Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций
Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.
Отмечают основные направления совершенствования и развития технологии, предусмотренные бизнес-планом, что видно из таблицы 1.
Таблица 1. Мероприятия по совершенствованию технологии производства
Техно логический про цесс  | 
  Наименование мероприятия по совершенствованию технологии производства  | 
  Затраты времени, минут  | 
  Снижение трудоемкости изготовления изделий  | 
  Повышение производи тельности труда, %  | ||
По действующей технологии  | 
  По проектируемой технологии  | 
  мин.  | 
  %  | |||
В бизнес-плане необходимо отметить, как предложенные изменения технологии отразятся на качестве продукции, уровне производственных затрат, цене изделия.
Если в производственном процессе предусматривается выполнение части операций субподрядчиками, то это особо отмечается в бизнес-плане. Дается обоснование решения о кооперировании, а также выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входного контроля, поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов. При выборе партнеров учитываются их надежность, производственные, финансовые, кадровые возможности, престижность. В бизнес-плане указываются наименование, местоположение и адрес фирм-подрядчиков, виды и условия выполнения ими работ.
При контроле производственного 
процесса согласно составленного бюджета 
рассматривается действующая на 
предприятии система управления 
качеством продукции и услуг. 
Описываются 
В бизнес-плане приводится 
оценка воздействия на атмосферу, водные 
ресурсы и т.д. Указываются принимаемые 
меры по утилизации отходов, обеспечению 
жизнедеятельности и 
Производственная программа 
предусматривает прогноз объемо
Как правило, в бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах и темпах их изменения за последние три года, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3-5 лет. Прогнозирование объема производства в номенклатурном разрезе по периодам производится следующим образом: первый год – по кварталам (в случае необходимости – по месяцам), второй год – по полугодиям (или по кварталам), последующие годы – в целом за год.
В рабочем варианте бизнес-плана рекомендуется рассчитать три варианта прогноза производства продукции (услуг): оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В официальном бизнес-плане включаются оптимальный вариант с учетом данных раздела «Потенциальные риски» и расчетов экономической эффективности проекта.
Производственное 
Рассматривается действующая на предприятии система управления качеством продукции (услуг). Отмечаются также методы контроля затрат материалов, труда и других элементов, входящих в состав себестоимости.
Система охраны окружающей среды приводится на основе оценки воздействия на атмосферу, водные и другие ресурсы. Указываются принимаемые меры по утилизации отходов, обеспечению жизнедеятельности и соответствующие затраты.
5.2. Производственная 
программа. Производственные мо
Основная смета – это план, выраженный в количественном измерении, охватывающий определенный промежуток времени.
Преимущества составления смет:
   * Планирование 
операционной деятельности 
   * Координирование 
деятельности различных 
* Доведение планов до различных центров ответственности;
   * Мотивация менеджеров 
на достижение поставленных 
* Контроль деятельности;
* Оценка выполнения заданий.
Этапы составления сметы:
1) Установка общего курса
2) Предварительное составление смет
3) Координация и анализ смет
4) Одобрение сметы
В бизнес-планировании оценивается соответствие объемов выпуска продукции имеющимся производственным мощностям, приводятся данные о балансе производственных мощностей, как отчетные, так и прогнозируемые на ближайшие годы с учетом ввода в действие новых мощностей, уменьшения их в результате выбытия. Здесь же указываются значения коэффициентов сменности работы оборудования и использования производственных мощностей.
При планировании потребности долгосрочных активов дается краткая характеристика имеющихся основных производственных фондов и нематериальных активов: состав, структура, стоимость отдельных видов имущества, технические характеристики, степень износа, необходимость ремонта или реконструкции.
Отражаются вопросы, связанные с расширением, модернизацией или реконструкцией имеющегося производства или организацией нового:
На основе этого устанавливается потребность в дополнительном оборудовании и общая потребность в основных фондах и нематериальных активах. Расчет потребности в основных фондах осуществляется по виду основных фондов исходя из нормативов производительности.
