Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа
Местные бюджеты играют важную роль в процессе социально-экономического развития России и регионов, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъектов РФ, изучение их функций и задач.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ.
1.1 Сущность консолидированного бюджета субъекта……………………..4
1.2 Доходы консолидированного бюджета субъекта………………………..8
1.3 Расходы консолидированного бюджета субъекта…………………...…11
Глава 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
2.1 Анализ доходов консолидированного бюджета ……………………….17
2.2 Анализ расходов консолидированного бюджета ………………………21
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………..…………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...…..……26
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:
1. Обеспечение функционирования
органов законодательной (
2. Обслуживание и погашение
государственного долга
3. Обеспечение реализации региональных целевых программ;
4. Формирование государственной собственности субъектов РФ;
5. Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
6. Содержание и развитие
предприятий, учреждений и
7. Оказание финансовой помощи местным бюджетам;
8. Обеспечение осуществления
отдельных государственных
9. Компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами
Органы государственной
власти субъекта РФ вправе устанавливать
и исполнять расходные
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
Распределение и закрепление
расходов между бюджетами разных
уровней бюджетной системы
Органы государственной
власти субъекта РФ не вправе устанавливать
и исполнять расходные
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Первые обеспечивают текущее функционирование региональных органов государственной власти и бюджетных учреждений регионального уровня, государственную поддержку отдельных отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми программами, финансовую помощь муниципальным образованиям, осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, расходы на обслуживание государственного долга субъектов, а также другие расходы, не включаемые в состав капитальных; вторые - инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами.
В бюджетах субъектов, как и в федеральном бюджете используется функциональная классификация, т.е. деление расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов.
Можно утверждать, что консолидированный бюджет субъекта по некоторым параметрам похож на федеральный, только с корректировкой на уровень субъектов. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Он состоит из доходной и расходной частей. Под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов субъектов РФ формируются налоговых доходов и неналоговых поступлений. Под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий. Они возникают в связи с принятием законов и нормативных актов данного субъекта
Глава 2. Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета на примере Забайкальского края.
2.1 Анализ доходов.
Таблица 1
Анализ доходов
Наименование показателя |
Консолидированный бюджет субъекта РФ по плану , руб. |
Консолидированный бюджет субъекта РФ по факту , руб. |
Абсолютное изменение, руб. |
Относительное изменение,% |
Доходы бюджета -ИТОГО |
46262973632,23 |
46358497667,34 |
95524035,11 |
100,21 |
в том числе: |
||||
Налоговые и неналоговые доходы |
28859099205,71 |
29130964236,02 |
271865030,31 |
100,94 |
Налоги на прибыль, доходы |
17160636796,62 |
17611934133,04 |
451297336,42 |
102,63 |
Налоги на товары(работы, услуги),реализуемые на территории РФ |
3402563647,00 |
3271149996,24 |
-131413650,76 |
96,14 |
Налоги на имущество |
2705920457,67 |
2595150744,10 |
-110769713,57 |
95,91 |
Государственная пошлина |
307255686,91 |
298880856,67 |
-8374830,24 |
97,27 |
Задолжность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1445145,13 |
2327409,23 |
882264,10 |
161,05 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
665040769,14 |
709643924,88 |
44603155,74 |
106,71 |
Платежи при использовании природными ресурсами |
298382304,63 |
314682887,61 |
16300582,98 |
105,46 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
1596728734,97 |
1518926027,02 |
-77802707,95 |
95,13 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
247804415,24 |
279363544,99 |
31559129,75 |
112,74 |
Административные платежи и сборы |
1047296,00 |
1122026,36 |
74730,36 |
107,14 |
Штрафы и санкции, возмещение ущерба |
121660893,77 |
154060640,66 |
32399746,89 |
126,63 |
Прочие неналоговые доходы |
469708925,49 |
459403329,52 |
-10305595,97 |
97,81 |
Безвозмездные поступления |
17403874426,52 |
17227533431,32 |
-176340995,20 |
98,99 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
17380958838,86 |
17368346092,27 |
-12612746,59 |
99,93 |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
326723750,82 |
162792245,22 |
-163931505,60 |
49,83 |
Прочие безвозмездные поступления |
5541941,21 |
5745198,20 |
203256,99 |
103,67 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий ,субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет |
37693,58 |
37693,58 |
0,00 |
100,00 |
Согласно данным 2011 года общий объем доходов консолидированного бюджета составил 46358497667,34 рублей, что является больше, чем планировалось на этот год. Объем дохода по сравнению с плановыми показателями увеличился на 95524035,11 ,что в процентном соотношении составляет 0,21 %.Что повлияло на рост общего объема доходов консолидированного бюджета в этом году? В первую очередь, хотелось бы отметить прирост такого показателя как «задолжность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам». Прирост составил 61,05 % .Прирост очень большой. Этот показатель очень благоприятно повлиял на доходы консолидированного бюджета. Так же возросли доходы показателей «налоговые и неналоговые доходы» на 0.94%, «налоги на прибыль, доходы» на 2,63%, «доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» возросли на 6.71%, «платежи при использовании природными ресурсами» - 5,46% , «доходы от продажи материальных и нематериальных активов» - 12,74%.Увеличились «административные платежи и сборы» на 7,14% , весьма значительно дали о себе знать различного рода «штрафы и санкции, возмещение ущерба» , которые увеличились на 26,63%.Так же увеличился показатель «прочие безвозмездные поступления» - 3,67%.
