Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:27, доклад
Актуальность темы данной работы заключается в том, что экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Неблагоприятными являются характеристики всех основных индикаторов общехозяйственной конъюнктуры: продолжается падение промышленного производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, сверхвысокий уровень ставки банковского процента блокирует инвестиционную активность производителей.
Введение
1. Консолидированный бюджет РФ
2. Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ
3. Особенности бюджетного устройства
4. Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ
«Автономная некоммерческая
организация высшего
Доклад
по финансам на тему:
Консолидированный бюджет РФ
Работу выполнила
студентка ЭК(МЭ)1-О/Б-МЫТ11
Лапутина Анна
Форма обучения: очная
Научный руководитель
Воскобойников Яков Михайлович
г. Москва
2013
Содержание
Введение
1. Консолидированный бюджет РФ
2. Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ
3. Особенности бюджетного устройства
4. Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ
Введение
Актуальность темы
данной работы заключается в том,
что экономическая ситуация в
стране, несмотря на некоторое снижение
темпов инфляции, продолжает оставаться
крайне сложной. Неблагоприятными являются
характеристики всех основных индикаторов
общехозяйственной конъюнктуры: продолжается
падение промышленного
Таким образом, при
правильном подходе бюджет объективно
может быть не просто средством государственного
экономического регулирования, он может
реально влиять на рост экономики
и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление
и совершенствование
1. Понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ
БЮДЖЕТ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Бюджет консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Бюджет консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее, бюджет консолидированный имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.
В российской бюджетной практике существуют следующие понятия бюджетов консолидированных: бюджет консолидированный Российской Федерации, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также государственные внебюджетные фонды; бюджет консолидированный субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, округа, автономного округа, области, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга), включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации; бюджет консолидированный города (республиканского, краевого, окружного, областного подчинения), включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;. бюджет консолидированный района, включающий районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных образований.
Структурные пропорции
консолидированных бюджетов (соотношения
между различными видами основных источников
и направлений расходов) каждого
уровня бюджетной системы существенно
отличаются от пропорций консолидированных
бюджетов других уровней (например, если
в доходах консолидированного бюджета
Российской Федерации главным источником
доходов в условиях переходной экономики
был налог на добавленную стоимость,
то в консолидированных бюджетах
субъектов Федерации таким
- федеральный бюджет
и бюджеты государственных
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
Консолидированным бюджетом субъекта РФ считается свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.
Консолидированным
бюджетом РФ называют свод федерального
бюджета и консолидированных
бюджетов субъектов РФ, а также
государственных
Консолидированный
бюджет не подлежит утверждению в
законодательном порядке, он используется
для анализа состояния и
Консолидированный бюджет России и субъектов федерации публикуется в ежегодно издаваемых сборниках Госкомстата РФ: “Российский статистический ежегодник” и “Регионы России”.
Консолидированный
бюджет-2003 прогнозируется по доходам
в сумме 4287,6 млрд. руб. и по расходам
4185,8 млрд. руб. с профицитом 101,8 млрд.
руб. Доля федерального бюджета в
консолидированном бюджете
В то же время расходы ЖКХ финансируются из бюджетов территорий на 100% (по прогнозу 243,7 млрд. руб.), образование - около 80%, здравоохранение и физическая культура - более 85%.
Несмотря на рост доходов в регионах, начавшийся еще с 1999 г., в ряде регионов продолжается политика неплатежей по своим обязательствам и наращивания долгов. Лишь в 63 регионах нет задержек с выплатой зарплаты. По решению Правительства РФ, на выплату зарплаты регионы должны выделять до 40% своих доходов.
