Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций
Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.
Источниками формирования доходов государства служат налоги и другие отчисления хозяйствующих субъектов и физических лиц. Экономической теории известны несколько концепций бюджетной политики государства. Первая концепция базируется на необходимости ежегодной его сбалансированности. Наличие безработицы и снижение доходов населения при стремлении правительства к непременному сбалансированию бюджета приводит к вынужденному повышению налоговых ставок либо к сокращению государственных расходов, и тем самым, к сокращению совокупного спроса. Кроме того, стремление ежегодно сбалансировать бюджет стимулирует инфляцию, особенно с введением свободно плавающего обменного курса национальной валюты, повышением денежных доходов населения в связи со своевременным погашением долгов по заработной плате, пенсиям и пособиям. В этом случае бюджетная политика предусматривает либо снижение налоговых ставок и реанимацию налоговых льгот, лояльный рост государственных расходов, либо сочетание тех или других мер.
Существует противоположная точка зрения относительно сбалансированности бюджета путем реструктуризации бюджета и уменьшения его расходов в соответствии с уменьшением его доходной части. Однако ни одно индустриальное государство не планирует свои финансы по такому принципу, поскольку рост государственных расходов стимулирует выпуск продукции, занятость и доходы населения. Обоснованность превышения расходов над доходами существует объективно при экономическом росте и поступательном развитии.
В государственном бюджете реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Как особая область стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формировании фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержания армии, затраты, связанные с развитием интеграций и т.д.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет ведущее звено финансовой системы, объединяющее главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходования.
Бюджетные ресурсы – это экономическая форма движений той или иной части общественного продукта и национального дохода, которая прошла, известные стадии стоимостного распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением. Итак, как экономическая категория, государственный бюджет выражает производственные отношения в денежной форме, возникающее между государством и другими участниками производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства, повышение уровня жизни народа и удовлетворения общественных потребностей.
Республиканский бюджет
главное звено бюджетной
Итак, государственный бюджет является сводом республиканского и местных бюджетов без участия взаимопогашающих операций между ними и представляет собой основной финансовый план государства на текущий год.
Государственный бюджет предусматривает:
Бюджетная
система представляет собой
2.2. Принципы и методические подходы к формированию государственного финансового механизма и реализации бюджетных проектов и программ
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Он подразделяется на: регулируемый и директивный. Регулирующий – характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок формирования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.
Важнейшим инструментом макроэкономического
регулирования государства
Бюджетная система РК основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Единство бюджетов обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, формами государственной финансовой статистики, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. Оно основано на взаимодействии бюджетов через перераспределение поступлений.
Полнота бюджетов обеспечивается обязательным
и полным отражением в бюджетах всех
поступлений, в том числе полного
перечня поступлений от акционерных
обществ с государственным пакетом
акций и республиканских
Реальность бюджетов достигается
приведением их в соответствие с
параметрами индикативного
Гласность бюджетов обеспечивается публикацией утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается установлением стабильных нормативов распределения доходов между бюджетами разных уровней и правом определения направления расходования бюджетных средств.
Основанием для включения в перечень бюджетных инвестиционных проектов (программ) являются:
Утвержденные государственные, отраслевые (секторальные), региональные программы; наличие технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов (программ); положительное заключение экономической экспертизы технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (программы); решения бюджетной комиссии; технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта (программы) содержит результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта (программы), проводимого на основе экономического анализа затрат и выгод; требования к разработке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (программы) определяются центральным уполномоченным органом по экономическому планированию; разработка технико-экономического обоснования бюджетных инвестиционных проектов (программ) осуществляется в случае, если проект предусмотрен утвержденными государственными отраслевыми (секторальными) и региональными программами, а также одобрен решением бюджетной комиссии. При этом финансирование бюджетных инвестиционных проектов (программ) производится в рамках распределяемых бюджетных программ соответственно центрального или местных уполномоченных органов по экономическому планированию.
Для подтверждения установленных
технико-экономических
Экономическая экспертиза бюджетного инвестиционного проекта (программы) проводится на основе отраслевой экспертизы, других требуемых в соответствии с законодательством РК заключений экспертиз и является обязательной формой оценки экономического анализа бюджетного инвестиционного проекта (программы), проведенного в рамках разработки его технико-экономического обоснования.
Экономическая экспертиза бюджетных инвестиционных проектов (программ), планируемых к реализации на территории других государств, а также не предусматривающих строительную деятельность, проводится на основе технико-экономического обоснования и заключения к нему экспертизы отраслевого органа.
Экономическая экспертиза
республиканских бюджетных
Экономическая экспертиза
местных бюджетных
Юридические лица, определенные на осуществление экономической экспертизы бюджетных инвестиционных проектов (программ) несут ответственность в соответствии с законодательством РК за обоснованность и эффективность предлагаемых решений по реализации бюджетного инвестиционного проекта (программы), а также в случае отсутствия заключения экономической экспертизы оценки рисков, оказавших негативное влияние на реализацию бюджетного инвестиционного проекта (программы) достижения его целей.
В случае необходимости юридические лица, определенные на осуществление экономической экспертизы, вправе требовать проведения дополнительной экспертизы по вопросам, не охваченным или не зависимой экспертизы.
По результатам экономической экспертизы технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта (программы) утверждается администратором бюджетной программы.
По проектам, являющихся технически несложными, строительство которых предполагается по типовым проектам, типовым проектным решениям и проектам повторного применения, одобренным в рамках соответствующих государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ, не требуется разработка технико-экономического обоснования.