Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.

Оглавление

Введение... 3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы
государственного финансового контроля... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 6
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля. 9
1.4 Формы государственного финансового контроля. 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля. 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации.... 16
2.1 Система государственного финансового контроля. 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 18
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. 24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля... 33
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля. 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации. 36
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации 41
Заключение... 48
Список использованной литературы..... 50

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение

ликвидности может  привести к ужесточению условий  кредитования, требованию

досрочного возврата ссуды.

     Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля,

представляющий  собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной

деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью

определенных приемов  фактического и документального  контроля. Ревизия

проводится для  установления целесообразности, обоснованности, экономической

эффективности совершенных  хозяйственных операций, проверки  соблюдения

финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности –

для выявления  нарушений и недостатков в  деятельности ревизуемого объекта.

[13, с. 4]

Комплексная ревизия  охватывает все стороны хозяйственной  и финансовой

деятельности объекта  контроля, а ее содержательная часть  соответствует

подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной  чертой комплексной

ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство —

предприятие (выборочно). Результатом ее  являются не только выводы, но и

предложения по улучшению  не только финансово-хозяйственной, но и

производственной  деятельности объекта контроля.

    

1.4 Формы государственного финансового контроля

 

По времени проведения различают предварительный, текущий  и последующий контроль.

     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых

операций и имеет  важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он

предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения

неэкономного и  неэффективного расходования средств. Примером такого контроля

является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых

планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей

развития экономики  страны. Предшествуя совершению хозяйственных  и финансовых

операций, предварительный  контроль носит предупреждающий  характер. Он важен,

когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой

деятельности экономических  субъектов. Это способствует предупреждению многих

ошибок в будущем. [25, с. 40]

     Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент

совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д.

Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании

средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности

осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов,

оперативного и  бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения,

текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные

ситуации, предупреждать  потери и убытки, например, в результате  неправильного

начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не

носит репрессивного  характера. [25, с. 41]

     Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии

отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки

результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности

осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых

издержек с прогнозируемыми  и т. д. Последующий контроль, отличающийся

углубленным изучением  хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за

истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего

контроля.

    

1.5 Принципы государственного  финансового контроля

 

Поскольку финансовый контроль является одной из функций  управления, то ему

присущи общие  принципы управления, на которых базируется процесс

государственного  управления и управления конкретным предприятием и

организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов

применительно к  функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

     Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления

и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою

работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных

мероприятий.

     Принцип системности  означает, что при проведении контрольных мероприятий

должны рассматриваться  все стороны объекта контроля и вся система его

взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры  управления.

     Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая

система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей

системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю

в сроки, установленные  исходя из условий, характера и свойств их деятельности.

Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий,

принятие мер  по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от

регламентированных  значений (условий).

     Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации,

предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные)

действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов  общества и

граждан. Органы финансового  контроля, их должностные лица при  исполнении своих

обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации  и российские

законы. [13, с. 6]

     Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное

объяснение результатов  контроля на основе сопоставления содержания проверенных

фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями

руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия

должностных лиц  при ее выполнении.

     Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового,

материального или  морального воздействия на субъект  контроля.

     Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в

интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья

деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых

случаях  - до средств  массовой информации. Гласность результатов  контроля и

принятых по ним  решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных

факторов и обеспечение  успешного выполнения возложенных  на них обязанностей,

воспитывает их в  духе соблюдения действующих законов  и положений.

     Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в

своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и

виновников, а также  оперативности в исправлении допущенных отрицательных

результатов и  обеспечении возмещения нанесенного  материального ущерба.

    

Глава 2. Система государственного финансового

контроля  в Российской Федерации

 

2.1

Система государственного финансового  контроля

 

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой

политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех

государствах в  зависимости от специфики их устройства сложились свои системы

финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-

ревизионных сетей  в зарубежных странах так или  иначе базируется на общих

принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например,

осуществление любой  крупной программы обязательно  включает в себя подсистемы

контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех

демократических странах принято считать орган  контроля по линии

законодательной власти. Как правило, во всех странах  существуют специальные

институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в

России — это  Счетная палата РФ, в США —  Главное бюджетно-контрольное

управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное

управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд

счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции,

Венгрии — Счетные  палаты при бундестаге и парламенте.

Кроме институтов парламентского контроля в большинстве  стран действует также

система контроля по линии исполнительной власти или  так называемый

правительственный контроль, а также органы финансового  контроля при главе

государства (президентский  контроль). В США — это система  инспекторских служб

в федеральных  министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное

управление при  Президенте, Президентский совет честности и эффективности в

правительстве и  иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган

правительственного  финансового контроля — Комитет  общественных счетов при

Правительстве; в  Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде —

Офис Генерального контролера и т. д.

В наиболее концентрированном  виде подходы к организации финансового  контроля в

промышленно развитых странах сформулированы в Лимской  декларации о руководящих

принципах финансового  контроля, принятой на IX Конгрессе международной

организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г.

Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что  независимые органы

государственного  бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом

демократического  общества, обязательным элементом управления общественными

финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации  и деятельности

государственных органов финансового контроля различных  стран в современных

условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики

финансово-экономической  организации хозяйственной деятельности и практики

контрольной работы. [25, с. 8]

Информация о работе Государственный финансовый контроль