Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:22, реферат
Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Внутрихозяйственный контроль……………………………………………5
2. Контроль финансово-кредитных органов…………………………………12
3. Аудиторский (независимый) финансовый контроль……………………..16
Заключение…………………………………………………………………………25
П Л А Н:
Введение…………………………………………………………
1. Внутрихозяйственный контроль……………………………………………5
2. Контроль финансово-кредитных органов…………………………………12
3. Аудиторский (независимый) финансовый контроль……………………..16
Заключение……………………………………………………
Введение
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться.
Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение её эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности. Одним из видов финансового контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, является негосударственный финансовый контроль.
Негосударственный финансовый контроль - это урегулированная нормами права деятельность, осуществляемая уполномоченными субъектами, по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования.
Негосударственный финансовый контроль необходим государству как информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения.
К негосударственному финансовому контролю относят: внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль, контроль финансово-кредитных органов.
1. Внутрихозяйственный контроль
Внутрихозяйственный контроль – совокупность всех элементов экономического, финансового, налогового, оперативного и других видов контроля, осуществляемых руководством предприятия, для обеспечения надлежащего ведения производственной, финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения выполнения действующих законов, инструкций, положений по учету, финансовой отчетности, налогам, налогообложению, сохранности всех средств и ценностей на предприятии.
Внутрихозяйственный контроль - проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Главный бухгалтер является ключевым звеном в системе хозяйственного контроля. Полномочия главного бухгалтера состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств.
К основным функциям, выполняемым службами внутреннего контроля, как правило, относят:
1) обеспечение уставных задач предприятия и главной – эффективности деятельности;
2) планирование ревизий и проверок, в том числе с привлечением специалистов, проведение их и оценка выявленной и оформленной в установленном порядке доказательной информации, составление на основе этой информации отчетов и представление выводов и рекомендаций;
3) организация проверок состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
4) экспертиза инвестиционных проектов развития предприятия;
5) проверка соблюдения на предприятии норм азербайджанского законодательства и нормативно-правовых актов, изданных в соответствии с азербайджанским законодательством;
6) проверка соблюдения на предприятии нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет и внутренний контроль;
7) обеспечение сохранности материальных и денежных активов предприятия;
8) проверка эффективности деятельности структурных подразделений и выявление резервов повышения эффективности производства;
9) проверка организации работы по контролю и исполнению договоров, предупреждения мошеннических сделок;
10) содействие законности, целесообразности, своевременности и полноты отражения хозяйственных операций в учете;
11) контроль за расчетно-платежной дисциплиной и управлением дебиторской задолженностью;
12) проверка отдельных разделов бухгалтерского и оперативного учета и отчетности;
13) проверка организации договорной работы и контроль за условиями выполнения договоров;
14) проверка исполнения решений по выявленным недостаткам;
15) организация и проведение служебных расследований по фактам материального ущерба;
16) информирование и консультирование руководства предприятия о недостатках и резервах в деятельности предприятия.
Особенность внутрихозяйственного контроля и его отличие от внешнего контроля заключается в том, что хозяйственные контрольные функции работники предприятия выполняют, как правило, на своих рабочих местах в соответствии с должностными обязанностями, что предусмотрено Законом «О бухгалтерском учете»
Предметом внутрихозяйственного контроля являются средства и процессы, финансово-хозяйственная и экономическая деятельность предприятия, деятельность должностных лиц и трудовых коллективов.
Целью внутрихозяйственного контроля является своевременно выявить и устранить нарушения и недостатки в финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятия, предупредить нарушения, эффективно использовать средства предприятия, по результатам внутрихозяйственного контроля принимать действенные управленческие решения для улучшения деятельности предприятия и её финансово-экономических показателей.
Задачи внутрихозяйственного контроля:
- обеспечить высокий организационный уровень внутрихозяйственного контроля для проведения профилактических мер по предупреждению нарушений на всех этапах производства, обмена и потребления в целом по предприятию и на каждом отдельном участке (в т.ч. служб);
- обеспечить сохранность денежных, товарно-материальных и всех средств предприятия;
- обеспечить выполнение планов и заданий, выпуск продукции высокого качества, имеющего спрос на рынке;
- рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия;
- обеспечить соблюдение кадровой политики по подбору и расстановке кадров, особенно на руководящие и материально-ответственные должности;
- обеспечить достоверность учета и отчетности, (бухгалтерской, налоговой).
Организация внутрихозяйственного контроля на предприятии зависит от отраслевой принадлежности предприятия, сферы экономической деятельности, формы собственности, структуры предприятия, его подразделений, структуры бухгалтерии, формы учета и автоматизации учетного процесса.
