Консолидированный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:27, доклад

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Неблагоприятными являются характеристики всех основных индикаторов общехозяйственной конъюнктуры: продолжается падение промышленного производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, сверхвысокий уровень ставки банковского процента блокирует инвестиционную активность производителей.

Оглавление

Введение
1. Консолидированный бюджет РФ
2. Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ
3. Особенности бюджетного устройства
4. Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ

Файлы: 1 файл

фиансы2.docx

— 32.86 Кб (Скачать)

«Автономная некоммерческая организация высшего профессионального  образования Российский Университет  Кооперации»

 

 

 

 

 

 

Доклад

по финансам на тему:

Консолидированный бюджет РФ

 

Работу выполнила

студентка ЭК(МЭ)1-О/Б-МЫТ11

Лапутина Анна

Форма обучения: очная

Научный руководитель

Воскобойников Яков Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2013

 

Содержание

Введение

1. Консолидированный бюджет РФ

2. Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ

3. Особенности бюджетного устройства

4. Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы данной работы заключается в том, что экономическая ситуация в  стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Неблагоприятными являются характеристики всех основных индикаторов  общехозяйственной конъюнктуры: продолжается падение промышленного производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, сверхвысокий уровень ставки банковского процента блокирует инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных проявлений деградации производственной сферы российской экономики является положение аграрного сектора.

Таким образом, при  правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и  контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ

БЮДЖЕТ  КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Бюджет консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Бюджет консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее, бюджет консолидированный имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.

В российской бюджетной  практике существуют следующие понятия  бюджетов консолидированных: бюджет консолидированный Российской Федерации, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также государственные внебюджетные фонды; бюджет консолидированный субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, округа, автономного округа, области, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга), включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации; бюджет консолидированный города (республиканского, краевого, окружного, областного подчинения), включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;. бюджет консолидированный района, включающий районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных образований.

Структурные пропорции  консолидированных бюджетов (соотношения  между различными видами основных источников и направлений расходов) каждого  уровня бюджетной системы существенно  отличаются от пропорций консолидированных  бюджетов других уровней (например, если в доходах консолидированного бюджета  Российской Федерации главным источником доходов в условиях переходной экономики  был налог на добавленную стоимость, то в консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источником чаще всего был налог на прибыль). На региональном и местном уровнях существенные структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня. Главными причинами этого являются: закрепление за каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период пропорции распределения ставок между федеральным и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий уровень социально-экономического развития той или иной территории (данный фактор индивидуализирует бюджетные пропорции консолидированных бюджетов одного уровня); распределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в т. ч. законодательное установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др. Бюджетная система РФ включает в себя три уровня:

- федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

- бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

Консолидированным бюджетом субъекта РФ считается свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных  образований, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.

Консолидированным бюджетом РФ называют свод федерального бюджета и консолидированных  бюджетов субъектов РФ, а также  государственных территориальных  внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в  законодательном порядке, он используется для анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы РФ, т.е. является лишь источником информации.

Консолидированный бюджет России и субъектов федерации  публикуется в ежегодно издаваемых сборниках Госкомстата РФ: “Российский  статистический ежегодник” и “Регионы России”.

Консолидированный бюджет-2003 прогнозируется по доходам  в сумме 4287,6 млрд. руб. и по расходам 4185,8 млрд. руб. с профицитом 101,8 млрд. руб. Доля федерального бюджета в  консолидированном бюджете составит 56%. При этом в федеральный бюджет будет поступать 58,9% налоговых доходов. Пропорция распределения налоговых  доходов составит 57:43 в пользу Федерации - лучше, чем в 2002 г., когда соотношение  составляло 59:41.

В то же время расходы  ЖКХ финансируются из бюджетов территорий на 100% (по прогнозу 243,7 млрд. руб.), образование - около 80%, здравоохранение и физическая культура - более 85%.

Несмотря на рост доходов в регионах, начавшийся еще  с 1999 г., в ряде регионов продолжается политика неплатежей по своим обязательствам и наращивания долгов. Лишь в 63 регионах нет задержек с выплатой зарплаты. По решению Правительства РФ, на выплату зарплаты регионы должны выделять до 40% своих доходов.

