Местный бюджет и особенности его составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования бюджета муниципального образования для выявления эффективности его использования.
Достижение цели решается с помощью следующих основных задач:
1) раскрыть сущность и роль местного бюджета,
2) провести анализ доходов и расходов местного бюджета на примере города Орел,
3) выявить проблемы местных бюджетов,
4) предложить способы решения проблем местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Местные бюджеты как элемент бюджетной системы………………5
1.1.Роль бюджетов в бюджетной системе……………………………………...5
1.2.Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…………….8
Глава 2. Формирование и использование местного бюджета г. Орел……...13
2.1. Структура формирования доходной части бюджета……………………13
2.2. Формирование расходной части бюджета……………………………….19
Глава 3. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению…..29
3.1. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению………..29
3.2. Предложения по решению проблем местных бюджетов……………….31
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Роль бюджетов в бюджетной системе1.docx

— 88.12 Кб (Скачать)

Бюджетные полномочия органов  исполнительной власти муниципального образования определены статьей 154 Бюджетного кодекса. Эти органы осуществляют составление проекта местного бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление муниципальным долгом, представляют отчет об исполнении местного бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия [1].

В соответствии со статьей 156 Бюджетного кодекса муниципальные  образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (обслуживание счетов местного бюджета в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций) [1].

Кредитные организации могут  привлекаться также для осуществления  операций по предоставлению средств  местного бюджета на возвратной основе.

Органы муниципального финансового  контроля, созданные представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов, проводят экспертизы проектов местных бюджетов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы муниципального финансового контроля, созданные  органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местного бюджета.

Полномочия органов муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом, региональными  законами о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а  также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти [2,c.377].

В итоге, бюджетные полномочия органов местного самоуправления установлены  Бюджетным кодексом. Они включают установление порядка составления  и рассмотрения проекта, исполнения местного бюджета, осуществление контроля за исполнением, осуществление муниципальных заимствований и др. полномочия.

Итак, бюджеты всех уровней играют важную роль в бюджетной системы РФ. Роль местного бюджета заключается в доведении до населения конечных результатов производства. Также позволяет органам исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для осуществления своих полномочий, дает возможность регионам проявить свою финансово-хозяйственную самостоятельную деятельность в расходовании средств. С помощью региональных бюджетов происходит выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. К тому же, местные бюджеты оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат.

Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований.

Всё это свидетельствует  о том, что местный бюджет -самостоятельная  часть бюджетной системы РФ, но он взаимосвязан с другими ее уровнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование и использование местного бюджета г. Орел

2.1. Структура формирования  доходной части бюджета г.Орел

Доходы  местного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления  [3, c.251].

Рассмотрим, из чего складывается доходная часть  бюджета муниципального образования. Она состоит из трех частей:

  1. Налоговые доходы;
  2. Неналоговые доходы;
  3. Безвозмездные поступления.

 

  Налоговые доходы в свою очередь включают в себя местные  налоги, принятые представительным органом  местного самоуправления, предусмотренные  Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).

 К ним относятся:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • налог на доходы физических лиц (в бюджет муниципальных образований зачисляется 40% от НДФЛ).

К неналоговым доходам  относят;

  • доходы  от использования муниципального  имущества, находящегося в муниципальной собственности в частности арендная плата;
  • доходы  от платных услуг, оказываемых  муниципальными бюджетными учреждениями;
  • доходы от деятельности административной комиссии;
  • перечисления от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);
  • часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления .

Безвозмездные перечисления включают в себя межбюджетные трансферты (отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами).  

Отчисления  от федеральных и региональных налогов  и сборов в местные бюджеты  предусмотрены БК РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год (ст. 61, 62) [1].  

Законом субъекта Российской Федерации  могут  быть установлены: единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.   

Отчисления  от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в пользу местных  бюджетов осуществляются по таким видам, как:

  • налог на доходы физических лиц;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • государственная пошлина;
  • прочих платежей (за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, ордеров на квартиру, за государственную регистрацию транспортных средств и др.).

 

  Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов [12, c.206].  

Для анализа доходной части бюджета города Орла были использованы следующие источники: Постановления Орловского Городского Совета Народных Депутатов: “О бюджете города Орла на 2009 год”, “О бюджете города Орла на 2010 год”, Решение № 40/649-ГС от 19 декабря 2009 года "О бюджете города Орла на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ” [24].

Основные плановые показатели за эти три года представлены в таблице 1.  

Таблица 1 – Доходные источники города Орла за 2009 – 2011 годы

 

 

Бюджет      
2009 г.

Бюджет      
2010 г

Бюджет      
2011 г.