Основным источником
средств, которые были привлечены в
2002 г., являются бюджетные ссуды (22%),
что свидетельствует о
Бюджеты субъектов
Российской Федерации входят во второй
уровень бюджетной системы
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов: налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %); НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов; акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов; акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов; лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством; подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов; платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством; платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов; лесного налога - в размере 100 процентов доходов; платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов; налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов; прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством. Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако, существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Например, в Алтайском крае основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс, являлся Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алтайском крае» от 27.11.95 № 23-3С, а в настоящее время - Закон Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансировании в Алтайском крае» от 13.01.99 №1-3С. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.
Тем регионам, в которых
среднедушевой доход по бюджету
за предыдущий год ниже, чем в
целом по России, и у которых
собственных доходов и средств,
полученных из федерального бюджета, недостаточно
для финансирования текущих расходов,
предоставляется помощь из Федерального
фонда поддержки субъектов
2. Особенности бюджетного устройства
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2003 год.
Федеральный бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 2345641,4 млн. рублей и по доходам в сумме 2417791,8 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 13050,0 млрд. рублей и уровня инфляции 10-12% (декабрь 2003 к декабрю 2002).
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Данные свидетельствуют, что 92,21 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы.
Неналоговые доходы составляют только 7,10% от всех доходов бюджета.
Также в доходы федерального
бюджета включаются средства следующих
целевых федеральных бюджетных
фондов: Федерального дорожного фонда,
Федерального экологического фонда, Государственного
фонда борьбы с преступностью, Фонда
развития таможенной системы, Федерального
фонда Государственной
62,30 % налоговых доходов
бюджета составляет налог на
добавленную стоимость.
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы - 30,37%. На втором месте расходы на национальную оборону - 14,64%. И на третьем месте расходы по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании государственного кредита для покрытия дефицита бюджета, - 11,79% всех расходов.
Федеральный бюджет на 2004 год был утвержден по расходам в сумме 2659447,0 млн. рублей и по доходам в сумме 2742850,4 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 15300 млрд. рублей и уровня инфляции 10% (декабрь 2004 к декабрю 2003).
По сравнению с прошлым годом доходы увеличились на 325058,6 млн. рублей (а это на 13,4%), а расходы увеличились на 313805,6 млн. рублей (т.е. на 13,4%). Объем ВВП увеличился на 2250 млрд. рублей (т.е. на 17,2%).
Данные свидетельствуют, что 91,50% всех доходов бюджета составляют налоговые доходы.
Неналоговые доходы составляют только 7,99% от всех доходов бюджета.
Доходы целевых бюджетных фондов составляют 0,51%.
При сравнении с предыдущим годом видим, что налоговые доходы на 0,71% уменьшились. Неналоговые доходы увеличились на 0,89%. Доходы целевых бюджетных фондов увеличились на 0,18%. 52,54 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость.
Сравнив данные с
прошлым годом, видим, что налог
на добавленную стоимость
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции увеличились на 7,96%.
Платежи за пользование природными ресурсами увеличился на 3,81%.
Налоги на прибыль организаций уменьшились на 2.44%.
Прочие налоги, пошлины и сборы уменьшились на 0,03%.
Налог на операции с ценными бумагами не изменился.
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы - 30,61%. На втором месте расходы на национальную оборону - 15,47%. И на третьем месте расходы на правоохранительную деятельность - 11,68%. А расходы по обслуживанию государственного долга теперь находятся на 4 месте и составляют 10,81% всех расходов.
По сравнению с прошлым годом расходы на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы увеличились на 0,24%. Расходы на национальную оборону увеличились на 0,83%. Расходы по обслуживанию государственного долга уменьшились на 0,98%.
Федеральный бюджет на 2005 год был утвержден по расходам в сумме 3047929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3326041,1 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 18720 млрд. рублей и уровня инфляции 7,5-8,5% (декабрь 2005 к декабрю 2004).
По сравнению с прошлым годом доходы увеличились на 583190,7 млн. рублей (это - 21,3%), а расходы увеличились на 388482,3 млн. рублей (это - 15%). Объем ВВП увеличился на 3420 млрд. рублей (это - 22,4%).