Основным источником средств, которые были привлечены в 2002 г., являются бюджетные ссуды (22%), что свидетельствует о существенной зависимости регионов от федерального центра. На долю коммерческих кредитов и эмиссии ценных бумаг приходится всего по 8-9%, что говорит об ограниченности возможностей регионов привлекать денежные ресурсы на общих основаниях с  финансовых рынков. Доверие участников рынка к региональным органам  власти еще не восстановилось после  августовского кризиса 1998 г.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его  территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон  о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено, что в бюджеты  субъектов РФ в 1998 году зачисляются  поступления от следующих федеральных  налогов: налога на прибыль (доход) предприятий  и организаций - по установленным  ставкам в соответствии с действующим  законодательством (реально - 22 %); НДС  на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную  стоимость на драгоценные металлы  и драгоценные камни, отпускаемые  из Государственного фонда драгоценных  металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов; акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов; акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов; лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством; подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов; платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством; платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов; лесного налога - в размере 100 процентов доходов; платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов; налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов; прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством. Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако, существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Например, в Алтайском крае основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс, являлся Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алтайском крае» от 27.11.95 № 23-3С, а в настоящее время - Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансировании в Алтайском крае» от 13.01.99 №1-3С. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

Тем регионам, в которых  среднедушевой доход по бюджету  за предыдущий год ниже, чем в  целом по России, и у которых  собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных  налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется  статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время  большинству регионов РФ (в том  числе и Алтайскому краю) осуществляется помощь из федерального бюджета путем  перечисления трансфертов, выделения  бюджетных ассигнований (подробнее  об этом - в разделе 2.5 настоящей работы).

2. Особенности бюджетного устройства

Конкретное представление  об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2003 год.

Федеральный бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 2345641,4 млн. рублей и по доходам  в сумме 2417791,8 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 13050,0 млрд. рублей и уровня инфляции 10-12% (декабрь 2003 к декабрю 2002).

Налоги и сборы  являются основными источниками  формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Данные свидетельствуют, что 92,21 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы.

Неналоговые доходы составляют только 7,10% от всех доходов  бюджета.

Также в доходы федерального бюджета включаются средства следующих  целевых федеральных бюджетных  фондов: Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда  развития таможенной системы, Федерального фонда Государственной налоговой  службы и Федеральной службы налоговой  полиции Российской Федерации и  т.п. Эти доходы составляют 0,69%.

62,30 % налоговых доходов  бюджета составляет налог на  добавленную стоимость. Налоговые  доходы - это обязательные, безвозмездные,  безвозвратные платежи в пользу  бюджета. Необходимо отметить, что  ряд федеральных налогов являются  регулирующими, т.е. часть из  них направляются в бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты.  Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет. Из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год). Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи.

Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место  занимают затраты на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы - 30,37%. На втором месте расходы на национальную оборону - 14,64%. И на третьем  месте расходы по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета, - 11,79% всех расходов.

Федеральный бюджет на 2004 год был утвержден по расходам в сумме 2659447,0 млн. рублей и по доходам  в сумме 2742850,4 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 15300 млрд. рублей и уровня инфляции 10% (декабрь 2004 к декабрю 2003).

По сравнению  с прошлым годом доходы увеличились  на 325058,6 млн. рублей (а это на 13,4%), а расходы увеличились на 313805,6 млн. рублей (т.е. на 13,4%). Объем ВВП  увеличился на 2250 млрд. рублей (т.е. на 17,2%).

Данные свидетельствуют, что 91,50% всех доходов бюджета составляют налоговые доходы.

Неналоговые доходы составляют только 7,99% от всех доходов  бюджета.

Доходы целевых  бюджетных фондов составляют 0,51%.

При сравнении с  предыдущим годом видим, что налоговые  доходы на 0,71% уменьшились. Неналоговые  доходы увеличились на 0,89%. Доходы целевых  бюджетных фондов увеличились на 0,18%. 52,54 % налоговых доходов бюджета  составляет налог на добавленную  стоимость.

Сравнив данные с  прошлым годом, видим, что налог  на добавленную стоимость уменьшился на 9,76%.

Налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции увеличились на 7,96%.

Платежи за пользование  природными ресурсами увеличился на 3,81%.

Налоги на прибыль  организаций уменьшились на 2.44%.

Прочие налоги, пошлины  и сборы уменьшились на 0,03%.

Налог на операции с  ценными бумагами не изменился.

Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место  занимают затраты на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы - 30,61%. На втором месте расходы на национальную оборону - 15,47%. И на третьем  месте расходы на правоохранительную деятельность - 11,68%. А расходы по обслуживанию государственного долга  теперь находятся на 4 месте и  составляют 10,81% всех расходов.

По сравнению  с прошлым годом расходы на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы увеличились  на 0,24%. Расходы на национальную оборону  увеличились на 0,83%. Расходы по обслуживанию государственного долга уменьшились  на 0,98%.

Федеральный бюджет на 2005 год был утвержден по расходам в сумме 3047929,3 млн. рублей и по доходам  в сумме 3326041,1 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 18720 млрд. рублей и уровня инфляции 7,5-8,5% (декабрь 2005 к декабрю 2004).

По сравнению  с прошлым годом доходы увеличились  на 583190,7 млн. рублей (это - 21,3%), а расходы  увеличились на 388482,3 млн. рублей (это - 15%). Объем ВВП увеличился на 3420 млрд. рублей (это - 22,4%).

Информация о работе Консолидированный бюджет РФ