Оценка расходов федерального бюджета РФ на 2005-2015 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов.
Задачи:
1. рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
2. раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
3. показать его роль в системе финансовых планов страны.

Оглавление

Введение________________________________________________________ 3
I. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета.__4
II. Расходы федерального бюджета_________________________________6
III. Cтруктура расходов федерального бюджета._______________________10
3.1. Расходы федерального бюджета на период 2005-2011 гг.__________10
3.2. Расходы федерального бюджета на 2013 год и на планируемый период
2014 и 2015 годов.__________________________________________18
Заключение___________________________________________________30
Список используемой литературы_________________________________31

Файлы: 1 файл

Введени111.docx

— 169.50 Кб (Скачать)

 

          Единственной статьей положительного прироста расходов  в относительно выражении на ближайшую трехлетку является финансирование национальной обороны – на 0,6  п.п. ВВП и на 37,7%  в  реальном  исчислении  в  2015  г.  относительно  уровня  2012  г.

Необходимо отметить, что темпы роста расходов на национальную оборону с 3,1% ВВП в 2012 г. до 3,7% ВВП в 2015 г. существенно превышают темпы роста ВВП, увеличивается и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета. 

          В реальном исчислении отмечается сокращение расходов федерального бюджета по всем  разделам  функциональной классификации, кроме расходов на обслуживание государственного долга, которые возрастают  в  2015  г.  на  10,6%  относительно  2012  г. По остальным разделам  наибольшее  снижение объемов финансирования  в реальном исчислении  относительно  уровня  2012 г.  зафиксировано по следующим разделам: «Здравоохранение»  –  на  49,4%,  «СМИ»  –  на  43,8%,  «Физическая  культура  и  спорт»  –  на

37,6%, «Жилищно-коммунальное  хозяйство» – на 28,8%. При этом  в долях ВВП лидерами по сокращению являются «Социальная политика» (0,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика» (0,8 п.п. ВВП),  «Здравоохранение»  (0,6  п.п.  ВВП).  По  разделам  «Охрана окружающей среды», «Культура и кинематография», «Физическая культура и спорт», СМИ объем расходов в 2015 г. относительно ВВП  сократился  в  наименьшей  степени  –  в пределах 0,1 п.п. ВВП к уровню 2012 г., что можно объяснить отсутствием потенциала для

сокращения расходов на экологию, культуру, спорт (без учета расходов на Сочи-2014), общая сумма которых по каждому году не превышают 200 млрд руб.

           Последовательное сокращение дефицита федерального бюджета в течение  всего трехлетнего периода  позволяет  удержать объем расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга на уровне 2012 г. (0,6% ВВП).

 

 

    1. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ.

          Динамика расходов федерального бюджета, запланированных по разделу «Общегосударственные вопросы», в 2013–2015 гг.  разнонаправлена.  В  2013  г.  объем бюджетных ассигнований по данному разделу в абсолютном  выражении увеличивается на 6,3% от запланированных объемов 2012 г.,  затем в 2014  г. расходы  сокращаются на 3,8% 13 относительно предыдущего года, а в 2015 г. вновь растут на 3,1% относительно 2014 г.

 

Таблица № 3

 

Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Общегосударственные

вопросы», в 2012–2015 гг.. (млрд. руб.)

 

 

 

 

2012

 

 

2013

 

 

2014

 

 

2015

Отклонение

2015 г. к  2012 г., % в

реальном

исчислении

Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы»

 

860,6 

 

914,7 

 

880,9

 

907,8

 

-12,0

в том числе по статьям:

         

функционирование Президента Российской Федерации

 

8,0 

 

12,7 

 

12,5

 

12,5

 

30,3

функционирование законодательны (представительных) органов госвласти

 

8,9

 

9,7

 

10,1

 

10,2

 

-4,4

функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов гос. власти

 

 

3,3 

 

 

3,5 

 

 

3,6

 

 

3,6

 

 

-9,0

судебная система

120,7 

129,6 

133,8

134,6

  -7,0

обеспечение деятельности

финансовых, налоговых и

таможенных органов и органов финнадзора

 

 

214,3 

 

 

219,6 

 

 

217,6

 

 

217,0

 

 

-15,5

обеспечение проведения выборов и референдумов

 

4,6 

 

7,7 

 

7,2

 

7,2

 

30,6

международные отношения и

международное сотрудничество

 

 

102,3 

 

 

