Предмет, метод и задачи бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций

Краткое описание

Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции бюджетирование2012г (1).doc

— 706.50 Кб (Скачать)

Источниками формирования доходов государства служат налоги и другие отчисления хозяйствующих субъектов и физических лиц. Экономической теории известны несколько концепций бюджетной политики государства. Первая концепция базируется на необходимости ежегодной его сбалансированности. Наличие безработицы и снижение доходов населения при стремлении правительства к непременному  сбалансированию бюджета приводит к вынужденному повышению налоговых ставок либо к сокращению государственных расходов, и тем самым, к сокращению совокупного спроса. Кроме того, стремление ежегодно сбалансировать бюджет стимулирует инфляцию, особенно с введением свободно плавающего обменного курса национальной валюты, повышением денежных доходов населения в связи со своевременным погашением долгов по заработной плате, пенсиям и  пособиям. В этом случае бюджетная политика предусматривает либо снижение налоговых ставок и реанимацию налоговых льгот, лояльный рост государственных расходов, либо сочетание тех или других мер.

Существует противоположная  точка зрения относительно сбалансированности бюджета путем реструктуризации бюджета и уменьшения его расходов в соответствии с уменьшением его доходной части. Однако ни одно индустриальное государство не планирует свои финансы по такому принципу, поскольку рост государственных расходов стимулирует выпуск продукции, занятость и доходы населения. Обоснованность превышения расходов над доходами существует объективно при экономическом росте и поступательном развитии.

В государственном бюджете  реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Как особая область стоимостного распределения государственный  бюджет выполняет специфическое  общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. За счет бюджетных средств  осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формировании фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержания армии, затраты, связанные с развитием интеграций и т.д.

Бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств для  обеспечения функций органов  государственной власти. Государственный  бюджет ведущее звено финансовой системы, объединяющее главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходования.

 Бюджетные ресурсы – это экономическая форма движений той или иной части общественного продукта и национального дохода, которая прошла, известные стадии стоимостного распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением. Итак, как экономическая категория, государственный бюджет выражает производственные отношения в денежной форме, возникающее между государством и другими участниками производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства, повышение уровня жизни народа и удовлетворения общественных потребностей.

Республиканский бюджет главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается законодательным органом власти – Парламентом.

Итак, государственный  бюджет является сводом республиканского и местных бюджетов без участия взаимопогашающих операций между ними и представляет собой основной финансовый план государства на текущий год.

Государственный бюджет предусматривает:

  • взаимодействие экономических и финансовых целей государства;
  • взаимодействие бюджетов различных уровней и взаимодействие бюджетов с различными секторами экономики;
  • совершенствование налогово-фискальных инструментов;
  • структура и размер поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов, размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;
  • сбалансированность местных бюджетов;
  • оценка состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на финансовые операции государства.

       Бюджетная  система представляет собой совокупность  форм бюджетных отношений, видов  бюджета (республиканский и местные бюджеты), методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления. При этом совокупность бюджетных отношений составляет основу (базис) бюджетной системы, а надстройкой ее служат виды бюджетов, финансовые и другие органы управления, определяющие формы бюджетных отношений и осуществляющие составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов, на основе использования различных методов и способов управления. Это и есть бюджетный механизм. Основнысми его элементами являются:

  • бюджетное планирование и прогнозирование;
  • своевременное финансирование затрат государства;
  • проведение учета, составление отчетности об исполнении бюджетов;
  • анализ исполнения бюджетов и внесение соответствующих изменений в утвержденный  бюджет;
  • рассмотрение и утверждение бюджетов в соответствующих уровнях управления;
  • формирование нормативно-законодательной, а также информационной базы для нормативного функционирования бюджетной системы.

 

2.2. Принципы и методические подходы к формированию государственного финансового механизма и реализации бюджетных проектов и программ

Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Он подразделяется на: регулируемый и директивный. Регулирующий – характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок формирования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает  формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Директивный финансовый механизм, как  правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются  налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Развитие экономики требует  перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.

