Местный бюджет и особенности его составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования бюджета муниципального образования для выявления эффективности его использования.
Достижение цели решается с помощью следующих основных задач:
1) раскрыть сущность и роль местного бюджета,
2) провести анализ доходов и расходов местного бюджета на примере города Орел,
3) выявить проблемы местных бюджетов,
4) предложить способы решения проблем местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Местные бюджеты как элемент бюджетной системы………………5
1.1.Роль бюджетов в бюджетной системе……………………………………...5
1.2.Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…………….8
Глава 2. Формирование и использование местного бюджета г. Орел……...13
2.1. Структура формирования доходной части бюджета……………………13
2.2. Формирование расходной части бюджета……………………………….19
Глава 3. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению…..29
3.1. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению………..29
3.2. Предложения по решению проблем местных бюджетов……………….31
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Роль бюджетов в бюджетной системе1.docx

— 88.12 Кб (Скачать)

• принятия нормативных  правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным  образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам;

• принятия нормативных  правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Расходные обязательства  муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам [11, c.122].

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Они не вправе устанавливать  и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных  обязательств в порядке, установленном Правительством РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ и местной администрацией.

Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов [6, 51].

Предоставление бюджетных  средств осуществляется в следующих  формах:

• ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  или муниципальным контрактам;

• трансфертов населению;

• ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;

• ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

• бюджетных кредитов юридическим  лицам (в том числе налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

• межбюджетных трансфертов;

• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

• инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

• кредитов иностранным  государствам;

• средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий [5,c.267].     

Для анализа расходной части бюджета города Орла были использованы следующие источники: Постановления Орловского Городского Совета Народных Депутатов “О бюджете города Орла на 2009 год”, “О бюджете города Орла на 2010 год”, Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 19.12.2010 N 40/650-ГС, Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 28.08.2010 N 36/572-ГС и “ Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 24.12.2011 N 56/914-ГС ” [27].  

Основные  плановые показатели за эти три года представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные статьи расходов бюджета г.Орел за 2009-2011 годы.

Наименование  статьи

2009 год

2010 год

2011 год

 

Тыс.руб

%

Тыс.руб

%

Тыс руб

%

 

Общегосударственные вопросы  в.т.ч.

Функционирование  законодательных органов           
государственной власти и местного самоуправления

Функционирование  высшего            
должностного лица субъекта           
   Обеспечение деятельности             
финансовых, налоговых и таможенных

Обеспечение проведения выборов и  референдумов

232258,6 

9,64

319590,4

10,67

279471,09                                                                                            

8,2

232258,6 

Национальная  оборона              

180,0    

0,007

265,0

0,008

285,0

0,008

180,0    

Национальная  безопасность и          
правоохранительная деятельность в.т.ч  

 Предупреждение и ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и  
стихийных бедствий

400,0    

0,016

500

0,016

750,0

0,021

400,0    

Национальная  экономика в.ч.ч.       Транспорт     

336656,0 

13,97

94361,9

3,1

160595,2

4,71

336656,0 



 

 

Продолжение таблицы 2

 

Жилищно-коммунальное хозяйство    

 

278628,8 

 

11,56

 

482596,509

 

16,11

 

551947,31

 

16,19

 

278628,8 

Образование                       

1036288,6

43,00

1355800,619

45,25

1578462,49

46,3

986232,6 

Культура, кинематография, средства массовой информации               

60403,0  

2,51

81399,3

2,71

88353,30

2,59

52957,0  

Здравоохранение и спорт           

369110,9 

15,31

582942,4

19,46

563052,3

16,51

309064,9 

Социальная  политика    в.т.ч. 

 Пенсионное  обеспечение

Социальное обеспечение  населения  Борьба с беспризорностью, опека,     
попечительство                                  

96236,4  

3,99

78838,275

2,68

182435,26

5,35

96236,4  

Межбюджетные  трансферты

       

3800

0,11

 

Итого расходов                    

2410162,3

100

2996294,403

100

3409152,74

100

2292614,3

поправки                          

10400,0  

 

40113,00

 

602,00

 

10400,0  

Всего расходов                     с учетом поправок                 

2420562,3

 

3036407,403

 

3409754,74

 

2303014,3


 

    Исходя  из данных таблицы 2 можно построить диаграммы.

Из рисунка  видно, что основная часть расходов – это расходы на образование (42%) и здравоохранение (15%) Другая составляющая расходов муниципального бюджета предназначена для финансирования национальной экономики– 14% и жилищно-коммунального хозяйства -12%.

 

Рисунок 4. – Структура  расходов бюджета города Орла за 2009 год в %.

 

Рисунок 5. – Структура расходов бюджета города Орла за 2010 год в %.

Из рисунка 5 видно, что тенденции предыдущего 2009 года сохраняются. Основная часть расходов - это расходы на сферу образования и здравоохранения, что составляет более половины расходов всего бюджета.

Рисунок 6. – Структура расходов бюджета  города Орла за 2011 год в %  

Говоря  о расходах городского бюджета, важно отметить, что наибольшее количество средств в последние годы в городе Орле направляется на образование, здравоохранение. Так, в 2009 году это было почти 58,3%, в 2010 – 64,71%, а в 2011 -  более 62% всех расходов бюджета города.  

