Предмет, метод и задачи бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций

Краткое описание

Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции бюджетирование2012г (1).doc

— 706.50 Кб (Скачать)

Перечень проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования, определяется Правительством РК.

Перечень бюджетных  инвестиционных проектов (программ) формируется  на основании утвержденных государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ и при наличии утвержденных технико-экономических обоснований, за исключением проектов, не чередующих разработки технико-экономического обоснования положительного заключения экономической экспертизы на него.

Формирование инвестиционной политики государства в 2007-2009 годы проводилась  в рамках среднесрочного плана и в соответствии с перечнем приоритетных инвестиционных проектов (программ), утвержденных на среднесрочный период. 

 

 

Тема 3. Финансовое планирование, цель, методы и значение для экономики. Планирование в предприятиях и организациях

3.1. Бизнес как основа бюджетирования. Основы планирования.  Цель, методы и значение планирования для экономики предприятий. Виды планов по срокам, назначению и детализации.

3.2. Планирование в  предприятиях и организациях. Организация  контроля за финансами на уровне  предприятия.

 

3.1. Бизнес как основа  бюджетирования. Основы планирования.  Цель, методы и значение планирования  для экономики предприятий. Виды  планов по срокам, назначению  и детализации

Бизнес или предпринимательская  деятельность, предпринимательство  представляет собой инициативную самостоятельную деятельность различных хозяйствующих субъектов рынка, граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемый на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Учитывая стихийность рыночных отношений велика роль бюджетирования, которая со своей стороны позволяет обеспечить выполнение стратегических целей предприятия на основе различных методов, способов и средств ее достижения.

Основной планирования бизнеса является бизнес-план, как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время – необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем.

Отсутствие тщательно  продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, является существенным недостатком, отражающим слабость управления компанией, что в итоге усложняет привлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности в конкурентной среде. В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли достойное место. Казахстан только накапливает опыт разработки этих планов, так необходимых для получения финансирования, и для формулировки своих идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности его предлагаемого объекта.

Бизнес-план, как никакой  другой из планов предприятия, имеет  внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный  выигрыш. Следовательно, в отличие то традиционного плана социально-экономического развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики предприятия. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах проблемы достижения успеха. В то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

Говоря о планирования при бюджетировании нельзя не отметить такой   документ, как технико-экономическое  обоснование. Главным отличием технико-экономического обоснования от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцепт в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей предприятия и внешнего окружения. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет ТЭО из  сферы  плановой деятельности бизнеса, но велика его роль в современных условиях для обеспечения контроля при инвестировании соответствующих проектов со стороны государства. Поэтому каждый вид плановых документов имеет свои преимущества или недостатки, при взаимодополнении одного другим видом. Знание этих плановых документов послужит будущим специалистам успешно их использовать при бюджетировании на предприятии.

Бизнсе-план является одним  из ключевых элементов стратегического планирования. Как стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: 

  • в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия или фирмы, а только одну из них – ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегии организации;
  • стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен завод и достигнуты проектные мощности). Таким образом, бизнес-план по своей форме в отличие от стратегического плана тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;
  • в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и другие) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

В условиях рыночной экономики  функции ТЭО все чаще выполняют  инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. В тоже время на практике ТЭО встречаются еще довольно часто при осуществлении государственного инвестирования конкретных проектов предприятий с государственной формой собственности.

Понятие инвестиционного проекта может употребляться в двух случаях:

1) «инвестиционная деятельность»  - реализация системы инвестиционных  мероприятий, т.е. совокупность  работ или деятельность по  разработке новых или модернизации  существующих изделий (технологических процессов) и созданию (техническому перевооружению, реконструкции, расширению) производственных мощностей по их выпуску, созданию мощностей по производству работ или оказанию услуг;

2) как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта, в том числе инженерного сопровождения инвестиций (инжиниринга).

Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле, т.е. «как совокупность документов, определяющих проект с момента его зарождения до прекращения существования». При этом инвестиционный проект в смысле «инвестиционная деятельность» предлагается трактовать в виде хозяйственной деятельности, осуществляющейся в течение инвестиционного цикла.

