Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа
Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132
Группировка денежных потоков по видам деятельности позволяет отразить влияние каждого из трех направлений деятельности организации на денежные средства. Комбинированное их воздействие определяет чистое изменение денежных средств за период, которое выверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств. Движение денежных потоков за 2009-2011 годы:
Таблица № 9: Движение денежных средств на ОАО «Звезда» по видам деятельности.
Показатель |
Сумма денежных средств, тыс. руб. |
Отклонение (+,-) |
Удельный вес в % | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Остаток денежных средств на начало года |
3654 |
3815 |
5673 |
2019 |
155,0 |
2.Поступление денежных |
982918 |
1147960 |
1269365 |
286447 |
129,0 |
в т. ч. по видам деятельности: |
|||||
- текущей |
982787 |
1147960 |
1269340 |
286553 |
129,0 |
-инвестиционной |
131 |
- |
25 |
-106 |
19 |
- финансовый |
- |
- |
- |
- |
- |
3.Расходование денежных |
982757 |
1146102 |
1270116 |
287359 |
129,0 |
в том числе по: |
|||||
- текущей |
974958 |
1044758 |
1192748 |
217790 |
122,0 |
-инвестиционной |
7799 |
7535 |
20368 |
12569 |
261,0 |
- финансовой |
- |
93809 |
57000 |
57000 |
- |
4.Остаток денежных средств на конец года |
3815 |
5673 |
4922 |
1107 |
129,0 |
Как видно из сгруппированных данных, в результате осуществления в 2011 году своей деятельности ОАО «Звезда» увеличило объем денежной массы в части как поступления, так и их оттока.
Данную ситуацию можно оценить положительно, поскольку она является следствием значительного роста масштабов реализации товаров. Однако отрицательным моментом является превышение оттока денежных средств над их притоками в 2011 году на 776 тыс. руб.
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в финансовые операции, либо в другие организации.
На основании содержания ниже приведенной таблицы можно сделать следующие выводы: рентабельность продаж показывает, сколько прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходится на каждый рубль выручки от продаж. Отсюда следует, что доля прибыли от продаж к выручке в 2009 году составила 7,50 %, в 2010 году – 6,40%, в 2011 году – 5,86 %. Максимальное значение данного показателя было достигнуто в 2009 году.
Таблица № 10: Показатели рентабельности предприятия ОАО «Звезда».
Коэффициент |
2009г. в % |
2010г. в % |
2011г. в % |
1. Рентабельность продаж |
7,50 |
6,40 |
5,86 |
2. Рентабельность производства |
49,74 |
44,28 |
41,04 |
3. Рентабельность активов |
20,98 |
30,62 |
22,83 |
4. Чистая рентабельность |
4,95 |
6,0 |
4,74 |
5. Рентабельность собственного капитала |
52,08 |
50,39 |
35,25 |
6. Рентабельность заемного |
35,12 |
78,07 |
64,82 |
7. Рентабельность постоянного |
44,05 |
46,00 |
34,71 |
Рентабельность производства отражает величину прибыли, полученной предприятием за анализируемый период, приходящуюся на каждый рубль себестоимости проданной продукции. Коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Максимальным данный показатель был в 2009 году. Его значение составило 49,74 %. Относительно начала анализируемого периода и его конца, можно сделать вывод, что данный показатель несколько сократился.
Рентабельность активов отражает величину прибыли, полученной за анализируемый период, приходящуюся на каждый рубль вложений в ее активы. На один рубль вложений в 2009 году приходилось 20,98 % прибыли, в 2010 – 30,62 %, и в 2011 – 22,83 %. Большую прибыль организации удалось получить в 2010 году.
Чистая рентабельность показывает долю чистой прибыли в выручке предприятия за анализируемый период. Наибольшая доля прибыли в выручке наблюдается в 2010 году и составляет 6,0 %. А в 2009 и в 2011 годах – 4,95 % и 4,74 % соответственно.
Рентабельность собственного капитала показывает величину чистой прибыли, полученной организацией за анализируемый период, и приходящуюся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы. Следовательно, величина чистой прибыли на один рубль вложенных собственных средств составила в 2009 году – 52,08 %, в 2010 году – 50,39 % и в 2011 году – 35,25 %.
Рентабельность заемного капитала характеризует величину прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящуюся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы. Максимальное значение данного коэффициента было достигнуто в 2010 году, оно составило 78,07 %. В 2009 году – 35,12 %, а в 2011 году – 64,82 %.
Рентабельность постоянного капитала показывает, эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. В 2009 году его значение составило 44,05 %, в 2010 – 46,0 %, в 2011 – 34,71 %.
Если говорить обо всем анализируемом периоде, то можно отметить, что наблюдается неравномерная динамика значений показателей рентабельности ОАО «Звезда». Особенно большим был рост показателей в 2009 году.
Оценка финансового плана предприятия ОАО «Звезда» на основе бюджета доходов и расходов
Одним из основных документов финансового планирования является бюджет предприятия, в котором в денежной форме планируются доходы и расходы на плановый бюджетный период, а также прогнозируются финансово-экономические показатели, достигаемые предприятием на конец периода.
Бюджет доходов и расходов предназначен для планирования прибыли, как разности между доходами и расходами. В этом его роль и значение в финансовом управлении на предприятии. Отчет об исполнении доходов и расходов замыкает контур финансового управления.
На основе отчета составляется бюджет доходов и расходов на следующий период, принимаются иные управленческие решения. В бухгалтерском учете данному отчету соответствует документ «Отчет о прибылях и убытках», адресованный внешним (по отношению к предприятию) пользователям финансовой информации (акционерам, кредиторам, налоговым органам).
