Бюджеты субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 03:27, реферат

Краткое описание

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень
бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований,
находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет
субъекта РФ.

Файлы: 1 файл

Бюджеты субъектов РФ.docx

— 35.62 Кб (Скачать)

Бюджеты субъектов РФ

    Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень  
бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это  
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для  
обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.  
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований,  
находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет  
субъекта РФ.

    Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит  
перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей  
субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»  
установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются  
поступления от следующих федеральных налогов:

  • налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным  
    ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);
  • НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые,  
    оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную  
    стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из  
    Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, -  
    в размере 25 процентов доходов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные  
    изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории  
    РФ, - в размере 50 процентов доходов;
  • акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за  
    исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на  
    услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и  
    легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
  • лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим  
    законодательством;
  • подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
  • налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,  
    выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
  • платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам,  
    установленным действующим законодательством;
  • платы за пользование объектами животного мира и водными  
    биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;
  • лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
  • платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;
  • налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих  
    зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

    Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской  
Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета,  
однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым  
регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации  
имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

    Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за  
предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных  
доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для  
финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального  
фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор  
федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского  
уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов  
регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося  
в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется  
помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов,  
выделения бюджетных ассигнований.
 

Экономический анализ доходов бюджета

    Главная задача любого уровня власти – мобилизация  доходов для проведения сбалансированной социально-экономической политики. Бюджетно-налоговая политика республиканских  и, в особенности, местных органов  власти в данном направлении существенно  ограничена. Во-первых, федеральное  законодательство сужает сферу доходных полномочий региональных и местных  властей в пользу Федерации, значит, в регионах сокращаются возможности  по проведению активной налоговой политики. Второй аспект – институциональный: основополагающие институты, прежде всего  Министерство по налогам и сборам РФ, контролирующее налоговые потоки, которые являются главным источником мобилизации доходов бюджета  любого уровня, находятся в федеральном  подчинении. Третья причина сопряжена  с проводимой в стране муниципальной  реформой, которая на начальном этапе  функционирования органов муниципальной  системы управления будет характеризоваться  низким качеством управления бюджетными ресурсами. Механизм анализа бюджетных  показателей, в особенности на местном  уровне, недостаточно эффективен. Чтобы  исправить существующее положение, целесообразны следующие меры:

  • Закрепить в региональных законодательных актах «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в субъекте Российской Федерации» положения об обязательном проведении анализа бюджетных показателей на всех стадиях бюджетного процесса; документ должен устанавливать его сроки , форму предоставления данных, ответственных исполнителей.
  • Повысить эффективность взаимодействия региональных (местных) органов власти с территориальными (муниципальными) подразделениями федеральных структур в рамках информационного обмена и сотрудничества. Чтобы оперативно контролировать полноту и своевременность поступлений налоговых и неналоговых платежей во все уровни бюджетной системы РФ, нужно упорядочить взаимодействие между территориальными органами по сбору налогов, региональными и местными финансовыми органами.
  • Обеспечить аналитичность и сопоставимость информации можно вводом обязательных форм налоговой отчетности (формы №5-НБН; №1-НМ; №4-НМ; №3-НЛК) по трем уровням бюджетной системы РФ. При этом их следует расширить и привести в соответствие с перечнем кодов бюджетной классификации РФ налоговых платежей и других доходов в формах налоговой отчетности №1-НМ и №4-НМ.
  • Ввести в практику показатели, характеризующие уровень самостоятельности (индекс налоговой автономии) и степень устойчивости (уровень диверсификации и гибкость доходов, уязвимость налоговых доходов) региональных и местных бюджетов.
  • Изучать и учитывать степень влияния социально-экономических процессов в регионе, муниципальных образованиях на бюджетные показатели, а также обратную взаимосвязь, т.е. зависимость социально-экономического развития региона от изменений в бюджетной политике: стратегии формирования доходов и расходования средств, приоритетов межбюджетных отношений в рамках субъекта Федерации и т.д.

    Если  проводить анализ на всех стадиях  бюджетного процесса (в отличие от действующей системы оценки уровня управления, когда сопоставляются показатели доходов, расходов бюджета по закону субъекта РФ «О бюджете на очередной  финансовый год» и закону о его  исполнении), можно оперативно влиять на параметры бюджета, решать основную задачу изыскания резервов роста  доходов.

    Баланс  финансовых ресурсов должен представлять собой индикативный план-прогноз  каждого уровня управления и способствовать установлению рациональных пропорций  развития социальной и экономической  сфер на прогнозируемый период, сокращению дифференциации социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Такой баланс будет служить основой при разработке проекта бюджета, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.

    Обобщение исследований отечественных экономистов  по тематике бюджетного планирования позволяет сделать вывод, что  использование баланса финансовых ресурсов в качестве основы для составления  проекта бюджета предполагает:

  1. Единую методологию его составления;
  2. Информационную обеспеченность прогнозных расчетов с целью повышения степени их достоверности, которая достигается за счет координации взаимодействий государственных ведомств (Минфина, Минэкономразвития и Госкомстата РФ);
  3. Закрепленность за всеми уровнями управления единой формы баланса финансовых ресурсов, ее относительное постоянство во времени, для обеспечения преемственности и сопоставимости данных прогнозных расчетов;
  4. Исключение амортизации как источника финансирования инвестиций в основной капитал, поскольку в современных условиях значительная часть ее направляется на пополнение оборотных средств.

    Разработка  единой методологии составления  и формы баланса финансовых ресурсов является прерогативой Министерства финансов РФ. Финансовые органы субъектов Федерации  могут лишь осуществлять дальнейшую детализацию источников финансовых ресурсов соответствующей территории и направлений их использования  с учетом региональной специфики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Региональные  бюджеты                             

     Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они

предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на

государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных  условиях все в большей степени  региональные органы власти

призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие

производственной  и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и

социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие  наблюдается регионализация экономических и

социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов

переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным. Поэтому

роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно  проводит экономическую

политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для

увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности,

сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей

среды. При этом круг финансируемых мероприятий  расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней

экономического  и социального развития территорий, которые в результате

исторических, географических, военных и других условий отстали в своем

экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления

такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые

из региональных бюджетов.

В соответствии с  Бюджетным кодексом РФ доходы региональных

бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

     Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

•  налог на имущество предприятий;

•    налог  на недвижимость;

•   дорожный налог;

•    транспортный налог;

•    налог  с продаж;

•    налог  на игорный бизнес;

•    региональные лицензионные сборы.

К собственным  доходам относятся также доходы от использования имущества,

находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг,

оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов

государственной власти субъектов РФ.

     Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов,

распределенных  к зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации по

нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на

очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов,

полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления  использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение  функционирования органов законодательной (представительной) и

исполнительной  власти субъектов Российской Федерации;

•  обслуживание и погашение государственного долга  субъектов Российской

Федерации;

• проведение выборов  и референдумов субъектов Российской Федерации;

•    обеспечение  реализации региональных целевых программ;

•  формирование государственной собственности  субъектов Российской Федерации;

• осуществление  международных и внешнеэкономических  связей субъектов

Российской Федерации;

содержание и  развитие предприятий, учреждений и  организаций, находящихся в

ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение  деятельности средств массовой информации субъектов Российской

Федерации;

•    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий,

передаваемых на муниципальный уровень;

• компенсация  дополнительных расходов, возникших  в результате решений,

принятых органами государственной власти субъектов  Российской Федерации,

Информация о работе Бюджеты субъектов РФ