Важнейшим инструментом макроэкономического  регулирования государства является бюджетная политика, осуществляющая воздействие на уровень деловой активности посредством изменения расходов и налогообложения.

Бюджетная система РК основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов. Единство бюджетов обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, формами государственной финансовой статистики, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. Оно основано на взаимодействии бюджетов через перераспределение поступлений.

Полнота бюджетов обеспечивается обязательным и полным отражением в бюджетах всех поступлений, в том числе полного  перечня поступлений от акционерных  обществ с государственным  пакетом  акций и республиканских государственных  предприятий, определяемых налоговым и бюджетным законодательством РК.

Реальность бюджетов достигается  приведением их в соответствие с  параметрами индикативного плана  социально-экономического развития РК, экономических и социальных программ развития, с учетом ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана.

Гласность бюджетов обеспечивается публикацией  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается установлением стабильных нормативов распределения доходов между бюджетами разных уровней и правом определения направления расходования бюджетных средств.

Основанием для включения  в  перечень бюджетных инвестиционных проектов (программ) являются:

Утвержденные государственные, отраслевые (секторальные), региональные программы; наличие технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов (программ); положительное заключение экономической экспертизы технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (программы); решения бюджетной комиссии; технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта (программы) содержит результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта (программы), проводимого на основе экономического анализа затрат и выгод; требования к разработке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (программы) определяются центральным уполномоченным органом по экономическому планированию; разработка технико-экономического обоснования бюджетных инвестиционных проектов (программ) осуществляется в случае, если проект предусмотрен утвержденными государственными отраслевыми (секторальными) и региональными программами, а также одобрен решением бюджетной комиссии. При этом финансирование бюджетных инвестиционных проектов (программ) производится  в рамках распределяемых бюджетных программ соответственно центрального или местных уполномоченных органов по экономическому планированию.

Для подтверждения установленных  технико-экономических параметров бюджетного инвестиционного проекта (программы) технико-экономическое обоснование подлежит экономической и другим экспертизам, предусмотренных законодательством РК.

Экономическая экспертиза бюджетного инвестиционного проекта (программы) проводится на основе отраслевой экспертизы, других требуемых в соответствии с законодательством РК заключений экспертиз и является обязательной формой оценки экономического анализа бюджетного инвестиционного проекта (программы), проведенного в рамках разработки его технико-экономического обоснования.

Экономическая экспертиза бюджетных инвестиционных проектов (программ), планируемых к реализации на территории других государств, а  также не предусматривающих строительную деятельность, проводится на основе технико-экономического обоснования и заключения к нему экспертизы отраслевого органа.

Экономическая экспертиза республиканских бюджетных инвестиционных проектов (программ), а также местных  бюджетных инвестиционных проектов (программ), планируемых к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитование из республиканского бюджета, осуществляется юридическим лицом, определяемым Правительством РК.

Экономическая экспертиза местных бюджетных инвестиционных проектов (программ) осуществляется юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами.

Юридические лица, определенные на осуществление экономической  экспертизы бюджетных инвестиционных проектов (программ) несут ответственность  в соответствии с законодательством  РК за обоснованность и эффективность  предлагаемых решений по реализации бюджетного инвестиционного проекта (программы), а также в случае отсутствия заключения экономической экспертизы оценки  рисков, оказавших негативное влияние на реализацию бюджетного инвестиционного проекта (программы) достижения его целей.

В случае необходимости юридические лица, определенные на осуществление экономической экспертизы, вправе требовать проведения дополнительной экспертизы по вопросам, не охваченным или не зависимой экспертизы.

По результатам экономической  экспертизы технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта (программы) утверждается администратором бюджетной программы.

По проектам, являющихся технически несложными, строительство  которых предполагается по типовым  проектам, типовым проектным решениям и проектам повторного применения, одобренным в рамках соответствующих государственных, отраслевых (секторальных) и региональных  программ, не требуется разработка технико-экономического обоснования.

Информация о работе Предмет, метод и задачи бюджетирования