Бюджет доходов и расходов
позволяет планировать прибыль
и, следовательно, рентабельность предприятия,
а также рассчитать плановое значение
маржинального дохода предприятия.
Благодаря ему можно
В приведенной таблице
составленной на основе данных «Отчета
о прибылях и убытках» ОАО «Звезда»
приведены следующие
Таблица № 11: Динамика и структура прибылей и убытков предприятия ОАО «Звезда».
Наименование показателя |
Код строки |
2009г. тыс.руб |
2010 г. тыс. руб. |
2011 г. тыс. руб. |
Отклонение (+,-), в тыс.руб |
Уровень в % к выручке в 2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-3 |
7 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (В) |
0010 |
821060 |
993838 |
1110269 |
289209 |
100 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. (С) |
020 |
697005 |
834833 |
942259 |
245254 |
84,8 |
Коммерческие расходы (КР) |
0030 |
58397 |
75517 |
94344 |
35947 |
12,4 |
Управленческие расходы |
2040 |
5353 |
5505 |
6540 |
1187 |
0,4 |
Прибыль (убыток) от продаж (Пб) |
0050 |
60305 |
77983 |
67126 |
6821 |
- |
Прочие доходы |
0090 |
1751 |
1315 |
6027 |
4276 |
1,5 |
Прочие расходы |
100 |
5011 |
3713 |
7520 |
2509 |
0,8 |
Текущий налог на прибыль |
150 |
11692 |
14512 |
12182 |
490 |
0,1 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
40659 |
59874 |
52646 |
11987 |
- |
Всего доходов (Д) |
_ |
822811 |
995153 |
1116296 |
- |
- |
Всего расходов (Р) |
- |
777458 |
934080 |
1062845 |
- | |
Коэффициент соотношения доходов и расходов |
Д/Р |
1,05 |
1,06 |
1,05 |
- |
- |
Из приведенной таблицы видно, что с 2009 года наблюдается рост выручки и на конец 2011 года ее прирост составил 289209 тыс. руб.
Положительным можно считать меньший прирост себестоимости (245254 тыс. руб.) по сравнению с приростом выручки. Увеличение коммерческих и управленческих расходов вызвано повышением затрат на проведение маркетинговых исследований, на рекламу, поиск новых рынков сбыта.
Решающее влияние на формирование
всех финансовых показателей предприятия,
в том числе и прибыли, оказывает
соотношение его доходов и
расходов. На анализируемом предприятии
коэффициент соотношения
Рассмотрим, что повлияло на снижение рентабельности продаж, для этого проанализируем динамику и состав прибыли предприятия за 2009 - 2011 годы.
Таблица № 12: Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Звезда».
Показатели |
Абсолютные величины, тыс. руб. |
Изменения по отношению к 2011 г. | |||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2009г. |
2010 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от продаж |
821060 |
993838 |
1110269 |
289209 |
116431 |
Валовая прибыль |
124055 |
159005 |
168010 |
43955 |
9005 |
Прибыль(убыток) от продаж |
60305 |
77983 |
67126 |
6821 |
-10857 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
52539 |
74578 |
65046 |
12507 |
-9532 |
Налог на прибыль |
11692 |
14512 |
12182 |
490 |
-2330 |
Чистая прибыль (убыток) |
40659 |
59874 |
52646 |
11987 |
-7228 |
Рентабельность продаж |
0,05 |
0,06 |
0,05 |
- |
-0,01 |
Данные таблицы показывают, различия между разными финансовыми результатами предприятия: прибылью от продаж и прибылью до налогообложения. Эта разница возникла как результат прочей деятельности предприятия.
По итогам 2011 года выручка от продаж составила 1110269 тыс.руб., и выросла по отношению к 2009 году на 289209 тыс.рублей, или на 35,0 %.
Значительно возросла в 2011 году валовая прибыль предприятия и составила 168010 тыс.рублей, что также на 35,0 % выше аналогичного периода 2009 года.
Прибыль (убыток) от продаж в 2011 году составил 67126 тыс. рублей, что на 11,3 % выше аналогичного периода 2009 года.
Прибыль до налогообложения в 2011 году составила 65046 тыс.руб., что на 23,8% выше аналогичного периода 2009 года.
Чистая прибыль предприятия в 2011 году составила 52646 тыс. руб., что выше аналогичного периода 2009 года на 11987 тыс.рублей, но ниже 2010 года на 7228 тыс.руб. Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного развития.
Рентабельность продаж указывает,
сколько прибыли приходится на единицу
реализованной продукции и
Р = Чистая прибыль / выручка
В 2011 году рентабельность продаж по сравнению с 2010 годом на единицу продукции снизилась с 0,06 до 0,05 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе проведено исследование и обобщен опыт финансового планирования и бюджетирования применяемого в ОАО «Звезда». В работе отмечено, что применяемая методология построения и осуществления финансового планирования и бюджетирования варьируется в зависимости от положения на рынке и общей системы менеджмента отдельного взятого предприятия.
Автор пришел к выводу, что
подходы и методология
- сферы деятельности
- доли занимаемого рынка;
- корпоративной культуры предприятия;
- профессионализма менеджмента предприятия;
- степени развитости рыночных
отношений в стране, где предприятие
осуществляет свою
- целей и задач, которые
ставит предприятие (
Тем не менее, автор работы обратил внимание на то, что помимо существования достаточно субъективных условий и критериев, присущих отдельно взятому предприятию, есть также и объективные факторы, которые должны учитываться субъектами хозяйственной деятельности при организации и разработке своих текущих и стратегических планов. К таким факторам можно отнести:
- степень развитости научной экономической мысли;
- общепринятые современные/
- существующие правовые
принципы осуществления