Предмет, метод и задачи бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций

Краткое описание

Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции бюджетирование2012г (1).doc

— 706.50 Кб (Скачать)

в) метод «ориентации  на конкурента» - устанавливает уровень  затрат на маркетинг у близкого по ресурсам и рыночной нише конкурента;

г) метод максимальных расходов – базируется на принципе «как можно больше средств на маркетинг»;

д) метод на основе целей  и задач – основывается на калькулировании  затрат, которые могут иметь место  при проведении маркетинговых мероприятий  на фирме для достижения поставленных целей.

Каждому из приведенных  методов присущи как положительные, так и отрицательные моменты. В конкретной ситуации решение о бюджете должно приниматься с учетом имеющихся возможностей, поведения товара на рынке и конкретных преимуществ на каждой ситуации жизненного цикла товара. При формировании бюджета на маркетинг основным должен быть принцип «экономить на всем, но только не на маркетинге».

После определения бюджета  маркетинга следует произвести его  распределение по направлениям работы, что видно из таблицы. Разбивка обычно проводится в тех же пропорциях, что и в предшествующем году. Если в базисном году подобные расходы отсутствовали, то можно предложить следующее распределение: 70% бюджета ассигновать на рекламу, 25% - на мероприятия по стимулированию сбыта и 5% - на проведение маркетинговых исследований.     

Таблица 1. Распределение бюджета маркетинга

Маркетинговые мероприятия

Структура, %

Расходы

     

 

При выборе маркетинговой стратегии охвата рынка могут быть использованы три типа стратегии:

- недифференцированного  (массового) маркетинга;

- дифференцированного  маркетинга;

- концентрированного  маркетинга.

Главными факторами  успеха фирм, которые придерживаются стратегии - недифференцированного (массового) маркетинга, являются стандартизация и массовость производства товаров. Стратегия обеспечивает в целом достаточно низкие затраты на производство и сбыт продукции. Ее рекомендуется применять, когда товар предназначен для всего рынка или крупного сегмента рынка.

Стратегия концентрированного маркетинга требует от предприятия сосредоточения усилий на одном или нескольких, но обязательно прибыльных сегментах рынка. По своему содержанию эта стратегия соответствует концепции рыночной ниши, рекомендуется применять при ограниченных ресурсах. Она наиболее предпочтительна для малых и средних предприятий.

Стратегия дифференцированного маркетинга требует от предприятия организации ее деятельности на нескольких сегментах со специально для них разработанными товарами и маркетинговыми программами, что позволяет добиться роста сбыта за счет более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых сегментов рынка. В зависимости от характера спроса, имеющегося место на рынке, различают следующие типы маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающийся, ремаркетинг, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий маркетинг.

Конверсионный маркетинг осуществляют при отрицательном спросе на рынке, когда значительная часть потребителей отвергает данный товар. Этот тип маркетинга ориентирует потребителей на изменение отрицательного отношения к какому-то продукту на положительное, путем переделки продукта, снижения цены и более эффективного его продвижения.

Развивающийся маркетинг  применяют в условиях скрытого спроса. Задачей этого типа маркетинга является оценка размера потенциального рынка  и разработка эффективных продуктов, чтобы превратить потенциальный спрос в реальный. В случае падения спроса используют ремаркетинг, задачей которого является восстановление спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменение свойств товара, ориентированных на новые потребности покупателей.

При наличии сезонных, ежедневных или часовых колебаний спроса может быть рекомендован синхромаркетинг. Поддерживающий маркетинг используется, когда предприятие удовлетворено результатами сбытовой деятельности. Демаркетинг – тип маркетинга, применяемый в условиях чрезмерного спроса. Его задачей является поиск и применение способов и методов, способствующих снижению спроса. В качестве таких способов могут выступать повышение цен, временное прекращение рекламной работы, передача прав на производство данного продукта, лицензии, ноу-хау другим фирмам. В последнем случае обязательно указывается необходимость упоминания марки фирмы, передавшей свои права другой организации.

Существуют товары и  услуги, спрос на которые может  противоречить общественным требованиям  и нормам потребления. В таких ситуациях удовлетворение спроса представляется нежелательным из-за отрицательных последствий потребления соответствующих вредных товаров и услуг (например, алкогольные напитки, наркотики, табачные изделия и  т.д.). Для ликвидации или снижения такого спроса, который называют нерациональным или иррациональным, применяют противодействующий маркетинг.

 

4.2. Налоги предприятий.  Фонды экономического стимулирования  предприятий и организаций.  Бюджеты  деятельности предприятия.

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форма и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

Налоги классифицируются по разным принципам:

  • по использованию налогов;
  • по виду органа, взимающего налог;
  • по экономическому признаку налогообложения.

По первому признаку налоги подразделяются на прямые и  косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно  на доход или имущество (налог  на прибыль, на имущество, землю, подоходный налог). Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальным налогам относятся : земельный, имущественный, промысловый, не денежный капитал.

В  личных налогах участвуют  не только доход, но и финансовое положение  налогоплательщика. К прямым личным налогам относятся: подоходный налог, налог с наследства и дарения и другие.

Косвенные налоги взимаются  опосредованно через цены товаров, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины  и другие). Применяются два метода налогового учета: кассовый и метод отчислений. Согласно кассовому методу и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества и произведенной по ним оплаты.

По методу начислений доходы и вычеты учитываются с  момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества независимо от времени оплаты. Этот метод наиболее приемлем для налоговых служб и принят к применению всеми налогоплательщиками РК. Его недостаток для налогоплательщиков, в том числе налоговые платежи должны быть перечислены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к отвлечению оборотных средств предприятий. 

