Местный бюджет и особенности его составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования бюджета муниципального образования для выявления эффективности его использования.
Достижение цели решается с помощью следующих основных задач:
1) раскрыть сущность и роль местного бюджета,
2) провести анализ доходов и расходов местного бюджета на примере города Орел,
3) выявить проблемы местных бюджетов,
4) предложить способы решения проблем местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Местные бюджеты как элемент бюджетной системы………………5
1.1.Роль бюджетов в бюджетной системе……………………………………...5
1.2.Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…………….8
Глава 2. Формирование и использование местного бюджета г. Орел……...13
2.1. Структура формирования доходной части бюджета……………………13
2.2. Формирование расходной части бюджета……………………………….19
Глава 3. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению…..29
3.1. Проблемы местных бюджетов и предложения по их решению………..29
3.2. Предложения по решению проблем местных бюджетов……………….31
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Роль бюджетов в бюджетной системе1.docx

— 88.12 Кб (Скачать)

Итак, основными проблемами местных  бюджетов являются противоречивая нормативно - правовая база, несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам, несбалансированность местного бюджета, слабая собственная доходная база, безответственность должностных лиц местного самоуправления.

3.2. Предложения по решению  проблем местных бюджетов.

Первая проблема- противоречивая нормативно - правовая база решается следующим образом: предполагается совершенствование законодательства, оптимизация территориальной организации, рациональное распределение полномочий для максимального удовлетворения интересов граждан. При этом не следует необоснованно отдалять друг от друга институты государственной власти и местные органов управления. Государственная власть и местные бюджеты должны дополнять друг друга [16,c.171].

Вторая проблема- одна из самых острых проблем - несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо проведение критического анализа существующей политики и внесения в нее необходимых корректив в рамках действующей конституционной модели местного самоуправления. Целесообразно наладить формы контроля со стороны федеральных органов государственной власти за деятельностью должностных лиц муниципального образования, а также предоставить право федеральным органам государственной власти принимать участие в решении некоторых вопросов местного значения, имеющих государственную важность, установив предел государственного регулирования таких вопросов.

Третья проблема- несбалансированность местного бюджета. Решить ее можно, выполняя следующие действия:

1) Оценка результативности расходов каждого органа власти. При формировании концепции бюджетной политики и в ходе конкретного финансового планирования сложной проблемой является эффективное использование бюджетных средств. Каждый орган исполнительной власти должен обосновать, какие результаты будут достигнуты с выделения средств в заявленных объемах по курируемым им сферам экономики. 

2) Определение приоритетов развития экономики с учетом значимости и эффективности отдельных видов затрат. Повышение эффективности использования бюджетных средств нацеливает на то, чтобы не раздавать их по многочисленным направлениям и программам, а определять приоритеты и концентрировать средства на четко сформулированные цели.

3) Экономия на закупках товаров и услуг и государственных заказах на их производство.

Следующая проблема- слабая собственная  доходная база. Решением этой проблемы является:

1)увеличение поступлений от местных налогов, таких как земельный налог и налог на имущество физических лиц [19, c.168].

Земельный налог составляет значительную часть доходов местных бюджетов. В связи с этим особое значение имеет его планирование и прогнозирование. Основой для формирования налоговой  базы для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость  объекта. В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлены и внесены в кадастр. И это одна лишь из причин, по которой бюджет недополучает платежи по земельному налогу. Так же отсутствие единой базы для разработки программ по учету земель и начисления земельного налога приводит к весомым потерям местного бюджета. Для решения этой проблемы Правительству РФ необходимо выработать общую концепцию формирования сведений о земельных участках и установить жесткий контроль за правильностью их предоставления. Большой проблемой, по - прежнему, остается нецелевое использование земельных участков. В федеральном законодательстве четко не сформулированы содержание понятия «использование земли не по целевому назначению». В налоговом и земельном законодательстве необходимо четко разделить полномочия между Федеральной службой земельного кадастра России, комитета по земельным ресурсам и землеустройству и налоговыми органами в случае обнаружения ими нецелевого использования земельных участков [9, с.22] .