122,4 

 

 

108,3

 

 

109,9

 

 

-10,4

государственный материальный резерв

 

13,4 

 

12,0 

 

10,7

 

10,8

 

-32,8

фундаментальные исследования

 

83,2 

 

101,0 

 

105,7

 

107,8

 

8,1

в т.ч. поддержка гос. академий наук их региональных подразделений

 

 

73,4 

 

 

76,3 

 

 

78,8

 

 

79,0

 

 

-10,2

резервные фонды

5,7 

5,7 

5,7

5,7

-16,6

прикладные научные исследования

13,5 

12,0 

9,8

10,7

-33,9

в т.ч. субсидии бюджетным учреждениям

 

9,4 

 

8,1 

 

8,2

 

8,2

 

-27,2

другие общегосударственные

вопросы

 

166,9 

 

188,6 

 

166,5

 

188,4

 

-5,8


           

          В реальном исчислении  отмечается наращивание  расходов по статьям «функционирование Президента Российской Федерации»  -  на 30,3%,  «обеспечение проведения выборов и референдумов»  - на  30,6%, «фундаментальные исследования»  - на 8,1% относительно 2012 г.  Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении запланировано по статьям «государственный материальный резерв» – на 32,8 % и «прикладные научные исследования» – на 33,9 % в 2015 г. относительно 2012 г. 

          В разрезе статей расходов можно отметить тенденцию к росту расходов в 2012– 2015 гг. на обеспечение деятельности органов государственной власти  в  абсолютном значении в среднем на 7% в 2015 г. относительно уровня расходов федерального бюджета в 2012 г.,  за исключением незначительного на 2,0 млрд   руб.  сокращения расходов  в 2014–2015 гг. на финансирование финансовых, таможенных и налоговых органов.

          Как правило,  повышение  расходов  в  2013  г.  связано  с  увеличением  бюджетных ссигнований на оплату труда  относительно 2012 г.  практически по всем  органам государственной власти, которые финансируются по данному разделу. Например, расходы на выплату персоналу полномочных представителей и аппарата Президента в федеральных кругах должны вырасти на 77,8% – с 0,9 млрд руб. в 2012  г. до 1,6 млрд руб., в 2013  г., фонд оплаты  труда  депутатов ГД и их помощников  увеличивается  на  6,3 %  –  с  1,6 млрд руб. в 2012 г. до 1,7 млрд руб. в 2013 г. В 2014–2015 гг. расходы на выплату персоналу по обеспечению деятельности органов государственной власти, в основном, сохраняются в абсолютном выражении на уровне 2013 г. 

          Сокращены расходы федерального бюджета на создание государственного материального резерва примерно 10% в 2013 г. и в 2014 г. относительно предыдущего года. С учетом  уровня инфляции в размере 5,5% в 2013 г и 5,0% в 2014 г. сокращение объема финансирования на создание государственного запаса составит более 15%, что в условиях снижения урожая пшеницы в этом году и прогнозируемым ростом цен на продовольствие вызывает некоторые сомнения в целесообразности данного секвестра. 

          Расходы на  фундаментальную и прикладную  науку,  финансируемые  по  разделу общегосударственные вопросы, изменяются несимметрично друг к другу. Так, бюджетные ассигнования на фундаментальные  исследования  в  2013–2015  гг.  увеличиваются,  хотя  и неравномерно. Если в  2013 г. рост расходов составил  18%,  то  в 2014  г.  только 4,5%,  а  в 2015 г. – 2% в абсолютном выражении относительно предыдущего года.  Вырастут расходы

и на поддержку государственных академий с 73,4 млрд руб. в 2012 г. до 79,0 млрд   руб. в 2015 г. В то же время  бюджетные  ассигнования  на  прикладные  научные  исследования  в 2013–2014 гг. сокращаются на 12,5% и 18,4% относительно предыдущего года. Необходимо отметить, что  2/3  расходов  на науку  направляются в виде субсидий бюджетным учреждениям,  т.е.  вне конкурсных процедур, предусматривающих выбор лучшего исполнителя по параметрам «цена/качество работ». 

          По статье «другие общегосударственные вопросы» расходы федерального бюджета в 2013  г. увеличиваются на 13% в абсолютных величинах относительно 2012  г., в 2014  г. сокращаются до уровня 2012 г. – 166, 5 млрд руб. и снова растут в 2015 г. до уровня 2013 г. 