Внутрихозяйственный контроль должен осуществляться всеми имеющимися отделами и службами предприятия. Каждый работник предприятия обязан выполнять контрольные функции в соответствии со своими должностными и функциональными обязанностями, которые должны быть утверждены руководителями предприятия (бухгалтерия, планово-экономический, отделы снабжения и сбыта, лаборатория, отдел маркетинга и др.). В штате предприятия может быть должность ревизора или аудитора. Однако, и ревизор или аудитор, как и другой работник, осуществляя внутрихозяйственный контроль, выполняет контрольные функции только в пределах своих полномочий, должностных и функциональных обязанностей, утвержденных руководителем.
Внутрихозяйственный контроль использует все основные методы, способы и приемы контроля, что и внешний контроль:
– нормативно-правовой;
– документальный;
– фактический;
– экономико-статистический и др.
Особенность использования методов внутрихозяйственного контроля заключается в том, что использование методов, способов контроля носит характер обязательных мероприятий по выполнению своих функциональных обязанностей работниками предприятий с целью обеспечения надлежащего порядка на предприятии.
По времени осуществления внутрихозяйственный контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий.
Предварительный внутрихозяйственный контроль осуществляется до совершения хозяйственных операций. Целью предварительного внутрихозяйственного контроля профилактика правонарушений Законов, Инструкций, Положений при совершении хозяйственных операций, учете, отчетности и результатах деятельности предприятия.
Ведущая роль в предварительном внутрихозяйственном контроле принадлежит руководителю, главному бухгалтеру предприятия. Однако, предварительный внутрихозяйственный контроль осуществляется комплексно, всеми отделами и работниками предприятия и внутрихозяйственный контроль нельзя рассматривать как контроль одного отдела. Не позже как за 20 дней до начала нового года на предприятии планово-экономическим отделом разрабатываются и утверждаются руководителем предприятия планы по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности.
Руководитель и Главный бухгалтер подписывают:
– заявления и приказы при приеме на работу материально- ответственных лиц;
– договоры о полной материальной ответственности;
– все банковские и кассовые документы;
– планы по всем показателям деятельности предприятия;
– штатное расписание, контракты, договоры, сметы, доверенности.
Предварительный контроль осуществляет постоянно-действующая инвентаризационная комиссия (проводит инструктаж инвентаризационных комиссий, рассматривает результаты инвентаризации, причины недостач, ЧП в предприятии, чтобы правильно квалифицировать происшедшее, выявить причины с тем, чтобы руководитель правильно принял меры).
Текущий внутрихозяйственный контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Целью текущего внутрихозяйственного контроля является устранить выявленные нарушения, не допустить их в дальнейшем.
Осуществляет контроль руководитель, главный бухгалтер, работники бухгалтерии, инвентаризационные комиссии, отделы, службы, подразделения, материально-ответственные лица при выполнении своих обязанностей.
При этом используются все виды контроля:
– нормативно-правовой (работа всех служб и подразделений, хозяйственные операции должны осуществляться в соответствии с Законами, Положениями, решениями предприятия);
– фактический – проведение инвентаризаций материальных ценностей, денежных средств и расчетов, контрольные обмеры, выполненных работ, соблюдение условий хранения товаров, лабораторные анализы, проверка норм вложения сырья, технологический контроль;
– документальный контроль (проверка правильности оформления и наличия первичных документов, правильность составления и предоставления отчетов, наличие и правильность составления налоговых накладных, правильность ведения кассовой книги, соблюдение порядка учета и контроля доверенностей, регистров учета (Главной книги), оперативный учет планов и заданий, соблюдение бригадной материальной ответственности).
Последующий внутрихозяйственный контроль осуществляется после совершения операций. Целью является выявить и устранить нарушения, исправить ошибки, не допускать нарушений и ошибок в дальнейшем, в учете, финансовой отчетности, финансово-экономической деятельности предприятия.
Используются все методы контроля (нормативно-правовой, документальный, фактический, экономико-статистический). Важнейшим является контроль достоверности финансовой и налоговой отчетности. Внутрихозяйственный контроль призван обеспечить достоверность учета и отчетности (от первичных документов до финансовой отчетности), своевременно выявить ошибки в учете и до составления финансовой отчетности исправить их в соответствии с требованиями. Если ошибки выявлены после сдачи отчетности, то необходимо с исправлениями представить повторно отчетность в соответствующие инстанции, своевременно перечислить налоги, платежи в бюджет, в фонды, т. е. принять неотложные меры по предотвращению финансовых санкций и их уменьшению органами внешнего контроля при проверках.
