Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа
Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7
Сущности финансового контроля его значения…………………...7
Развитие финансового контроля в России………………………....8
Органы финансового контроля их задачи и функции……………12
2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23
2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23
2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26
2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля
в России………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………...45
- управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
- законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций;
- эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
- предоставлением государственных кредитов, а также средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Средства на содержание Счетной
палаты предусматриваются в
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля в России.
Россия стремится к интеграции в мировое экономическое и правовое сообщество, и очевидно, что система финансового контроля должна соответствовать положениям Лимской декларации о руководящих принципах контроля, принятой еще в 1977г. IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Кроме того, Декларация XX Конгресса ИНТОСАИ также призывает всех членов Международной организации высших органов финансового контроля использовать стандарты ИНТОСАИ в качестве основы при разработке собственных стандартов. Именно из этого необходимо исходить при любом законодательном реформировании финансового контроля.
Обеспечение устойчивого социально-
Контроль государства в сфере управления финансами — один из наиболее действенных инструментов, в рыночных отношениях обеспечивающий эффективность управления государственными финансовыми ресурсами. Ответы на современные вопросы, связанные с необходимостью реформирования модели государственного финансового контроля, Россия должна искать, опираясь, в том числе и на опыт организации финансового контроля в других странах в целях использования их положительного опыта в данной сфере.
Во всех странах с устоявшимися демократическими формами управления и с развитой рыночной экономикой действует эффективная система государственных контрольно-ревизионных органов — парламентских и правительственных.
Организация контроля рассматривается
не как самоцель, а как неотъемлемая
часть управления общественными
финансами и материальными
Опыт стран с развитой экономикой,
имеющих давние традиции государственного
финансового контроля (Франция, Германия,
Великобритания, Австрия, США, Япония)
свидетельствует о том, что структурная
организация органов
Общепринятыми функциями органов государственного финансового контроля (ГФК) в зарубежных странах являются:
- контроль доходных источников бюджета;
- контроль за бюджетными расходами;
- контроль за эффективностью и законностью использования налоговых льгот;
- анализ разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов на предмет их соответствия бюджетному законодательству.
При этом общая тенденция в модернизации
функционала контрольно-
Финансовый контроль в государственном
и муниципальном секторах в зарубежных
странах выстраивается по различным
моделям, но в целом для развития
этой системы характерна тенденция
децентрализации и выделения
аудита или его элементов в
самостоятельное направление
Совершенствование системы внутреннего финансового контроля содействует более широкому использованию его результатов в работе ВОФК. Представляется, что данный опыт необходимо учесть в России и наделить орган, которому будут предоставлены полномочия ВОФК, правом разработки методологии качества внутренних проверок в правительственных министерствах и ведомствах.
Основными формами и методами осуществления
финансового контроля сегодня являются
проверки и ревизии, особое внимание
при проведении которых уделяется
целесообразности и экономической
эффективности затрат. На основе анализа
финансово-хозяйственной
В Лимской декларации 1977 г. в ст. 1 справедливо подчеркнуто, что контроль — это не самоцель, а неотъемлемая часть общегосударственной системы регулирования общественных отношений, вскрывающая допущенные отклонения от принятых стандартов и имевшие место нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять соответствующие корректирующие меры3.
Однако сегодня Счетная палата
РФ, как и многие ВОФК других стран,
не выполняет предупредительно-
Сегодня в свете реформы
Бюджетная независимость должна уравновешиваться
прозрачностью в деятельности органов
внешнего аудита. Для обеспечения
дальнейшего укрепления независимости
Счетной палаты РФ целесообразно
рассмотреть возможность
Проведенный анализ свидетельствует, с одной стороны, о наличии различных форм осуществления контроля (внешний и внутренний /внутриведомственный), а с другой — о единстве и общности объекта и содержания форм и методов осуществления финансового контроля. В подобных условиях организации контроля коммуникативная функция становится базовой для проявления производных функций государственного финансового контроля — превентивной и аналитической. Контроль, осуществляемый подведомственными Министерству финансов РФ исполнительными органами в отношении распорядителей и получателей федеральных бюджетных средств, по своему содержанию можно определить как внешний.
