Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:45, курсовая работа
Курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов.
Задачи:
1. рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
2. раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
3. показать его роль в системе финансовых планов страны.
Введение________________________________________________________ 3
I. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета.__4
II. Расходы федерального бюджета_________________________________6
III. Cтруктура расходов федерального бюджета._______________________10
3.1. Расходы федерального бюджета на период 2005-2011 гг.__________10
3.2. Расходы федерального бюджета на 2013 год и на планируемый период
2014 и 2015 годов.__________________________________________18
Заключение___________________________________________________30
Список используемой литературы_________________________________31
Единственной статьей положительного прироста расходов в относительно выражении на ближайшую трехлетку является финансирование национальной обороны – на 0,6 п.п. ВВП и на 37,7% в реальном исчислении в 2015 г. относительно уровня 2012 г.
Необходимо отметить, что темпы роста расходов на национальную оборону с 3,1% ВВП в 2012 г. до 3,7% ВВП в 2015 г. существенно превышают темпы роста ВВП, увеличивается и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета.
В реальном исчислении отмечается сокращение расходов федерального бюджета по всем разделам функциональной классификации, кроме расходов на обслуживание государственного долга, которые возрастают в 2015 г. на 10,6% относительно 2012 г. По остальным разделам наибольшее снижение объемов финансирования в реальном исчислении относительно уровня 2012 г. зафиксировано по следующим разделам: «Здравоохранение» – на 49,4%, «СМИ» – на 43,8%, «Физическая культура и спорт» – на
37,6%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 28,8%. При этом в долях ВВП лидерами по сокращению являются «Социальная политика» (0,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика» (0,8 п.п. ВВП), «Здравоохранение» (0,6 п.п. ВВП). По разделам «Охрана окружающей среды», «Культура и кинематография», «Физическая культура и спорт», СМИ объем расходов в 2015 г. относительно ВВП сократился в наименьшей степени – в пределах 0,1 п.п. ВВП к уровню 2012 г., что можно объяснить отсутствием потенциала для
сокращения расходов на экологию, культуру, спорт (без учета расходов на Сочи-2014), общая сумма которых по каждому году не превышают 200 млрд руб.
Последовательное сокращение дефицита федерального бюджета в течение всего трехлетнего периода позволяет удержать объем расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга на уровне 2012 г. (0,6% ВВП).
Динамика расходов федерального бюджета, запланированных по разделу «Общегосударственные вопросы», в 2013–2015 гг. разнонаправлена. В 2013 г. объем бюджетных ассигнований по данному разделу в абсолютном выражении увеличивается на 6,3% от запланированных объемов 2012 г., затем в 2014 г. расходы сокращаются на 3,8% 13 относительно предыдущего года, а в 2015 г. вновь растут на 3,1% относительно 2014 г.
Таблица № 3
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Общегосударственные
вопросы», в 2012–2015 гг.. (млрд. руб.)
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Отклонение 2015 г. к 2012 г., % в реальном исчислении | |
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» |
860,6 |
914,7 |
880,9 |
907,8 |
-12,0 |
в том числе по статьям: |
|||||
функционирование Президента Российской Федерации |
8,0 |
12,7 |
12,5 |
12,5 |
30,3 |
функционирование законодательны (представительных) органов госвласти |
8,9 |
9,7 |
10,1 |
10,2 |
-4,4 |
функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов гос. власти |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
-9,0 |
судебная система |
120,7 |
129,6 |
133,8 |
134,6 |
-7,0 |
обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финнадзора |
214,3 |
219,6 |
217,6 |
217,0 |
-15,5 |
обеспечение проведения выборов и референдумов |
4,6 |
7,7 |
7,2 |
7,2 |
30,6 |
международные отношения и международное сотрудничество |
102,3 |
122,4 |
108,3 |
109,9 |
-10,4 |
государственный материальный резерв |
13,4 |
12,0 |
10,7 |
10,8 |
-32,8 |
фундаментальные исследования |
83,2 |
101,0 |
105,7 |
107,8 |
8,1 |
в т.ч. поддержка гос. академий наук их региональных подразделений |
73,4 |
76,3 |
78,8 |
79,0 |
-10,2 |
резервные фонды |
5,7 |
5,7 |
5,7 |
5,7 |
-16,6 |
прикладные научные исследования |
13,5 |
12,0 |
9,8 |
10,7 |
-33,9 |
в т.ч. субсидии бюджетным учреждениям |
9,4 |
8,1 |
8,2 |
8,2 |
-27,2 |
другие общегосударственные вопросы |
166,9 |
188,6 |
166,5 |
188,4 |
-5,8 |
В реальном исчислении отмечается наращивание расходов по статьям «функционирование Президента Российской Федерации» - на 30,3%, «обеспечение проведения выборов и референдумов» - на 30,6%, «фундаментальные исследования» - на 8,1% относительно 2012 г. Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении запланировано по статьям «государственный материальный резерв» – на 32,8 % и «прикладные научные исследования» – на 33,9 % в 2015 г. относительно 2012 г.