Cреди зачисляемых в бюджеты муниципальных образований доходных источников наиболее объемным является налог на доходы физических лиц. Действовавшее налоговое законодательство предусматривает зачисление данного налога по месту работы. В связи с этим, местные бюджеты недополучают значительные финансовые ресурсы для развития своих территорий. При этом социальные, имущественные налоговые вычеты по данному налогу производятся по месту проживания налогоплательщика, то есть возврат сумм налога производиться из бюджета, в который он не поступал. С целью увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц администрациям муниципальных образований следует активно проводить в жизнь муниципальные программы роста доходов населения, способствовать созданию дополнительных рабочих мест, росту заработной платы и ее индексации в связи с инфляции. Дифференциальная шкала налогообложения позволит более равномерно распределить налоговую нагрузку, иметь целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы. Сегодня в большинстве муниципальных районов и городских округов размеры ставок налога на имущества с высокой инвентаризационной стоимостью установлены на среднем уровне или ниже. В результате местные налоги несут значительные потери. Для получения данного налога в полном объеме органы местного самоуправления должны провести полную инвентаризацию всех объектов налогообложения (жилых домов, квартир, дач и гаражей), создать реестр объектов налогообложения, определить их собственников, затем установить конкретные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Переход на уплату единого налога на вменный доход позволил многим субъектам малого предпринимательства легализовать свою деятельность, высвободить финансовые средства для расширения и модернизации производства, повышения заработной платы. С целью увеличения налогооблагаемой базы по ЕНВД было бы целесообразно расширить перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом. Включение автозаправочных станции в перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, позволит реально увеличить поступления в местные бюджеты. Этот налог является одним из важнейших инструментов регулирования занятости населения, обеспечения соответствующего уровня оплаты труда, легализации доходов и, как следствие, увеличение поступлений в бюджет и по налогу на доходы физических лиц [22, с.7].

2) разработка комплекса мер по поступлению неналоговых доходов с помощью формирования интереса у представителей органов местного самоуправления в поступлении дополнительных доходов законодательным образом [23, c.33].

Последняя проблема местных бюджетов- безответственность должностных лиц местного самоуправления. В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы организации и осуществления контроля за деятельностью (бездеятельностью) органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности.

В действующем законодательстве о  местном самоуправлении вопросы  подконтрольности органов местного самоуправления решены следующим образом [10, c.22]:

1) Bнутренний контроль. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контроль деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований, находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

2)Kонтроль со стороны населения. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся статьи об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. В частности, предусмотрен такой вид ответственности, как возможность досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в результате утраты доверия населения.

3)Kонтроль со стороны государства. Соответствующие нормы закреплены в новой редакции статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Итак, в этом параграфе были предложены пути решения проблем местных  бюджетов. В целом следует решать проблемы, совершенствуя законодательную  базу, налаживая формы контроля со стороны федеральных органов государственной власти за деятельностью должностных лиц муниципального образования, увеличивая налоговые и неналоговые поступления.

Подводя итог к третьей главе, нужно отметить, что доходов не хватает для покрытия всех расходов. Как было отмечено ранее, сегодня наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований.

Важнейшая задача в ближайшей перспективе - обеспечить устойчивый экономический  рост местным бюджетам.

Чтобы осуществить социально-экономическое  развитие местного самоуправления и  формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны.

Для того чтобы достичь социально-экономической  стабилизации в кратчайшие сроки, необходимо провести корректировку бюджетного и налогового законодательства.