Наряду с положительной
В целом положительная
тенденция превысила
2.1 Анализ расходов.
Таблица 2
Анализ расходов консолидированного бюджета Забайкальского края за 2011 год
Наименование показателя |
Консолидированный бюджет субъекта РФ по плану , руб. |
Консолидированный бюджет субъекта РФ по факту ,руб. |
Абсолютное изменение, руб. |
Относительное изменение,% |
Расходы бюджета -ИТОГО |
51619533687,26 |
48942886277,53 |
-2676647409,73 |
94,81 |
в том числе: |
||||
Общегосударственные вопросы |
3780001235,93 |
3703994829,51 |
-76006406,42 |
97,99 |
Национальная оборона |
35370712,26 |
35269247,65 |
-101464,61 |
99,71 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2144416927,36 |
2079189818,54 |
-65227108,82 |
96,96 |
Национальная экономика |
5487368139,08 |
5119253844,09 |
-368114294,99 |
93,29 |
Жилищно-комунальное хозяйство |
3450473282,91 |
2668896598,49 |
-781576684,42 |
77,35 |
Охрана окружающей среды |
82019656,98 |
81735605,29 |
-284051,69 |
99,65 |
Образование |
15096731322,89 |
14899396384,79 |
-197334938,10 |
98,69 |
Социальная политика |
8970138977,08 |
8583423414,62 |
-386715562,46 |
95,69 |
Физическая культура и спорт |
550016201,70 |
469196719,21 |
-80819482,49 |
85,31 |
Для начала хотелось бы отметить то, что расходы бюджета оказались меньше, чем предполагалось. Это говорит о экономии средств. Расход консолидированного бюджета Забайкальского края составил 48942886277,53 ,что в процентном соотношении составляет 94,81%.
Больше всего расходы составили на жилищно-коммунальное хозяйство (22,65%),на физическую культуру и спорт (14.69%), на национальную экономику (6.71%).
В целом говоря о доходах и расходах бюджета Забайкальского то, нельзя не отметить что бюджет дефицитный. По плану дефицит составлял 5356560055,03 рублей, но по факту он составил 2584388610,19 рублей, что является большим плюсом для данного бюджета.
Глава 3. Проблемы и перспективы эффективного формирования консолидированного бюджета субъектов РФ.
В настоящее время консолидированный бюджет Российской Федерации в целом, а также субъектов федерации в частности, почти не имеют активных функций в финансовой политике и финансовом механизме, в виду того, что это скорее аналитическая, статистическая категория, но не реальный фонд денежных ресурсов, и не финансовый инструмент.
Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода — ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории.
Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь информационную базу для корректировки бюджетной политики соответствующего региона.
Так же существует проблема
несбалансированности
На мой взгляд, для повышения устойчивости всей системы бюджетного федерализма необходимо развивать функции консолидированного бюджета Российской Федерации и соответственно консолидированных бюджетов субъектов федерации.
Думаю, необходимо терминологически более четко разделить понятия «бюджет субъекта РФ» и «консолидированный бюджет субъекта РФ» с тем, чтобы первый термин не применялся в значении второго. В этой связи уместно однозначно называть бюджеты субъектов РФ территориальными или региональными, а сводные бюджеты - консолидированными бюджетами субъектов РФ.
Заключение
Консолидированный бюджет, пропорциональность его деления на федеральный и территориальный бюджеты будут играть все более важную роль в бюджетном прогнозировании и бюджетном процессе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, при регулировании бюджетных связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами. Роль и функции консолидированного бюджета и его пропорций целесообразно определить в законах о бюджетном процессе.