 

    1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

          Расходы  федерального бюджета, запланированные  по разделу «Национальная экономика», в 2013–2015  гг. имеют  тенденцию к  умеренному  снижению. В 2013  г. объем бюджетных ассигнований по данному разделу в реальном исчислении снижается на 3,0% от запланированных объемов в 2012 г.,  а в  2014 г.  и 2015 г.  расходы сокращаются незначительно - на 1,2% и 3,1%  относительно предыдущего года.

 

Таблица № 4

 

Динамика расходов федерального бюджета, запланированных по разделу

«Национальная экономика», в 2012–2015 гг..( млрд. руб.).

 

 

 

 

2012

 

 

2013

 

 

2014

 

 

2015

Отклонение

2015 к

2012% в

реальном

исчислении

Расходы  по разделу «Национальная

экономика»

 

1754,1 

 

1702,80 

 

1682,0 

 

1630,3 

 

-17,6

в том числе по ст.:

         

общеэкономические вопросы

24,3 

25,9 

22,5 

21,9 

-24,8%

топливно-энергетический комплекс

 

46,3 

 

24,7 

 

4,9 

 

4,3

 

-92,3%

исследование и использование

космического пространства

 

34,1 

 

47,2 

 

35,9 

 

47,5 

 

16,2%

воспроизводство минерально-сырьевой

базы

 

29,2 

 

34,6 

 

41,5 

 

41,6 

 

18,8%

сельское хозяйство и рыболовство

149,5 

150,5 

152,7 

165,6 

-7,6%

водное хозяйство

21,7 

24,6 

22,2 

22,7 

-12,7%

лесное хозяйство

27,4 

29,2 

31,0 

31,0

-5,6%

транспорт

297,8 

246,0 

187,5 

189,9 

-46,8%

дорожное хозяйство (дорожные фонды)

392,0 

450,1 

504,4 

510,9 

8,7%

связь и информатика

46,6 

45,8 

39,6 

30,9 

-44,7%

прикладные научные исследования в

области национальной экономки

 

 

196,9 

 

 

199,2 

 

 

179,3 

 

 

166,5 

 

 

-29,5%

другие вопросы в области национальной

экономики

 

478,4 

 

408,9 

 

440,4 

 

425,8 

 

-25,8%


 

          В реальном исчислении в 2015 г.  возрастут расходы  относительно 2012 г.  по статьям:  исследование и использование космического пространства  на  16,2%, воспроизводство минерально-сырьевой базы на 18,8%, дорожное хозяйство (дорожные фонды) на 8,7%.

          По остальным статьям раздела «Национальная экономика»  объем

финансирования из средств федерального бюджета в последующий трехлетний циклбюджетного планирования сокращается. Наибольшее  сокращение  расходов  федерального бюджета в реальном исчислении  в 2015 г.  запланировано по статьям  топливно-энергетический  комплекс  –  на  92,3%,  транспорт  –  на  46,8%,  связь  и  информатика  –  на 44,7% в сравнении с 2012 г.

          В  абсолютном выражении в  наибольшей степени урезаны расходы федерального бюджета по топливно-энергетическому  комплексу  с  46,3 млрд  руб.  в  2012  г.  до  24,7 млрд руб. в 2013 г. (- 46,6%), до 4,9 млрд руб. и 4,3 млрд руб. в 2014 г. и 2015 г. соответственно, в основном за счет сокращения взносов в уставные капиталы,  расходов  на  приобретение дополнительных акций, имущественных взносов в предприятия ТЭК.

          Значительный  рост расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» запланирован в 2013–2014 гг. по статье Дорожное хозяйство (дорожные фонды): в 2013 г. на 14,8%, в 2014 г. – на 12,0% и небольшой прирост в 2015 г. – на 1,2% в сравнении с предыдущими годами.  В  среднесрочном  периоде  запланировано  увеличение  бюджетных ассигнований, направляемых:

  • в виде субсидий ГК Росавтодор с 12,8 млрд руб. в 2012 г. до 19,9 млрд руб. в

2014 г. (+58,4%) в рамках ФЦП  Развитие транспортной системы;

  • на  реализацию мероприятий  подпрограммы  «Автомобильные  системы» ФЦП «Развитие транспортной системы на13,0%  в 2015 г. относительно 2012 г.;
  • на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог в 2015 г. всравнении с 2012 г. почти в два раза до 220,2 млрд руб.