Также довольно много средств выделяется на содержание органов самоуправления, около 10% в 2009 и 2010 годах и около 8% - в 2011 году.   

 Наименьшее количество  денежных средств в городе  Орле выделяется на такие статьи  как «Национальная оборона» - менее  0,01 %. По 0,02% от общих расходов в каждом году составили расходы на организацию национальной безопасности.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2009 году составили 12% от всех городских расходов, в 2010 и 2011 годах по 16 %, от общих расходов. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2009 году составили 551947,31 тыс. рублей, в сравнении с 2010 годом больше в 1,14 раза, что объясняется большой изношенностью жилищного фонда.  

На  культуру и средства массовой информации идет не более 3% всех расходов бюджета. Следует отметить, что большая часть средств направляется в культурную сферу, а именно на финансирование театров, муниципальных детских танцевальных школ, домов детского творчества, выставок художественного искусства и т. д. На реализацию нужд средств массовой информации, на периодические печати и издательства идет около 9% всех расходов, поступающих в культурную сферу [25].  

Из  областного бюджета  в 2011 году получено 866,0 млн. рублей. Средства были направлены на выполнение полномочий Федерации и субъекта: выплату заработной платы, методическую литературы, учебных расходов, доплату за классное руководство в образовательных учреждениях, а также на внедрение инновационных образовательных программ - 478,1 млн. рублей; выплату медперсоналу станции скорой помощи - 7,8 млн. рублей, содержание ЗАГСа, секретарей административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних - 5,8 млн. рублей; субсидий на оплату ЖКУ - 26 млн. рублей, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан - 9,9 млн. рублей; на содержание ребенка в семье опекуна и выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей в семью - 21,5 млн. рублей; на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных учреждениях - 9,2 млн. рублей. Данные расходы полностью обеспечили выполнение вышеуказанных полномочий.  

 

 

  Таким образом, можно сделать вывод  о том, расходование бюджетных средств города Орла носит довольно постоянный характер. Бюджет города характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Так на образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и социальную политику израсходовано в 2011 году более 70% от общего объема бюджетных расходов. 

 

Итак, в целом по второй главе можно сказать, что расходы и доходы бюджета г.Орел в 2009-2011 годах сбалансированы. Это значит, что бюджет города используется эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению.

3.1. Проблемы местных бюджетов

Эффективность местного самоуправления во многом зависит от того, какие ресурсы получают в свое распоряжение местные органы. Большинство из 13,5 тысяч муниципальных образований не имеют самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а, значит, не располагает дейст-венными возможностями по осуществлению своих полномочий.

Проблема неэффективности системы  местного самоуправления в России, во многом, связана с отсутствием  финансовой самодостаточности на местном уровне [8,c.21]

Необходимость совершенствования  организации и функционирования местных бюджетов, в настоящее  время одна из первоочередных задач  государственного строительства. Будучи максимально приближенными к  населению, местные бюджеты являются первичным уровнем организации  публичной власти, обеспечивающим в  конечном счете устойчивость и демократический  характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местных бюджетов негативным образом  сказываются на состоянии всего общества[10, c.22].

Неблагополучное состояние российских местных бюджетов очевидно, и столь  же очевидна неотложность решения назревших  в этой сфере проблем. Причины  этих проблем нуждаются в специальном  анализе - только так можно будет  выработать адекватные и эффективные  практические меры для их разрешения [15, 98].

На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы местных бюджетов:

- противоречивая нормативно - правовая  база;

- несоответствие объема полномочий  органов местного самоуправления  имеющимся в их распоряжении  материально-финансовым ресурсам;

- несбалансированность местного  бюджета;

- слабая собственная доходная база;

- безответственность должностных лиц местного самоуправления.

Одна из самых острых проблем - несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая  и финансовая база большинства муниципальных  образований недостаточна для осуществления  функций местного самоуправления. Не обеспечена полная и повсеместная реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как  запрет на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого  волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, а  также судебная защита местного самоуправления [15,c.113].  Органы местного самоуправления формируют, утверждают, исполняют и контролируют исполнение местного бюджета. Между тем органы местного самоуправления не обладают достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могли бы свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления не соразмерны их обязанностям, установленным Конституцией и законодательством. Отсутствие четкой регламентации бюджетных взаимоотношений при создании одного муниципального образования в границах другого, а также отсутствие нижнего предела численности населения муниципального образования привели к тому, что многие мелкие населенные пункты или даже их части (в которых, как правило, присутствует один крупный налогоплательщик) получили возможность сформировать муниципальное образование и получить бюджетную автономию - без всякого учета степени реальной заинтересованности населения в такой форме реализации его права на местное самоуправление. В более широкой формулировке проблема состоит в том, что гарантированные Конституцией и законодательством права на формирование муниципальных органов, подразумевающие специфические бюджетные и финансовые полномочия, именно в этой части лишены эффективного механизма их реализации [5, c.368].

Информация о работе Местный бюджет и особенности его составления