В разрезе статей расходов можно отметить тенденцию к росту расходов в 2012– 2015 гг. на обеспечение деятельности органов государственной власти в абсолютном значении в среднем на 7% в 2015 г. относительно уровня расходов федерального бюджета в 2012 г., за исключением незначительного на 2,0 млрд руб. сокращения расходов в 2014–2015 гг. на финансирование финансовых, таможенных и налоговых органов.
Как правило, повышение расходов в 2013 г. связано с увеличением бюджетных ссигнований на оплату труда относительно 2012 г. практически по всем органам государственной власти, которые финансируются по данному разделу. Например, расходы на выплату персоналу полномочных представителей и аппарата Президента в федеральных кругах должны вырасти на 77,8% – с 0,9 млрд руб. в 2012 г. до 1,6 млрд руб., в 2013 г., фонд оплаты труда депутатов ГД и их помощников увеличивается на 6,3 % – с 1,6 млрд руб. в 2012 г. до 1,7 млрд руб. в 2013 г. В 2014–2015 гг. расходы на выплату персоналу по обеспечению деятельности органов государственной власти, в основном, сохраняются в абсолютном выражении на уровне 2013 г.
Сокращены расходы федерального бюджета на создание государственного материального резерва примерно 10% в 2013 г. и в 2014 г. относительно предыдущего года. С учетом уровня инфляции в размере 5,5% в 2013 г и 5,0% в 2014 г. сокращение объема финансирования на создание государственного запаса составит более 15%, что в условиях снижения урожая пшеницы в этом году и прогнозируемым ростом цен на продовольствие вызывает некоторые сомнения в целесообразности данного секвестра.
Расходы на фундаментальную и прикладную науку, финансируемые по разделу общегосударственные вопросы, изменяются несимметрично друг к другу. Так, бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования в 2013–2015 гг. увеличиваются, хотя и неравномерно. Если в 2013 г. рост расходов составил 18%, то в 2014 г. только 4,5%, а в 2015 г. – 2% в абсолютном выражении относительно предыдущего года. Вырастут расходы
и на поддержку государственных академий с 73,4 млрд руб. в 2012 г. до 79,0 млрд руб. в 2015 г. В то же время бюджетные ассигнования на прикладные научные исследования в 2013–2014 гг. сокращаются на 12,5% и 18,4% относительно предыдущего года. Необходимо отметить, что 2/3 расходов на науку направляются в виде субсидий бюджетным учреждениям, т.е. вне конкурсных процедур, предусматривающих выбор лучшего исполнителя по параметрам «цена/качество работ».
По статье «другие общегосударственные вопросы» расходы федерального бюджета в 2013 г. увеличиваются на 13% в абсолютных величинах относительно 2012 г., в 2014 г. сокращаются до уровня 2012 г. – 166, 5 млрд руб. и снова растут в 2015 г. до уровня 2013 г.
Расходы федерального бюджета, запланированные по разделу «Национальная экономика», в 2013–2015 гг. имеют тенденцию к умеренному снижению. В 2013 г. объем бюджетных ассигнований по данному разделу в реальном исчислении снижается на 3,0% от запланированных объемов в 2012 г., а в 2014 г. и 2015 г. расходы сокращаются незначительно - на 1,2% и 3,1% относительно предыдущего года.
Таблица № 4
Динамика расходов федерального бюджета, запланированных по разделу
«Национальная экономика», в 2012–2015 гг..( млрд. руб.).
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Отклонение 2015 к 2012% в реальном исчислении | |
Расходы по разделу «Национальная экономика» |
1754,1 |
1702,80 |
1682,0 |
1630,3 |
-17,6 |
в том числе по ст.: |
|||||
общеэкономические вопросы |
24,3 |
25,9 |
22,5 |
21,9 |
-24,8% |
топливно-энергетический комплекс |
46,3 |
24,7 |
4,9 |
4,3 |
-92,3% |
исследование и использование космического пространства |
34,1 |
47,2 |
35,9 |
47,5 |
16,2% |
воспроизводство минерально-сырьевой базы |
29,2 |
34,6 |
41,5 |
41,6 |
18,8% |
сельское хозяйство и рыболовство |
149,5 |
150,5 |
152,7 |
165,6 |
-7,6% |
водное хозяйство |
21,7 |
24,6 |
22,2 |
22,7 |
-12,7% |
лесное хозяйство |
27,4 |
29,2 |
31,0 |
31,0 |
-5,6% |
транспорт |
297,8 |
246,0 |
187,5 |
189,9 |
-46,8% |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
392,0 |
450,1 |
504,4 |
510,9 |
8,7% |
связь и информатика |
46,6 |
45,8 |
39,6 |
30,9 |
-44,7% |
прикладные научные исследования в области национальной экономки |
196,9 |
199,2 |
179,3 |
166,5 |
-29,5% |
другие вопросы в области национальной экономики |
478,4 |
408,9 |
440,4 |
425,8 |
-25,8% |
В реальном исчислении в 2015 г. возрастут расходы относительно 2012 г. по статьям: исследование и использование космического пространства на 16,2%, воспроизводство минерально-сырьевой базы на 18,8%, дорожное хозяйство (дорожные фонды) на 8,7%.
