Предмет, метод и задачи бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций

Краткое описание

Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции бюджетирование2012г (1).doc

— 706.50 Кб (Скачать)

Отмечают основные направления  совершенствования и развития технологии, предусмотренные бизнес-планом, что  видно из таблицы 1.

Таблица 1. Мероприятия по совершенствованию технологии производства

Техно

логический про

цесс

Наименование мероприятия  по совершенствованию технологии производства

Затраты времени, минут

Снижение трудоемкости изготовления изделий

Повышение производи

тельности труда, %

По действующей технологии

По проектируемой технологии

мин.

%

             

 

В бизнес-плане необходимо отметить, как предложенные изменения  технологии отразятся на качестве продукции, уровне производственных затрат, цене изделия.

Если в производственном процессе предусматривается выполнение части операций субподрядчиками, то это особо отмечается в бизнес-плане. Дается обоснование решения о кооперировании, а также выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входного контроля, поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов. При выборе партнеров учитываются их надежность, производственные, финансовые, кадровые возможности, престижность. В бизнес-плане указываются наименование, местоположение и адрес фирм-подрядчиков, виды и условия выполнения ими работ.

При контроле производственного  процесса согласно составленного бюджета  рассматривается действующая на предприятии система управления качеством продукции и услуг. Описываются последовательность, методы и средства контроля качества продукции и услуг. Может указываться нормативно-техническая документация, регламентирующая качество изготовления продукции, оказания услуг. Отмечаются также методы контроля затрат материалов, труда и других элементов, входящих в состав себестоимости.

В бизнес-плане приводится оценка воздействия на атмосферу, водные ресурсы и т.д. Указываются принимаемые  меры по утилизации отходов, обеспечению  жизнедеятельности и соответствующие  затраты.

Производственная программа  предусматривает прогноз объемов производства и реализации продукции (услуг) осуществляется на основе сопоставления результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с производственными возможностями предприятия. При этом он может быть равным или превышать значение прогноза сбыта продукции (услуг). В последнем случае будет происходить накапливание запасов готовой продукции.

Как правило, в бизнес-плане  приводятся данные об объемах выпуска  каждого вида продукции в натуральных  единицах и темпах их изменения за последние три года, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3-5 лет. Прогнозирование объема производства в номенклатурном разрезе по периодам производится следующим образом: первый год – по кварталам (в случае необходимости – по месяцам), второй год – по полугодиям (или по кварталам), последующие годы – в целом за год.

В рабочем варианте бизнес-плана  рекомендуется рассчитать три варианта прогноза производства продукции (услуг): оптимистический, пессимистический и  наиболее вероятный. В официальном  бизнес-плане включаются оптимальный вариант с учетом данных раздела «Потенциальные риски» и расчетов экономической эффективности проекта.

Производственное кооперирование предусматривает выполнение части  операций субподрядчиками. Дается обоснование  решения о кооперировании, а также выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входного контроля, поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов. При выборе партнеров учитываются их надежность, производственные, финансовые, кадровые возможности, престижность.

Рассматривается действующая  на предприятии система управления качеством продукции (услуг). Отмечаются также методы контроля затрат материалов, труда и других элементов, входящих в состав себестоимости.

Система охраны окружающей среды приводится на основе оценки воздействия на атмосферу, водные и другие ресурсы. Указываются принимаемые меры по утилизации отходов, обеспечению жизнедеятельности и соответствующие затраты.   

 

5.2. Производственная  программа. Производственные мощности и их развитие. Потребность в долгосрочных активах. Состав, структура и износ основных производственных фондов. Потребность в дополнительном оборудовании и других технических средствах. Прогноз затрат. 

Основная смета –  это план, выраженный в количественном измерении, охватывающий определенный промежуток времени.

Преимущества составления  смет:

   * Планирование  операционной деятельности предприятия;

   * Координирование  деятельности различных подразделений;

   * Доведение планов  до различных центров ответственности;

   * Мотивация менеджеров  на достижение поставленных целей;

   * Контроль деятельности;

   * Оценка выполнения  заданий.

    Этапы составления  сметы:

1) Установка общего  курса

2) Предварительное составление  смет

3) Координация и анализ  смет

4) Одобрение сметы   

В бизнес-планировании оценивается  соответствие объемов выпуска продукции  имеющимся производственным мощностям, приводятся данные о балансе производственных мощностей, как отчетные, так и  прогнозируемые на ближайшие годы с  учетом ввода в действие новых мощностей, уменьшения их  в результате выбытия. Здесь же указываются значения коэффициентов сменности работы оборудования и использования производственных мощностей.

При планировании потребности  долгосрочных активов дается краткая  характеристика имеющихся основных производственных фондов и нематериальных активов: состав, структура, стоимость  отдельных видов имущества, технические  характеристики, степень износа, необходимость ремонта или реконструкции.

