Местный бюджет и особенности его составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования бюджета муниципального образования для выявления эффективности его использования.
Достижение цели решается с помощью следующих основных задач:
1) раскрыть сущность и роль местного бюджета,
2) провести анализ доходов и расходов местного бюджета на примере города Орел,
3) выявить проблемы местных бюджетов,
4) предложить способы решения проблем местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Местные бюджеты как элемент бюджетной системы………………5
1.1.Роль бюджетов в бюджетной системе……………………………………...5
1.2.Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…………….8
Глава 2. Формирование и использование местного бюджета г. Орел……...13
2.1. Структура формирования доходной части бюджета……………………13
2.2. Формирование расходной части бюджета……………………………….19
Глава 3. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению…..29
3.1. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению………..29
3.2. Предложения по решению проблем местных бюджетов……………….31
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Роль бюджетов в бюджетной системе1.docx

— 88.12 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Местные бюджеты  как элемент бюджетной системы………………5

1.1.Роль бюджетов в бюджетной системе……………………………………...5

1.2.Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…………….8

Глава 2. Формирование и использование местного бюджета г. Орел……...13

2.1. Структура формирования  доходной части бюджета……………………13

2.2. Формирование расходной  части бюджета……………………………….19

Глава 3. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению…..29

3.1. Проблемы местных бюджетов  и предложения по их решению………..29

3.2. Предложения по решению  проблем местных бюджетов……………….31

Заключение……………………………………………………………………..37

Список использованной литературы………………………………………….38

 

 

Введение

Местный бюджет - необходимый  атрибут муниципальных образований  и материальная основа самоуправления. Местный бюджет представляет собой  совокупность экономических отношений, которые возникают в связи  с образованием и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных  для осуществления задач местного самоуправления.

Местные бюджеты принято  считать низовым звеном бюджетной  системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально  улучшить бюджетные взаимоотношения  в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной  власти.

В данной курсовой работе рассмотрен местный бюджет, его роль в бюджетной  системе, полномочия органов местного самоуправления. Приведена структура  формирования и расходования бюджета  на примере города Орел. Также были рассмотрены проблемы местных бюджетов и предложены возможные пути их решения.

Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена большой  ролью местных финансов в формировании государственного бюджета, а также  необходимостью повышения уровня финансирования муниципалитетов в современных  условиях.

 Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования бюджета муниципального образования для выявления эффективности его использования.

Достижение цели решается с помощью следующих основных задач:

1) раскрыть сущность и роль местного бюджета,

2) провести анализ доходов и расходов местного бюджета на примере города Орел,

3) выявить проблемы местных бюджетов,

4) предложить способы  решения проблем местного бюджета.

Объектом  исследования в  данной курсовой работе является бюджет города Орла.

Предметом исследования является порядок и особенности составления местного бюджета.

В курсовой работе были использованы следующие методы: индукция, дедукция, анализ, сравнение.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.

 

 

Глава 1. Местные бюджеты  как элемент бюджетной системы.

    1. Роль бюджетов в бюджетной системе.

Бюджет – форма образования  и расходования денежных средств  предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и органов местного самоуправления [1].

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга [7,c 49].

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при  этом изменяются методы его воздействия  на общественное производство и сферу  социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения [20, c.101].

В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Например, на кризисном этапе переходного периода приоритетом социальной политики будет являться государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения [18, с.32].

Важную роль в бюджетной  системе РФ играют и бюджеты субъектов (региональные бюджеты) и местные бюджеты.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления [14,с.27].

Роль региональных и местных  бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.

1. Сосредоточение финансовых  ресурсов в бюджетах субъектов  Федерации и местных бюджетах  позволяет органам исполнительной  власти регионов иметь финансовую  базу для осуществления своих  полномочий в соответствии с  Конституцией Российской Федерации.  С помощью бюджетов образуются  денежные фонды административно-территориальных  образований, которые обеспечивают  выполнение намеченных задач.

2. Формирование региональных  и местных бюджетов дают возможность  регионам проявить свою финансово-хозяйственную самостоятельную деятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилого фонда.

3. С помощью региональных  бюджетов происходит выравнивание  уровней экономического и социального  развития территорий на основе  формирования региональных программ  экономического и социального  развития по благоустройству  сел и городов, развитию сети  дорог и пр.

4. Органы власти регионов  могут увеличивать или уменьшать  нормативы финансовых затрат  на оказание государственных  и муниципальных услуг в учреждениях  непроизводственной сферы.

5. Сосредотачивая в часть  финансовых ресурсов в региональных  и местных бюджетах, органы представительной  и исполнительной власти могут  централизованно направлять финансовые  ресурсы на решение стратегических  задач, развитие в регионе приоритетных  отраслей промышленности, сельского  хозяйства и социальной сферы.

6. Региональные и местные  бюджеты оказывают воздействие  на оптимальные пропорции финансирования  капитальных и текущих затрат, создают местные производства  и промыслы, тем самым решая  проблему снижения безработицы  в регионе, стимулируют эффективное  использование материальных и трудовых ресурсов[18, с. 46].

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения [4, c.31].

Итак, мы выяснили, что бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Также выяснили роль местного бюджета, которая заключается в образовании денежных фондов, которые обеспечивают выполнение поставленных задач муниципальным образованием. Местный бюджет также позволяет регионам проявлять свою самостоятельность в расходовании средств. Кроме того, с помощью местных бюджетов решается проблема снижения безработицы в регионе и стимулируется эффективное использование различных ресурсов.

    1. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления

Бюджетные полномочия - установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса [17, c.183].

Основными элементами системы  управления бюджетом муниципального образования  согласно российскому законодательству являются участники бюджетного процесса. Согласно статье 152 Бюджетного кодекса участниками муниципального бюджетного процесса являются:

  • представительные органы местного самоуправления;
  • органы исполнительной власти (главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы муниципального финансового контроля;
  • главные распорядители  и  распорядители муниципальных бюджетных средств [1].

Участниками муниципального бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
  • детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
  • в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  • иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления [21, c.164].

Бюджетные полномочия представительных органов местного самоуправления определены статьей 153 Бюджетного кодекса. Эти органы рассматривают и утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением местных бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением местных бюджетов, осуществляют другие полномочия.

Представительные  органы не имеют права создавать  свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов.

Информация о работе Местный бюджет и особенности его составления