          По  статье общеэкономические  вопросы расходы федерального бюджета  в 2013-2015 гг. изменяются разнонаправлено: в 2013 г. планируется незначительный рост относительно 2012 г.  –  на 6,6%, и сокращение в 2014–2015  гг.  на  13,2%  и  на  2,7%  соответственно  в сравнении с предыдущим годом.

          2013–2015 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами – вступлением 18 России в ВТО и ростом цен  на  рынке  продовольствия.

          По  статье  «Сельское  хозяйство  и рыболовство» расходы увеличиваются  с  149,5  млрд  руб.  в    2012 г.  до  165,6  млрд  руб.  в  2015 г. (+10,0%). В  то  же время расходы на реализацию  Государственной  программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2013–2015 гг. прирастают на 14,7%  относительно 2012 г. в связи с реализацией новых  механизмов  государственной  поддержки сельскохозяйственных производителей  в отношении использования  горюче-смазочных  материалов  и  удобрений, кредитования, экспорта.

          Увеличиваются расходы федерального бюджета в 2013–2015  гг. относительно 2012 г. по статьям «Водное хозяйство» с 21,7 млрд руб. в 2012 г. до 22,7 млрд руб. в 2015 г. (+4,6%) за счет увеличения финансирования ФЦП,  и «Лесное хозяйство» – с 27,4 млрд руб. в 2012 г. до 31,0 млрд руб. в 2015 г. (+13,2%).

           Значительные сокращения бюджетных ассигнований федерального бюджета запланированы в 2013–2014  гг.  по  статье  «Транспорт»:  на  17,2%  и  24,0%  соответственно относительно предыдущего года.  В  2015  г.  расходы незначительно подрастут  – на  1,1%  в сравнении с 2014 г., но в абсолютном значении  объем расходов  на транспорт в 2015 г. будет ниже уровня 2012 г. на 36,4%.  На реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы» приходится  40,7% , 43,9%  и 47,1% от общих расходов  по  данной  статье  в  2013–2015  гг. соответственно. Снижение объема бюджетных ассигнований в 2013–2014  гг.  на  транспорт связано с:

  • сокращением  бюджетных инвестиций в виде  взносов в уставные капиталы отраслевых  предприятий,  в  том  числе  взносов  в  уставной  капитал ОАО  РЖД:  в  2012  г.  –  40,5 млрд руб., 2013 г. – 21,2 млрд руб., 2014 г. – 16,0 млрд руб.  и 17,6 млрд руб. в 2015 г.;
  • снижением расходов на государственную поддержку железнодорожного транспорта: 2012 г. – 84,2 млрд руб., 2013 г. – 40,2 млрд руб., 2014 г. – 27,8 млрд руб. и 21,5 млрд руб. в 2015 г..

 

    1. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ.

          Проект Закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»  предполагает постепенное сокращение  в  номинальном  выражении  к  уровню 2012 г. общей суммы трансфертов, выделяемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что планируемые объемы ежегодного

сокращения  –  на  5–9%  ежегодно  –  существенно  отличаются  от  темпов  снижения  общего объема трансфертов в 2012 г. к уровню 2011 г. (планируется сокращение более чем на 17% в номинальном выражении, что во многом связано с завершением выделения значительных объемов трансфертов регионам в рамках антикризисной программы Правительства, а также с перераспределением расходных полномочий между федеральным центром и регионами в связи с передачей с 2012 г. на уровень федерации полномочий по финансовому обеспечению полиции).

 

    1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА.

          В 2013 г. по разделу 02 «Национальная оборона» классификации расходов предусматривается ассигновать 2 трлн 141 млрд руб.  (3,22%  ВВП),  что  в  номинальном выражении на 14,8% больше ассигнований текущего года  (в  соответствии  с  законом  о федеральном бюджете № 48-ФЗ от 5.06.2012), но при  этом существенно меньше планировавшихся на 2013 г. в проекте трехлетнего бюджета год тому назад 2 трлн 329 млрд руб. с приростом в 20,5%. Меньший прирост расходов по этому разделу наблюдался лишь в послекризисном 2010 г. – 7,1%. В  текущем  году по  этому разделу  ассигновано  законом о бюджете по состоянию на начало октября 1 трлн  865  млрд  руб.  или  3,08%  ВВП.  Кроме Минобороны России,  крупнейшими распорядителями открытой части средств бюджета

Информация о работе Оценка расходов федерального бюджета РФ на 2005-2015 гг.