По остальным статьям раздела «Национальная экономика» объем
финансирования из средств федерального бюджета в последующий трехлетний циклбюджетного планирования сокращается. Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении в 2015 г. запланировано по статьям топливно-энергетический комплекс – на 92,3%, транспорт – на 46,8%, связь и информатика – на 44,7% в сравнении с 2012 г.
В абсолютном выражении в наибольшей степени урезаны расходы федерального бюджета по топливно-энергетическому комплексу с 46,3 млрд руб. в 2012 г. до 24,7 млрд руб. в 2013 г. (- 46,6%), до 4,9 млрд руб. и 4,3 млрд руб. в 2014 г. и 2015 г. соответственно, в основном за счет сокращения взносов в уставные капиталы, расходов на приобретение дополнительных акций, имущественных взносов в предприятия ТЭК.
Значительный рост расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» запланирован в 2013–2014 гг. по статье Дорожное хозяйство (дорожные фонды): в 2013 г. на 14,8%, в 2014 г. – на 12,0% и небольшой прирост в 2015 г. – на 1,2% в сравнении с предыдущими годами. В среднесрочном периоде запланировано увеличение бюджетных ассигнований, направляемых:
2014 г. (+58,4%) в рамках ФЦП Развитие транспортной системы;
По статье общеэкономические вопросы расходы федерального бюджета в 2013-2015 гг. изменяются разнонаправлено: в 2013 г. планируется незначительный рост относительно 2012 г. – на 6,6%, и сокращение в 2014–2015 гг. на 13,2% и на 2,7% соответственно в сравнении с предыдущим годом.
2013–2015 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами – вступлением 18 России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия.
По статье «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы увеличиваются с 149,5 млрд руб. в 2012 г. до 165,6 млрд руб. в 2015 г. (+10,0%). В то же время расходы на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2013–2015 гг. прирастают на 14,7% относительно 2012 г. в связи с реализацией новых механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в отношении использования горюче-смазочных материалов и удобрений, кредитования, экспорта.
Увеличиваются расходы федерального бюджета в 2013–2015 гг. относительно 2012 г. по статьям «Водное хозяйство» с 21,7 млрд руб. в 2012 г. до 22,7 млрд руб. в 2015 г. (+4,6%) за счет увеличения финансирования ФЦП, и «Лесное хозяйство» – с 27,4 млрд руб. в 2012 г. до 31,0 млрд руб. в 2015 г. (+13,2%).
Значительные сокращения бюджетных ассигнований федерального бюджета запланированы в 2013–2014 гг. по статье «Транспорт»: на 17,2% и 24,0% соответственно относительно предыдущего года. В 2015 г. расходы незначительно подрастут – на 1,1% в сравнении с 2014 г., но в абсолютном значении объем расходов на транспорт в 2015 г. будет ниже уровня 2012 г. на 36,4%. На реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы» приходится 40,7% , 43,9% и 47,1% от общих расходов по данной статье в 2013–2015 гг. соответственно. Снижение объема бюджетных ассигнований в 2013–2014 гг. на транспорт связано с:
Проект Закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предполагает постепенное сокращение в номинальном выражении к уровню 2012 г. общей суммы трансфертов, выделяемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что планируемые объемы ежегодного
сокращения – на 5–9% ежегодно – существенно отличаются от темпов снижения общего объема трансфертов в 2012 г. к уровню 2011 г. (планируется сокращение более чем на 17% в номинальном выражении, что во многом связано с завершением выделения значительных объемов трансфертов регионам в рамках антикризисной программы Правительства, а также с перераспределением расходных полномочий между федеральным центром и регионами в связи с передачей с 2012 г. на уровень федерации полномочий по финансовому обеспечению полиции).
В 2013 г. по разделу 02 «Национальная оборона» классификации расходов предусматривается ассигновать 2 трлн 141 млрд руб. (3,22% ВВП), что в номинальном выражении на 14,8% больше ассигнований текущего года (в соответствии с законом о федеральном бюджете № 48-ФЗ от 5.06.2012), но при этом существенно меньше планировавшихся на 2013 г. в проекте трехлетнего бюджета год тому назад 2 трлн 329 млрд руб. с приростом в 20,5%. Меньший прирост расходов по этому разделу наблюдался лишь в послекризисном 2010 г. – 7,1%. В текущем году по этому разделу ассигновано законом о бюджете по состоянию на начало октября 1 трлн 865 млрд руб. или 3,08% ВВП. Кроме Минобороны России, крупнейшими распорядителями открытой части средств бюджета
Информация о работе Оценка расходов федерального бюджета РФ на 2005-2015 гг.