Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа
Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7
Сущности финансового контроля его значения…………………...7
Развитие финансового контроля в России………………………....8
Органы финансового контроля их задачи и функции……………12
2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23
2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23
2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26
2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля
в России………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………...45
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7
2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23
2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23
2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26
2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля
в России………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Введение
Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Государственный финансовый контроль используется всеми странами (даже с самой развитой рыночной экономикой) в той мере, в какой это диктуется их политическими и экономическими задачами. Мало того, в условиях рыночной экономики финансовые аспекты деятельности государства не только не упрощаются, а наоборот усложняются. В том числе и в связи с активным привлечением к удовлетворению общественных нужд коммерческих структур, использованием так называемых уполномоченных коммерческих банков и инфраструктуры других финансово-кредитных учреждений для обслуживания государственных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Ведь рыночные отношения не отменяют необходимости принятия мер по устранению недостатков и предупреждению финансовых нарушений. Для чего необходимо систематически проводить ревизии или проверки финансовой деятельности органов государственной власти, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, которые используют государственную собственность, расходуют бюджетные средства, пользуются налоговыми льготами или уплачивают налоги в государственный бюджет. Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.
Финансовый контроль осуществляется
в установленном правовыми
Именно этим и объясняется актуальность данной работы. Цель работы – рассмотреть систему государственного финансового контроля на примере Германии, Испании и Франции. Выявить, как финансовый контроль в зарубежных странах применяется в России.
1 Теоретические основы государственного финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль включает в
себя: контроль за исполнением федерального
бюджета; бюджетов субъектов Российской
Федерации; бюджетов внебюджетных фондов;
контроль за состоянием внешнего и внутреннего
долга; государственных резервов.
Объект
финансового контроля не ограничивается
проверкой только денежных средств. В
конечном итоге он означает контроль за
использованием материальных, трудовых,
природных и других ресурсов страны, поскольку
в современных условиях процесс производства
и распределения опосредствуется денежными
отношениями.
Конкретные формы и методы финансового
контроля позволяют обеспечить интересы
и права как государства и
его учреждений, так и всех других
экономических субъектов; финансовые
нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный
финансовый контроль предназначен для
реализации финансовой политики государства,
создания условий для финансовой стабилизации.
Это, прежде всего разработка, утверждение
и исполнение бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов, а также контроль
за финансовой деятельностью государственных
предприятий и учреждений, государственных
банков и корпораций. Финансовый контроль
со стороны государства, негосударственной
сферы экономики затрагивает лишь сферу
выполнения денежных обязательств перед
государством, включая налоги и другие
платежи, соблюдение законности и целесообразности
при расходовании выделенных или бюджетных
субсидий и кредитов, а также соблюдение
установленных правительством правил
организации денежных расчетов, ведения
учета и отчетности.
Финансовый контроль
за деятельностью предприятий включает
также контроль со стороны кредитных учреждений,
акционеров и внутренний контроль.
История финансового контроля
России берет свое начало в первом
своде законов - Русской Правде (11век).
Именно в этом документе в ст.
35,36.37 закреплялось право высшего
должностного лица - князя на денежный
контроль. В целом нормы Русской
Правды были направлены на обеспечение
справедливого по тем временам баланса
между общинами и государством. Созданный
Владимиром Мономахом Устав (12 век)
дополнил Русскую Правду и придал
финансовому контролю более строгий
и упорядоченный характер. В новгородской
республике в период удельной раздробленности
(12-14век) контроль над управлением
финансами государства
В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая система.
При становлении династии
Романовых взаимоотношения
В связи с учреждением
10 марта 1656г. Приказа Счета Большой
казны (Счетного Приказа), положившего
начало государственному финансовому
контролю в России, В.В. Путиным было
подписано распоряжение о принятии
предложения Правительства
Реформы Петра 1 изменили организацию
государственного финансового контроля.
Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат
обязанности контроля. Если Ближняя
канцелярия сверяла счета и итоги,
наблюдая за законностью расходования
средств, то Сенату принадлежала высшая
ревизия полезности, своевременности
и хозяйственности
В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.
Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.
Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.
Началом преобразований явилось
наведение должного порядка в
системе государственной
В 1892г. в России был принят
Закон о Государственном
Уже в начале 20 века возникла
идея о необходимости приблизить
финансовый контроль к Думе, нежели
к Правительству. Депутаты требовали
контроля не цифр, а целесообразности
расходов и качества хозяйственной
деятельности. С целью обеспечения
подлинной независимости
Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.
В советское время контрольные
органы не раз реорганизовывались.
В итоге сложилась система, при
которой Государственный
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.
Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.
1.3 Органы финансового контроля их задачи и функции.
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях(уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовойдеятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органовпредставительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, прирассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов,государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утвержденииотчетов об их исполнении.
Финансовый контроль
со стороны органов
Информация о работе Государственный финансовый контроль в зарубежных странах