Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:35, реферат
Целью данной работы является рассмотрение и местного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества,выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и соответственно рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Введение……………………………………………………3
Местный бюджет…………………………………………….4
Функции местных бюджетов………………………….…….6
Доходная часть местных бюджетов………………….……..7
Расходная часть местных бюджетов……………………….12
Заключение…………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………….17
Содержание
Введение……………………………………………………3
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы……………………….17
Введение
Бюджет в экономике — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью данной работы является рассмотрение и местного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества,выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и соответственно рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
1. Местный бюджет
В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Местный бюджет определяется как совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных образований) для решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления». В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти. К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии.
Для финансирования данных
расходов местным органам самоуправления необходим достаточный
уровень доходных источников местных
бюджетов. Одним из основных принципов
построения и функционирования бюджетной
системы РФ является принцип самостоятельности
бюджетов. Данный принцип предусматривает,
что расходы каждого бюджета должны покрываться
его доходами. Однако, анализ бюджетов
на местном уровне свидетельствует о том,
что принципы самостоятельности не получают
достаточного практического подтверждения.
Недостаток собственных средств местных
бюджетов для финансирования деятельности
органов местного самоуправления компенсируется
значительными объемами дотаций, субвенций
и других видов финансовой помощи местным
бюджетам. В понятие «межбюджетные отношение»
входит не только получение финансовой
помощи, но и законодательное распределение
доходов и расходов на долговременной
основе между звеньями бюджетной системы.
Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать
на качественное улучшение механизма
бюджетного регулирования, достижения
реальной самостоятельности местных бюджетов.
Для того, чтобы принцип самостоятельности
местных бюджетов не носил чисто формального
характера, помимо законодательного разграничения
доходных и расходных функций между бюджетами
различных уровней, необходимо заинтересовать
органы местного самоуправления в получении
дополнительной помощи из вышестоящих
бюджетов. Дополнительная помощь может
выделяться в зависимости от выполнения
административно-
Разработка единой, научно
обоснованной методики определения
социальных нормативов расходования бюджетных
средств, учитывающей инфляционные процессы, различие потребностей в социальных
расходах, обеспечит объективность в определении
размеров минимального бюджета. Вместе
с тем, необходимо использовать регулирующие
налоги не только как инструмент вертикального,
но и горизонтального выравнивания доходов
соответствующих бюджетов, что позволит
уменьшить потребность в трансфертах
и других видах межбюджетной помощи.
2. Функции местных бюджетов
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение, имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.
Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
3. Доходная часть местных бюджетов
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
Собственные доходы –
налоговые и неналоговые
К собственным доходам
местных бюджетов относятся (ст. 52 ФЗ
«Об общих принципах
Муниципальным органам в период 1994 – 1996 гг. было предоставлено право вводить налоги и сборы, не предусмотренные российским законодательством. В 24 регионах были введены местные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. Среди вводимых налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкирия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий (Курская, Липецкая, Орловская области), налог за освещение фасадов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область) и др.
Сейчас ситуация с введением местных налогов и сборов существенно изменилась. В Налоговом кодексе дается перечень местных налогов и сборов:
Причем перечень местных налогов является закрытым и расширительному толкованию органами местного самоуправления не подлежит.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся (ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»):
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.
Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен (ст. 56 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Вопросы введения и использования данных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме.
На практике при составлении проектов бюджетов и их исполнении часто вообще не проводят различия между собственными и регулирующими доходами. Этому способствует то, что в бюджетной классификации доходов бюджетов не предусмотрена градация учета доходов по способам зачисления в бюджеты.
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся (ч. 3 ст. 9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»):
Информация о работе Местный бюджет: понятие и особенности формирования