При последующем внутрихозяйственном контроле применяется экономико-статистический метод при проведении анализа всех финансово-экономических показателей предприятия, которым выявляются недостатки в деятельности предприятия, работе отделов и служб, делаются выводы о целесообразности использования средств и их сохранности.
По результатам проверок внутрихозяйственного контроля составляются акты, справки, сличительные ведомости, акты расследования, результаты проверок рассматриваются на совещаниях руководителей и в трудовых коллективах. Как правило, в предприятии разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и недостатков, выявленных внутрихозяйственным контролем и внешнем контролем, с указанием сроков исполнения решений и ответственных за их выполнение. К виновным могут применяться дисциплинарные, материальные меры воздействия.
Внутрихозяйственный контроль является действенной системой управления предприятием, так как включает все элементы управления, такие как:
– планирование внутрихозяйственного контроля;
– организация и проведение внутрихозяйственного контроля;
– оформление результатов проверок документально;
– принятие решений по результатам внутрихозяйственного контроля (приказ, решение, разработка мероприятий);
– контроль исполнения принятых решений (по датам исполнения и ответственным лицам за исполнение).
2. Контроль финансово-кредитных органов
Осуществляя кредитование промышленных предприятий, банки в то же время организуют постоянный контроль за их деятельностью, в процессе которого проверяются выполнение планов прибыли, снижение издержек производства и обращения, ликвидация непроизводительных расходов и потерь, осуществление мероприятий по ресурсосбережению, нормализация запасов товарно-материальных ценностей, ускорение оборачиваемости оборотных средств и т. д.
При этом банки не ограничиваются констатацией выявленных отрицательных моментов в деятельности предприятий, а принимают меры экономического и организационного порядка, побуждающие устранять имеющиеся недостатки. Тем самым банки оказывают воздействие на деятельность предприятий в целях улучшения качественных показателей хозяйствования, сокращения непроизводительных расходов и потерь.
Контроль финансово-кредитных органов - денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.
Банки имеют в своем распоряжении существенные меры экономического и организационного воздействия на плохо работающие предприятия. Так, если предприятие систематически допускает убытки, несвоевременно рассчитывается по полученным ссудам, банк может объявить его неплатежеспособным. Об этом ставятся в известность вышестоящая организация предприятия и основные поставщики товарно-материальных ценностей.
Предприятия, объявленные неплатежеспособными, переводятся учреждением банка на особый режим кредитования и расчетов: все выданные ранее кредиты предъявляются к досрочному взысканию; прекращается выдача новых ссуд; очередность платежей по обязательствам предприятий после удовлетворения его неотложных нужд определяется руководителем учреждения банка; поступающая предприятию выручка от реализации продукции после удовлетворения неотложных нужд может направляться непосредственно на погашение просроченной задолженности по ссудам.
В тяжелых случаях банк может дальнейшее существование предприятий, объявленных неплатежеспособными, признать нецелесообразным. В связи с таким решением учреждение банка совместно с финансовым органом подвергает всю хозяйственно-финансовую деятельность предприятия тщательному анализу. Материалы совместного анализа вместе с предложением о ликвидации или реорганизации плохо работающего предприятия направляются в его вышестоящую организацию, учредителям. Эти органы с участием банка-кредитора окончательно решают вопрос о целесообразности дальнейшего существования данного предприятия.
В случае улучшения показателей работы и финансового состояния предприятие, объявленное неплатежеспособным, восстанавливается в кредитовании. Решение об этом принимается руководителем учреждения банка. Об отмене особого режима кредитования банк письменно сообщает всем поставщикам предприятия.
Необходимо иметь в виду, что объявление предприятий неплатежеспособными и применение особого режима кредитования не является наказанием предприятий за их плохую работу. Применяя эти санкции, банки преследуют только одну цель - заставить руководство предприятий и их вышестоящие органы принять эффективные меры для устранения имеющихся недостатков и улучшения работы.
Случается, что предприятия в силу различных причин не могут гарантировать банку своевременное погашение получаемых кредитов. Это относится, например, к предприятиям, не сохраняющим собственные оборотные средства, допускающим отвлечение оборотных средств на внеплановые цели.
Требование о предоставлении гарантии учреждение банка предъявляет руководству предприятия. Оно письменно предупреждается, что через 30 дней кредиты будут выдаваться только при наличии гарантии. В течение этого срока предприятие должно сообщить о требовании банка в свою вышестоящую организацию, которая составляет по установленной форме гарантийное письмо и представляет его в обслуживающее ее учреждение банка. Об этом извещается учреждение банка, потребовавшее представления гарантии.
Если у кредитуемого под гарантию предприятия наступает срок погашения ссуды, а необходимые для этого средства на его расчетном счете, отсутствуют, то непогашенная часть ссуды на счет просроченных ссуд не переносится, а предъявляется к взысканию со счета гаранта.