Бизнес-план иногда выступает  по отношению к инвестиционному  проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного  проекта. К началу этапа разработки бизнес-плана уже проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, представляющие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ. Теперь возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. В этих случаях составляется бизнес-план, являющийся главным документом для кредиторов и основным документом для предпринимателя.  

 

3.2. Планирование в  предприятиях и организациях. Организация  контроля за финансами на уровне  предприятия.

Финансовое планирование на предприятиях – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия посредством составления финансовых планов развития содержания и назначения в зависимости от  задач и объектов.

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых рыночных странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, но он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения  конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Основная часть бизнес-плана  организационный и производственный характер. Соответствующие разделы  бизнес-плана в обобщенном виде дают представление о продукции, планируемой к производству, ее основных качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта, сервиса после продажи. Обязательно обосновывается примерная цена продажи и затраты на ее производство. В состав бизнес-плана входят детально проработанный производственный план, а также результаты маркетинговых исследований, так как для организации сбыта необходимо  оценить с точки зрения конкуренции, насыщенности аналогичными видами продукции. Это в свою очередь, определяет методику проведения рекламной компании и т.д.

Для обеспечения проблем финансового  обеспечения нового предприятия  имеет важное значение юридический  план, в  котором определяется организационно-правовая форма предприятия ( от нее зависят  конкретные способы привлечения  капитала) и виды деятельности, что может быть связано с получением лицензий и патентов.

В других странах принято оценивать  хозяйственный риск и страховать его отдельные виды, что находит  отражение в разделе плана  по оценке рисков и страхованию. Для  оценки хозяйственных рисков необходим тщательный анализ инвестиционных проектов на основе специальных методик и экспертных оценок специалистов. Другие виды рисков (кредитные, валютные и прочие) анализируются с позиции источников их возникновения и вероятности наступления. Цель составления этого раздела бизнес-плана – профилактика рисков и разработка программы страхования.

Завершающая часть бизнес-плана  представляет собой финансовый план, обеспечивающий все предыдущие разделы  в стоимостном выражении. В нем  должны быть отражены данные об объеме продаж и общей прибыли, объеме инвестиции, использовании собственных средств, а также заемных – с указанием источников и сроков погашения задолженности, срок окупаемости вложений, издержки производства и обращения, процентное отношение доходов и расходов, сроки выплаты дивидендов (если речь идет об акционерных обществах).

Прогноз объемов продаж составляется по конкретному виду продукции на три года: для первого года –  помесячно, для второго  - по квартально, для третьего – в целом за год. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции  может быть оформлен в виде таблицы.

Баланс доходов и расходов по конкретному виду продукции составляется для сопоставления выручки от реализации продукции и затрат на ее производство во временном разрезе  так, как в первый год.

Значительную часть расходов предполагается осуществлять за счет привлеченных и  заемных источников. Доля заемных  средств зависит от многих факторов, в том числе от величины активов  и их структуры, отдачи вложенного капитала, размера ссудного процента, но вместе с тем заемные средства не могут быть преобладающими в общем объеме источников финансирования.

В состав финансового плана входят план доходов, план расходов и баланс активов и пассивов предприятия, которые также разрабатываются  для первого года помесячно, для второго – поквартально, для третьего – в целом за год.

План доходов содержит в указанной динамике следующие показатели:

Доход

    1. Остаток денежных  средств на начало соответствующего  периода (месяца, квартала, года) всего,  в том числе: а) кассе; б) на счете в банке.

    2. Поступления: а) выручка  от продаж; б) дебиторы; в) заемные  средства.

    3. Итого.

Расходы (издержки)

  • Прямые затраты
  • Управленческие затраты
  • Затраты на сбыт
  • Арендные платежи
  • Платные услуги
  • Затраты на маркетинг
  • Проценты за капитал
  • Страховые взносы
  • Прочие расходы

Общий доход (убыток) до уплаты налогов

План расходов охватывает следующие показатели: весь капитал, доход (убыток), до уплаты налогов, приобретение активов, выплата займов, резервы, организационные  и прочие расходы.

Оперативное финансовое планирование включает составление  платежного календаря, кассового плана  и расчет потребности в краткосрочном  кредите.

Содержание оперативного планирования при разработке платежного календаря заключается в определении  конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декаду). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия, как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.

Информация о работе Предмет, метод и задачи бюджетирования