Критический анализ зарубежных моделей
организации финансового
- о наличии единых задач и общих принципов в организации работы органов контроля с учетом национальных особенностей, экономических условий и исторического развития;
- об отсутствии единого подхода к проблемам организации и проведения аудита государственных финансов в современном мире.
Таким образом, основными императивами при проведении модернизации отечественной системы государственного и муниципального контроля должны стать положительные моменты зарубежного опыта, а именно:
- контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов при расходовании бюджетных средств и использовании государственной (муниципальной) собственности. Поэтому необходимо кардинально изменить подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при выделении финансирования;
- расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень финансовой дисциплины;
- независимость, информационная открытость (в пределах, не составляющих материалы ДСП), эффективность, качество в работе контрольных органов, четкое разграничение полномочий и ответственности органов государственного и муниципального контроля, устранение параллелизма и дублирования в их работе.
В целом необходимо признать, что,
невзирая на пробелы и недостатки,
отечественная система
Адаптация положительного мирового опыта
функционирования системы государственного
финансового контроля позволит значительно
повысить результативность контрольной
работы, создать более мощный инструмент
обеспечения государства и
Список используемой литературы
1. Автономов А.С.
2. Брайчева Т.В. Государственные финансы. [Текст] : учебник / Брайчева Т.В- СПб: Питер, 2009.
3. Бромхед П. Эволюция Британской Конституции. [Текст] : учебник / Бромхед П. -М, 1978.
4. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. [Текст] : учебник / Тосунян Г.А. -М, «Дело», 2007.
5. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. [Текст] : учеб. пособие. / Рудый К.В. - М.: Новое знание, 2003. – 301 с.
6. Маренков Н.Л. Ревизия и контроль. [Текст] : учеб. пособие. / Маренков Н.Л. - М.: Феникс, 2008
7. Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. [Текст] : учеб. пособие. / Петрунина О.Е. - М.: Аспект Пресс, 2008.
8. Поляк Г.Б. Финансовый контроль. [Текст] : учеб. пособие. / Поляк Г.Б.- М.: ЮНИТИ, 2007.
9. Рассолова М. М. Финансовое право. [Текст] : учебник / Рассолова М. М. -Москва, 2009.
10. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. [Текст] : учеб. пособие. / Рудый К.В.- М.: Новое знание, 2003. – 301 с.
11. Соменков А.Д. Бюджетный контроль в зарубежных странах. В трех книгах [Текст] : учеб. пособие. / Соменков А.Д. – М., 1999 г.
12. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. [Текст] : учебник / Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. - ЮНИТИ, Москва, 2008.
13. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. [Текст] : учеб. пособие. / Родионова В.М., Шлейников В.И.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.
14. Дробозиной Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. [Текст] : Учебник под ред. Дробозиной Л.А. – Москва, «Финансы», 2008.
15. Миляков Н. В. Финансы. [Текст] : Курс лекций / Миляков Н. В. – Москва, «Инфра-М», 2008.
16. Прокофьев С.Е. Бюджетное администрирование в Германии. / [Текст] // Финансы, 2002 г., № 9.
17. Бурмистров А. С. Государственный контроль финансов — проблемы правового и организационного обеспечения/ [Текст] // Российская юстиция. 2010. № 6. С. 2—3.
18. Васильева М. В. Особенности контрольно-счетных систем зарубежных стран и опыт их интеграции / [Текст] // Финансы и кредит. 2009. № 6 (343). С. 70—80.
19. Лимская декларация «О руководящих принципах финансового контроля».
20. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.11.2010 № 1996-р). См. также: проект федерального закона № 806847-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля и надзора за использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; проект федерального закона № 64776-5 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»; проект федерального закона № 433144-5 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Информация о работе Государственный финансовый контроль в зарубежных странах