Тыс.руб

%

Тыс.руб

%

Тыс.руб

%

1.НАЛОГОВЫЕ  И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ     

1342165

57,43

1762014

61,01

1796918,5

57,12

Налог на доходы физических лиц     

685131

29,32

884251

30,62

894600      

28,44

Налоги  на совокупный доход         

203391

8,7

198752

6,88

199020      

6,33

Налоги  на имущество в т.ч.  Налог на имущество физических лиц,      Земельный налог                             

137594

5,89

147505

5,11

142000      

4,5

Государственная пошлина            

29000

1,0

30937

1,0

37398       

1,19

Задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам и сборам              

5729

0,2

2820

0,1

1228,5227   

0,04

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности   

224992

9,63

306664

10,62

30757       

9,77

Прочие  доходы

9752

0,42

16703

0,6

20400       

0,65

Платежи при пользовании  природными ресурсами                          

3192

0,14

5709

0,2

8800        

0,28

Прочие  доходы от оказания платных     
услуг и компенсации затрат            
государства                        

   

140

0,004

270         

0,008

Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов

25122

1,07

106873

3,7

167928      

5,34

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 

16808

0,72

30450

1,05

35394       

1,13

Прочие  неналоговые доходы          

806

0,02

2913

0,1

2523      

0,08



Продолжение таблицы 1 

 

2.БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ  ПОСТУПЛЕНИЯ  

Дотации, Субвенции от других бюджетов бюджетной   системы РФ, трансферты и Субсидии бюджетам городских округов                                                        

877229,3

37,54

944789,303

32,79

1157018,21

36,78

3.ДОХОДЫ  ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ  
ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      

117548

5,03

145073

5,03

191312      

6,08

доходы

2326542,3

100

2828372,30

100

3145248,74

100

поправки

10400

 

59898      

 

602

 

Всего доходы с учетом поправок                  

2336942,3

 

2888270,30

 

3145850,74

 

 

 

    Исходя  из данных таблицы 1 можно построить диаграммы:

    

Рисунок 1 . – Структура доходов бюджета города Орла за 2009 год в %. 

В местный бюджет в отчетном году поступило  собственных налоговых и неналоговых доходов и сборов в сумме 1342165 тыс.рублей, что составляет 57,43% от  всех доходных источников; безвозмездные поступления составили 877229 тыс.рублей (37,54%) и доходы от предпринимательской деятельности—117548 тыс.рублей или 5,03%.

 

 

  

Рисунок 2. – Структура доходов бюджета города Орла за 2010 год в %.     

В местный бюджет в отчетном году поступило  средств в сумме 2888270,303 тыс.руб., что на 551328 тыс. рублей больше поступлений за 2009 год. Из них сумма поступления собственных налоговых и неналоговых доходов и сборов в составляет 1762014 тыс.руб., темп роста 131,2%

Рисунок 3. – Структура доходов бюджета города Орла за 2011 год в %.  

Проведя анализ доходов бюджета  города Орла, можно сказать, что основную их часть составляют налоговые поступления (примерно 43,91 % в 2009 , 42,6 % в 2010 г. и 39,27%  2011 г.). Из них наибольший вес имеет налог на доходы физических лиц – 29,32% в 2009, 30,62%- в 2010, 28,44% в 2011 году. Меньшие поступления приходятся на налог на имущество, включающий в себя земельный налог и налог на имущество физических лиц по 5,89% в 2009году, 5,11% в 2010 году и 4,5% в 2011 году.  

На  втором месте по значимости  привлечения  доходов в городской бюджет стоят  безвозмездные поступления, так в 2009 году они составили почти 38% от всех городских доходов, в2010 – году уменьшились почти на 4%, и оказались равными 33%, а в 2011 вновь увеличились и составили 37%.  

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, в 2009 году составили 9,63%, общих доходов, в 2010 году немного увеличились до 10,62%, а в 2011 году оказались равными 9,77%.  

Доходы, полученные от продажи материальных и нематериальных активов в 2009 году составили более 1,07% всех доходов бюджета города Орла, в 2010 году выросли до отметки 3,7%, а в 2011 году их доля возросла до 5,34%, что говорит о достаточно эффективном использовании собственных активов администрацией города. В свою очередь доходы, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности повысились в 2011 году почти на 1% по сравнению с 2009 и 2010 годом (5,03%) и составили 6,08% от всех доходов бюджета города Орла. В 2011 году доходы от предпринимательской деятельности принесли 191312 тыс. рублей.  

Платежи за пользование природными ресурсами  составляют малую долю доходов города Орла, в 2009 году они составили всего 0,14%, в 2010 году они составили 0,2%, а в 2011 – 0,28%.  

Доля собственных доходов, состоящая из налоговых и неналоговых поступлений  в 2009 году составила 57,43% от всех поступлений, в 2010 году – 61,01%, а в 2011 вновь около 57%.    

Таким образом, можно сделать вывод, что  доходы бюджета города Орла с каждым годом повышаются. Основными бюджетообразующими доходами являются налог на доходы физических лиц, безвозмездные поступления, а также доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. 

2.2. Формирование расходной  части бюджета

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во многих видах  расходов, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину [21,c. 195].

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы России осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, установленными законодательством РФ на основе разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнение расходных обязательств должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства  муниципального образования возникают  в результате:

Информация о работе Местный бюджет и особенности его составления