В доходах государственного бюджета поступления от косвенных  налогов составляют порядка 26%. Разумное применение косвенных налогов позитивно  воздействует на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем рост прямого налогообложения доходов.  Использование налогов на потребление (акцизы, налог с продаж, НДС) более предпочтительно, так как с ними связано меньше экономических нарушений; они меньше сокращают стимулы  к труду; в условиях отсутствия дефицита они оставляют за потреблением право выбора; для них характерна анонимность.

Однако рост налогов  на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможными из которых является их инфляционный регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм.

Существует общая закономерность в системе налогообложения: при  кризисном состоянии экономики, стагнация (застое) в производстве, торговле и в других секторах экономики происходит объективная переориентация налогообложения на потребление. Это вызывается сокращением налоговой базы в производственной сфере в связи с падением производства. В то же время расходы государства в подобной ситуации не сокращаются, а порой и возрастают из-за необходимости расширения социальной поддержки населения в результате снижения его занятости, увеличения расходов на структурную перестройку экономики, поддержку ее жизнеобеспечивающих отраслей и других неотложных расходов. Поэтому возникает перемещать налоговое бремя на тех, кто больше потребляет. В этом проявляется также своеобразная  социальная направленность косвенных налогов на определенное выравнивание в распределительном процессе. Мировой опыт подтверждает подобную практику. Из косвенных налогов наиболее значительным является НДС, введенный с 1992 года в РК, который занимает 20% в общих поступлениях в бюджет государства.

Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен при соблюдении следующих условий:

  • возлагаемое на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, лишающим их источников финансирования для расширения и технического перевооружения производства;
  • количество взимаемых налогов должно быть оптимальным, а порядок их исчисления и взимания – простым и понятным каждому плательщику;
  • необходимы согласованность и взаимоувязка налогов без их дублирования друг с другом, а также стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время;
  • система налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности и хозяйствования, в то же время – гибкой и с помощью налоговых льгот создавать предпочтительные условия развития для тех предприятий, в деятельности которых заинтересовано государство.

Источниками выплат налогов  являются: выручка, себестоимость, прибыль. Из выручки уплачиваются следующие  основные налоги: НДС, акцизы, налог  на реализацию ГСМ и т.д.

Из себестоимости уплачиваются следующие группы налогов:

Отчисления в дорожные фонды, в социальные и внебюджетные фонды, платежи за различные природные  ресурсы, государственная пошлина, таможенные пошлины.

Налоги на прибыль  разнообразны и множественны:

  • налоги, относимые на балансовую прибыль (или иначе – на финансовые результаты) например, налог на имущество и другие;
  • налоги, относимые на валютную прибыль (это налог на прибыль, взимаемый по разным ставкам);
  • налоги, относимые на чистую прибыль (налоги на право торговли, административные штрафы и т.д.), из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Во всем мире наряду с  введением налоговых квот и преференций  адекватно ужесточаются санкции  за нарушение налогового законодательства.

На уровне предприятия  создаются различные фонды экономического стимулирования, средства которых аккумулируются для выполнения различных целевых программ. Так, на предприятии создаются фонды развития производства, фонды потребления, фонды накопления, резервный фонд, дивидендный фонд и другие. Решением высшего органа управления предприятия, действующего при  той или иной форме собственности и хозяйствования принимаются решения на направление полученной чистой прибыли  предприятия в эти фонды.

На уровне макроэкономики одним из основных инструментов проведения индустриально-инновационной политики являются институциональное развитие и определяющее в целом финансовые фонды экономического стимулирования. Важную роль в этом играют созданные финансовые и сервисные институты развития (акционерное общество «Банк развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», АО «фонд развития малого предпринимательства», АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», и АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий»).

В соответствии с Указом Президента РК от 16 марта 2006 года №65 «О мерах по дальнейшему повышению  конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной  политики РК» создана национальная управляющая компания – АО «Фонд устойчивого развития «Казына».

АО «Казына» передает государственные пакеты акций АО «Банк развития Казахстана», АО «Инвестиционный  фонд Казахстана», АО «Национальный  инновационный фонд», АО «фонд развития малого предпринимательства», АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», «Центр маркетинговых аналитических исследований» и доли участия товарищества ограниченной ответственностью «Казинвест», объединенный капитал составил 1 млрд. долларов США. Тем самым в республике созданы условия для сбалансированного и целенаправленного развития сферы макро- и микроэкономики посредством соответствующих фондов экономического  стимулирования на этих уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Бизнес-планирование производства

5.1. Технология производства. Производственное кооперирование. Контроль производственного процесса. Система охраны окружающей среды. 

5.2. Производственная  программа. Производственные мощности  и их развитие. Потребность в долгосрочных активах. Состав, структура и износ основных производственных фондов. Потребность в дополнительном оборудовании и других технических средствах. Прогноз затрат. 

 

 5.1. Технология производства. Производственное кооперирование. Контроль производственного процесса. Система охраны окружающей среды.

Учитывая, важность функции  планирования одной из важнейших  составляющих бюджетирования является описание производственного процесса. При составлении бизнес-планирования необходимо учитывать типы производства (единичное, серийное, массовое), методы его организации, структура производственного цикла, направление его деятельности.  Производятся согласно схемы технологического процесса перечень работ в которых определяются издержки в соответствии с нормами и нормативами на их выполнение и схемы грузопотока. Производится тем самым оценка существующей технологии по следующим направлениям:

  • соответствие технологии современным требованиям;
  • уровень автоматизации производственного процесса;
  • обеспеченность гибкости процесса, сокращение времени на переналадку;
  • возможность быстрого увеличения или сокращения выпуска продукции.

Информация о работе Предмет, метод и задачи бюджетирования