Главам муниципальных образований  следует уделять особое внимание вопросам повышения профессионализма муниципальных служащих, ибо от их квалификации во многом зависит, как  эффективность использования находящихся  в распоряжении органов местного самоуправления финансовых и материальных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, цель курсовой работы была достигнута. Мы исследовали процесс формирования местного бюджета и выяснили, что доходы местного бюджета формируются за счет собственных налоговых и неналоговых платежей, безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов и доходов от предпринимательской деятельности. Налоговые доходы складываются из налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на совокупный доход, налога на имущество, земельного налога, и других налоговых платежей. Неналоговые доходы являются составной частью местного бюджета. Безвозмездные перечисления складываются из дотаций, субвенций, субсидий.

Проанализировав расходную часть  местного бюджета г.Орел можно сказать, что за три года расходы выросли. Большая доля расходов приходится на раздел «образование». Эти расходы включают в себя проведение мероприятий и содержание учреждений, реализацию собственных программ, финансирование национальных программ. По структуре финансирование жилищно-коммунального хозяйства имеет рост, тенденция к увеличению связана с ростом и усложнением местного хозяйства, развитием жилищно-коммунального строительства, повышение стоимости основных фондов коммунального хозяйства, и уровня его технического оснащения.

 Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Бюджет должен быть сбалансированным, доходная часть должна равняться расходной. В противном случае необходимо исправлять несбалансированность увеличивая доходы, либо сокращая расходы.

Мы  раскрыли сущность и роль местного бюджета, провели анализ доходов и расходов местного бюджета на примере города Орел, рассмотрели основные проблемы местных бюджетов, предложили возможные пути решения этих проблем. Следовательно, все задачи курсовой работы выполнены и цель достигнута.

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов  - М. : «Дашков и К», 2006. - 486 с. 
  3. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 687с. 
  4. Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы // Муниципальная власть. 2006. Январь - февраль.76с.
  5. Годин A.M., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ. - М.: Дашков и К, 2006. - 568 с.
  6. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Норма, 2009.
  7. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие /- М.: КНОРУС, 2008.
  8. Дементьева О. Проблемы формирования местных бюджетов //Муниципальное право. -2007. -№ 4. -С. 21 – 26.
  9. Домбровский А. Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов//Финансы, 2008. - №4. - С.21-24,
  10. Завьялов, Д.Ю. Доходы муниципальных образований в аспекте межбюджетных отношений Финансы. - 2007. - №3. - С.22-25.
  11. Карчевский, В.В. Организация исполнения бюджета : учеб. Пособие для вузов /. : Вузовский учебник, 2006. - 224 с.
  12. Ковалев, В.В. Финансы: учеб. пособие для вузов / В.В. Ковалев. - М. : Проспект. 2008. - 346 с. 
  13. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. По спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Г.М. Колпакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496 с.
  14. Куликов Н.И., Чайникова Л.Н., Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. - 104 с. 
  15. Мацкуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие для вызов / И.Д. Мацкуляк. - М. : РАГС, 2009. - 223 с. 
  16. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 268с. 
  17. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 241 с.
  18. Николаева Т.П. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ. Учебно-методический комплекс. —М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 234 с.
  19. Поляк Г.Б.  Бюджетная система России.- Учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 309 с.
  20. Поляков, Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Полякова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2007. - 703 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников)
  21. Романовский М.В., О.В. Врублевской.-  Бюджетная система Российской Федерации- Учебник М.: Юрайт, 2006 – 291 с.
  22. Тишкин Л. Е. Укрепление доходной базы местных бюджет //Финансы, 2006. - №9. - С.7-10.
  23. Шакирова Н. Ш. Местный бюджет как финансовая основа местного самоуправления//Экономический вестник РТ, 2008. - №1. - С.33-36.
  24. Контрольно-счетная палата города Орел [Электронный ресурс] // http://www.ksporel.ru
  25. Орловский городской портал [Электронный ресурс] // http://www.vorle.ru
  26. Портал Орловской области-Публичный информационный центр [Электронный ресурс] // http://www.orel-region.ru
  27. Информационно-аналитическое издание орловской области [Электронный ресурс] // http://орел-регион.рф

 


Информация о работе Местный бюджет и особенности его составления