ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА
РФ.
1.1 Сущность консолидированного
бюджета субъекта……………………..4
1.2 Доходы консолидированного
бюджета субъекта………………………..8
1.3 Расходы консолидированного
бюджета субъекта…………………...…11
Глава 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
2.1 Анализ доходов консолидированного
бюджета ……………………….17
2.2 Анализ расходов консолидированного
бюджета ………………………21
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО
БЮДЖЕТА СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………..…………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...…..……26
Введение
Финансы субъектов Российской
Федерации представляют собой совокупность
денежных отношений, возникающих по поводу
формирования, распределения и использования
региональных фондов финансовых ресурсов
для решения социально-экономических
задач субъектов Федерации.
Эти отношения складываются
между органами государственной
власти субъектов Федерации и
населением, живущим на территории
данного субъекта Федерации, а также
хозяйствующими субъектами.
В последние
годы субъекты Федерации получили определенные
права в области налогообложения и распоряжения
региональной собственностью. В результате
укрепилась зависимость доходной базы
регионального бюджета от эффективности
управления процессом формирования собственной
финансовой базы. Существующие доходные
источники нельзя признать исчерпывающими,
и это является причиной несбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отсюда упорядочение финансового обеспечения
полномочий субъектов РФ является важнейшим
условием укрепления российской государственности
на основе принципов финансовой самостоятельности
и федерализации.
Местные бюджеты играют важную роль в
процессе социально-экономического развития
России и регионов, обеспечивая финансирование
основной сети дошкольных учреждений,
школ, медицинских и социальных учреждений.
Цель работы: исследование
сущности и особенностей консолидированного
бюджета субъектов РФ, изучение их функций
и задач.
Глава 1.Теоретические основы
консолидированного бюджета субъекта
РФ.
1.1 Сущность и структура консолидированного
бюджета субъекта.
Говоря
о сущности консолидированного бюджета
субъекта, нужно в первую очередь обратиться
к определению этого понятия. В соответствии
со ст.6 БК РФ консолидированный бюджет
– это свод бюджетов бюджетной системы
РФ на соответствующей территории (за
исключением бюджетов государственных
внебюджетных фондов) без учета межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами.1 По данному определению нельзя
не заметить два существенных признака
этого бюджета:
- консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, то есть бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования;
- свод бюджетов определенной территории используется как финансовый инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности, то есть не является самостоятельной категорией экономической науки.
Согласно статье 14 Бюджетного кодекса
Российской Федерации «консолидированный
бюджет субъекта Федерации –
это бюджет субъекта Российской
Федерации и свод бюджетов
муниципальных образований, входящих
в состав субъекта Российской
Федерации (без учёта межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами)»2
Консолидированные бюджеты Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации не рассматриваются и
не утверждаются законодательными (представительными)
органами власти всех уровней. Эти бюджеты
являются в первую очередь статистическим
сводом бюджетных показателей, характеризующим
агрегированные данные по доходам и
расходам, источникам поступления средств
и направлениям их использования
по территории в целом Российской
Федерации и отдельных субъектов
Российской Федерации.
Для чего нужен консолидированный
бюджет субъекта?:
- Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.
- Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.
- Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.
- Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.
Разработка экономико-математических
моделей прогнозирования бюджетов
также основана на данных консолидированных
бюджетов. Для расчета финансовых
ресурсов на перспективу исследуются
корреляционные связи между объемами
доходов консолидированных бюджетов и
такими переменными, как ВВП, национальный
доход, объем валовой продукции промышленности,
сельского хозяйства.
- Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.
1.2 Доходы консолидированного
бюджета субъекта.
В соответствии с 6 статьей
БК РФ, доходы бюджета – это поступающие
в бюджет денежные средства, за исключением
средств, являющихся в соответствии
с настоящим Кодексом источниками
финансирования дефицита бюджета.3
Доходы консолидированного
бюджета субъектов РФ состоят:
- консолидированного бюджета муниципальных образований РФ
- бюджета городского округа
- консолидированного бюджета муниципального района
- бюджета муниципального района
- бюджета поселений
В свою очередь доходы этих бюджетов
подразделяются на:
- налоговые доходы
- неналоговые доходы
Налоговые доходы бюджета субъекта
РФ .Зачисляются:
- налоги на имущество- 100%
- налог на игорный бизнес -100%
- транспортный налог - 100%
- налог на прибыль организаций – 100%
- налог на доходы физических лиц – 80 %
- акцизы на спиртосодержащую продукцию – 50%
- налог на добычу полезных ископаемых – 100 %
- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов -80 %
- сбор за пользование объектами животного мира – 100%
- единый с/х налог – 30%
- государственные пошлины – 100 %
Налоговые доходы бюджета
городского округа:
- земельный налог – 100%
- налог на имущество физических лиц- 100%
- налоги на доходы физических лиц – 20%
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 100%
- единый с/х налог – 70%
- государственная пошлина – 100%
Налоговые доходы бюджета
муниципального района:
- земельный налог, взымаемый с межселенных территорий – 100%
- налог на имущество физических лиц, взымаемый на межселенных территориях – 100%
- налог на доходы физических лиц – 10%
- налог на доходы физических лиц, взымаемый на межселенных территориях – 20 %
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 100%
- единый с/х налог – 35 %
- единый с/х налог, взимаемый на межселенных территориях – 70 %
- государственная пошлина – 100%
Налоговые доходы бюджетов
поселений :
- земельный налог – 100 %
- налог на имущество физических лиц – 100%
- налог на доходы физических лиц- 10%
- единый с/х налог – 35 %
- государственная пошлина 100%
Неналоговые доходы этих бюджетов:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ – 100%
- доходы от продажи имущества государственной собственности субъекта – 100%
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ
- прибыль унитарных предприятий, созданных субъектами РФ
- плата за негативное воздействие на окружающую среду – 40 %
- плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер купли-продажи лесных насаждений ,а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд- 100 %
- декларационного платежа- 100%
- доходы от продажи земельных участков ,государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов- 20%
- плата за пользование объектами, находящихся в собственности субъектов РФ – 100%
- плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке – 100 %
1.3 Расходы консолидированного
бюджета субъекта.
В процессе исполнения бюджета
любого уровня происходит расходование
бюджетных средств на решение
определенных вопросов. Расходование
бюджетных средств отражает экономическую
политику субъекта, характеризует эффективность
функционирования, как государства,
так и субъекта.
Под расходами следует
понимать выплачиваемые из бюджета
денежные средства, за исключением
средств, являющихся в соответствии
с Бюджетным Кодексом источниками
финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета субъекта
РФ формируются таким образом, чтобы
обеспечить субъектам выполнение закрепленных
за ними полномочий (с учетом установленных
нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности и нормативов затрат
на оказание государственных услуг
регионального уровня).
Расходные обязательства
субъекта РФ возникают в результате:
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта, а также заключения им (от его имени) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения данных субъектов;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения им (от имени субъекта) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;
- заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов при осуществлении органами государственной власти данных субъектов переданных им полномочий РФ.
В соответствии с задачами
и функциями органов власти субъекта РФ
основные средства бюджетных доходов
используются по следующим направлениям
на выполнение мероприятий:
- обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
- обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта РФ;
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- содержание и развитие учреждений и объектов, находящихся в ведение органов власти субъекта РФ;
- формирование государственной собственности;
- обеспечение СМИ, выборов;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам и т.д.