Потребность в дополнительном 
оборудовании и других технических 
средствах оформляется в 
Таблица 2. Потребность в дополнительном оборудовании и других технических средствах
Наименование оборудования, ТС  | 
  Тип или модель  | 
  Завод-изготовитель  | 
  Кол-во, шт  | 
  Срок поставки  | 
  Стоимость оборудования, ТС, тыс. тенге  | 
Раздел прогноза затрат заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство). В бизнес-планировании и при составлении бюджета предприятия отмечаются условия закупки материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, надежность поставщиков с точки зрения обеспечения номенклатуры, размера партий, сроков и цен поставки, наличие опыта работы с конкретными поставками. Обязательно указывается возможное лимитирование поставок ресурсов, что видно из таблицы 3.
Таблица 3. Потребность в материальных ресурсах
Наименование вида материальных ресурсов  | 
  Потребность на программу  | 
  Поставщики  | ||||
I квартал  | 
  II квартал  | 
  И т.д.  | ||||
в натуральном выражении  | 
  сумма, тыс. тенге  | 
  в натуральном выражении  | 
  сумма, тыс. тенге  | |||
Потребность в средствах на оплату труда отражается в формализованном виде, что видно из таблицы 4.
Таблица 4. Потребность в средствах на оплату труда
Категория работников  | 
  Согласно программы на 200 __ год  | ||||
I квартал  | 
  II квартал  | 
  И т.д.  | |||
Численность, чел.  | 
  Фонд оплаты труда, тыс. тенге  | 
  Численность, чел.  | 
  Фонд оплаты труда, тыс. тенге  | ||
Смета затрат на производство и реализацию продукции (услуг) может иметь следующий вид, что видно из таблицы 5.
Таблица 5. Смета затрат на производство
Элементы затрат  | 
  Величина показателя по периодам  | ||||||
2008г.  | 
  2009 г.  | 
  2010г.  | |||||
I кв  | 
  II кв  | 
  III кв  | 
  IV кв  | 
  I полугодие  | 
  II полугодие  | ||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
Материальные затраты  | 
  |||||||
Затраты на оплату труда  | 
  |||||||
Отчисления на социальные нужды  | 
  |||||||
Амортизация основных средств  | 
  |||||||
Прочие затраты  | 
  |||||||
Итого по элементам затрат  | 
  |||||||
Постоянные издержки  | 
  |||||||
Переменные издержки  | 
  |||||||
Коэффициент нарастания затрат (К) определяется по формуле:
А + (0,5 * Б) ,
К = А + Б
где А - затраты, производимые единовременно в начале производственного цикла, тенге;
        
Б – остальные затраты, 
К единовременным затратам (А) относятся затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты.
Остальные затраты (Б) считаются нарастающими. К ним относятся амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и другие составляющие себестоимости продукции.
Смета производства определяет объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов. Объемы производства должны быть тщательно выверены со сметой продаж с целью сбалансированности производства и продаж в течение планируемого периода, тем самым, здесь важно определить степень использования производственных мощностей и запасов.
Смета продаж составляется для определения выручки в денежном выражении и служит основой, на которой базируются все другие сметы. При планируемом объеме продаж в натуральном выражении отправным пунктом служит производственная мощность или прошлогодний объем продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж, а именно:
Здесь важно сравнить фактические объемы по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия. Управленческий персонал при этом исследует причины существенных отклонений и принимает меры по улучшению положения.
Производственные мощности 
и их развитие оценивается на соответствие 
объемов выпуска продукции 
Прогноз затрат обеспечивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции на основе калькуляции выпускаемой продукции по всем статьям сметы затрат на производство. Также учитываются условия закупки материально-сырьевых и топливо-энергетических ресурсов, надежность поставщиков с точки зрения обеспечения номенклатуры, размера партий, сроков и цен поставки, наличия опыта работы с конкретными поставщиками. Обязательно учитывается возможное лимитирование поставок ресурсов.