в целом. Такой пакет отчетности должен включать:
- сводный отчет о продажах и поступлениях денежных средств;
- отчет о закупках (как товарно-материальных ценностей, так и услуг) и расходовании денежных средств;
- производственный отчет;
- отчет об эффективности инвестиций;
- отчеты верхнего уровня (отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, управленческий баланс).
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда».
Предприятию рекомендуется перейти от составления бюджетов и финансовых плавнов в программе MS Excel и Аccess к использованию многопользовательской системы производственно-финансового планирования и анализа КИСистемы: Бюджетирование.
В частности, предлагаются
следующие шаги по реализации этого
плана и совершенствованию
бюджет предприятия должен рассматриваться как система организационного взаимодействия центров планирования (ЦП), центров финансовой ответственности (ЦФО) и центров затрат (ЦЗ), направленная на составление обоснованных бизнес-прогнозов по функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшего получения на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования.
Для организации расчета бюджета предприятия всю совокупность данных предлагается разделить на:
Под центрами затрат должны пониматься направления расходования материально-финансовых ресурсов.
Предлагаемая система
модернизации позволит автоматически
отслеживать эффективность
Особое внимание в процессе составления подготовки бюджета должно уделяться производственному блоку, обеспечивающему детальную характеристику производственной специфики предприятия ОАО «Звезда»: определение максимальных возможностей по выпуску продукции в зависимости от мощностей используемого оборудования.
Анализ составления бюджетов данного предприятия выявил, что руководители производственных ЦФО не достаточно опытны и осведомлены о необходимости проведения такого анализа.
В целях улучшения качества
составляемых бюджетов ЦФО, подразделения
предприятия ОАО «Звезда» должны
более четко и на основании
уже имеющегося опыта и данных,
базировать составление основных операционных
бюджетов на нормативах расхода материалов/
Использование данного подхода
позволит в значительной степени
сократить издержки производства и
лучше планировать
Формирование бюджета должно происходить более тщательно и на основании детального прогноза портфеля заказов, а также сопоставления его с реальными возможностями предприятия по каждому ЦФО.
Автоматический расчет бюджета предприятия, кроме основных бюджетных форм, позволит получить сводный план основного и вспомогательного производства.
При этом: производится расчет
плановой себестоимости
Результатами расчетов должны быть:
- прогноз совокупных доходов и расходов предприятия;
- прогноз движения денежных средств;
- прогнозный баланс.
При таком процессе бюджетирования
автоматически формируются бюдж
После того как бюджет разработан и принят, реальные показатели деятельности предприятия сравниваются с запланированными.
Базой для контроля исполнения бюджета должны служить разработанные бизнес-задания деятельности предприятия для каждого ЦФО по отдельности и предприятия в целом. Это позволит выявить причины появления отклонений, оценить их значение для будущего, выработать соответствующие корректирующие меры и оперативно довести их до конкретных исполнителей бюджетов.
Таким образом, предложенная система бюджетирования имеет ряд преимуществ:
Утвержденный топ-менеджментом бюджет и план деятельности предприятия для его исполнения передается непосредственно в производственные отделы предприятия. При этом структурные отделы предприятия получает задание для выполнения не всех разделов плана, а лишь части из них в соответствии со своим техническим профилем и специализацией.
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых планов и бюджета