Отражаются вопросы, связанные  с расширением, модернизацией или  реконструкцией имеющегося производства или организацией нового:

  • наличие документации;
  • наличие подрядной организации, способной обеспечить в предлагаемые сроки проведение строительно-монтажных работ;
  • затраты и т.д.

На основе этого устанавливается  потребность в дополнительном оборудовании и общая потребность в основных фондах и нематериальных активах. Расчет потребности в основных фондах осуществляется по виду основных фондов исходя из нормативов производительности.

Потребность в дополнительном оборудовании и других технических  средствах оформляется в расчетах по предлагаемой форме, что видно  из таблицы.

Таблица 2. Потребность  в дополнительном оборудовании и  других технических средствах

Наименование оборудования, ТС

Тип или модель

Завод-изготовитель

Кол-во, шт

Срок поставки

Стоимость оборудования, ТС, тыс. тенге 

           

   Раздел прогноза затрат заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство). В бизнес-планировании и при составлении бюджета предприятия   отмечаются условия закупки материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, надежность поставщиков с точки зрения обеспечения номенклатуры, размера партий, сроков и цен поставки, наличие опыта работы с конкретными поставками. Обязательно указывается возможное лимитирование поставок ресурсов, что видно из таблицы 3.

Таблица 3. Потребность  в материальных ресурсах

Наименование вида материальных ресурсов

Потребность на программу

Поставщики 

I квартал

II квартал

И т.д.

в натуральном выражении

сумма, тыс. тенге

в натуральном выражении

сумма, тыс. тенге

             

 

Потребность в средствах  на оплату труда отражается в формализованном  виде, что видно из таблицы 4.

Таблица 4. Потребность  в средствах на оплату труда

Категория работников

Согласно программы  на 200 __ год

I квартал

II квартал

И т.д.

Численность, чел.

Фонд оплаты труда, тыс. тенге

Численность, чел.

Фонд оплаты труда, тыс. тенге

           

 

Смета затрат на производство и реализацию продукции (услуг) может  иметь следующий вид, что видно  из таблицы 5.

Таблица 5. Смета затрат на производство

Элементы затрат

Величина показателя по периодам

2008г.

2009 г.

2010г.

I кв

II кв

III кв

IV кв

I полугодие

II полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

Материальные затраты

             

Затраты на оплату труда

             

Отчисления на социальные нужды

             

Амортизация основных средств

             

Прочие затраты

             

Итого по элементам затрат

             

Постоянные издержки

             

Переменные издержки

             
               

 

Коэффициент нарастания затрат (К) определяется по формуле:

                 А + (0,5 * Б) ,

          К =     А + Б

где А -  затраты, производимые единовременно в начале производственного  цикла, тенге;

        Б – остальные затраты, входящие  в себестоимость продукции, тенге.

К единовременным затратам (А) относятся затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты.

Остальные затраты (Б) считаются  нарастающими. К ним относятся  амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и другие составляющие себестоимости продукции.

Смета производства определяет объем производства, соответствующий  сметному объему продаж и необходимой  величине материальных запасов. Объемы производства должны быть тщательно выверены со сметой продаж с целью сбалансированности производства и продаж в течение планируемого периода, тем самым, здесь важно определить степень использования производственных мощностей и запасов.

Смета продаж составляется для определения выручки в денежном выражении и служит основой, на которой базируются все другие сметы. При планируемом объеме продаж в натуральном выражении отправным пунктом служит производственная мощность или прошлогодний объем продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж, а именно:

  • контракты;
  • изменение производственной мощности;
  • ценовую политику;
  • доходы населения;
  • наличие конкурентов;
  • изменение ассортиментной структуры.

Здесь важно сравнить фактические объемы по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия. Управленческий персонал при этом исследует причины существенных отклонений и принимает меры по улучшению положения.

Производственные мощности и их развитие оценивается на соответствие объемов выпуска продукции имеющимися производственными мощностями, приводятся данные о балансе производственных мощностей, как отчетные, так и прогнозируемые на ближайшие годы с учетом ввода в действие новых мощностей, уменьшения их в результате выбытия. Здесь же указываются значения коэффициентов сменности работы оборудования и использования производственных мощностей.

Прогноз затрат обеспечивается расчетом издержек производства и себестоимости  производимой продукции на основе калькуляции  выпускаемой продукции по всем статьям  сметы затрат на производство. Также учитываются условия закупки материально-сырьевых и топливо-энергетических ресурсов, надежность поставщиков с точки зрения обеспечения номенклатуры, размера партий, сроков и цен поставки, наличия опыта работы с конкретными поставщиками. Обязательно учитывается возможное лимитирование поставок ресурсов.

Информация о работе Предмет, метод и задачи бюджетирования