Если гарантия не получена либо является нереальной, банк прекращает кредитование предприятия. Много внимания банки уделяют контролю за качеством учета кредитуемых ценностей на предприятиях. Если установлено, что складской или бухгалтерский учет на предприятии находится в неудовлетворительном состоянии, его руководству предъявляется письменное требование о приведении учета в порядок. Для этого предприятию устанавливается определенный срок. При невыполнении требований банка выданные кредиты могут быть предъявлены к досрочному взысканию. Кредит в соответствующей сумме взыскивается досрочно и в том случае, если будет установлено, что сведения, представленные предприятием в банк, являются недостоверными.
В случае задержки представления предприятием установленной отчетности банк прекращает выдачу новых ссуд.
Осуществляется банковский контроль и при других операциях — проверяется правильность оформления расчетной и иной документации, наличие соответствующих ресурсов, выполнение законов, указов, банковских правил и инструкций. В зависимости от целей различают контроль предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль — необходимая предпосылка создания нормальных условий для заключения договора и определения его содержания.
Текущий контроль призван обеспечить точность соблюдения предусмотренных в договоре обязательств и положений.
Последующий контроль дает возможность оценить точность и полноту выполнения договора, и эффективность этой операции для деятельности банка.
Правительство может директивным образом, исходя из интересов государства, поручить банкам проведение дополнительных контрольных функций, связанных с характером их работы (например, контроль за соблюдением хозяйственными организациями кассовой дисциплины, за правильностью проведения валютных операций).
В условиях директивной экономики такие поручения были весьма разнообразны: проверялось использование оборотных средств, состояние запасов, расходование средств на зарплату и др.
Помимо контроля за деятельностью и финансовым состоянием клиентов в процессе их обслуживания банки осуществляют внутренний контроль, ревизии, проверки. Эта работа призвана не только отразить состояние учетной и контрольной работы в банке, но и наметить перспективы ее совершенствования.
3. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
Отдельный вид негосударственного контроля - аудит или аудиторский финансовый контроль. Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля, возникшим в Азербайджанской Республике в середине 90-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке финансового состояния.
Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную азербайджанским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Главная цель аудита — обеспечение пользователей отчетностью предприятий уверенностью, что данная отчетность рассмотрена квалифицированными специалистами, и ее достоверность во всех существенных отношениях подтверждена. Это дает возможность с достаточной уверенностью использовать информацию, имеющуюся в отчетности, для принятия решений в процессе ведения бизнеса.
Права аудитора:
1) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
2) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
3) самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.
Обязанности аудитора:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством АР;
2) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством АР;
3) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах АР, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
4) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу.
Аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Экономическая обусловленность аудита в современных условиях состоит в независимом контроле деятельности проверяемого предприятия. Подтверждая достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор поставляет объективную информацию для заинтересованных внешних и внутренних ее пользователей. Имея достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, внешние (акционеры, инвесторы, налоговые органы и т. п.) и внутренние (руководство,
службы, отделы и т. п.) пользователи могут принимать правильные и эффективные решения.
Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Азербайджанской Республике; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством АР, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудит существует в двух основных формах: внешний аудит и внутренний аудит. Внешний аудит подразумевает контроль над деятельностью предприятия со стороны, а внутренний аудит находится под контролем самой фирмы.
Внешний аудит проводится на основе предварительной договоренности между аудитором и фирмой. Внешний аудит может включать в себя:
- экспертизу хозяйственно-экономической деятельности;
- оценку имеющихся у предприятия резервов и его платежеспособности;
- советы и рекомендации по улучшению деятельности.
Если внешний аудит в компании проводится по инициативе сотрудников, его называют добровольным. Обязательный аудит осуществляется каждый год для предприятий любой формы собственности по требованию органов государственной власти. Кроме того, обязательный аудит может быть назначен в связи с решением следственных органов или суда.
Внутренний аудит, как правило, проводится в целях повышения эффективности деятельности компании. Внутренний аудит может включать в себя:
- определение причин и мест образования издержек предприятия;
- степень соответствия деятельности общепринятым правилам, нормам и стандартам;
- выявление плюсов и минусов хозяйственно-экономического функционирования;
- предоставление отчета руководству проверяемой компании;
- выводы.
В зависимости от объема работ внутренний аудит, в свою очередь, подразделяется на общий и локальный. Общий аудит затрагивает абсолютно все вопросы и проблемы предприятия. Локальный аудит проводится в пределах выбранного направления (например, учет или технологии).
Совокупность внутреннего и внешнего аудита представляет собой единый комплекс мероприятий, ориентированных на цели проверки достоверности предоставленной для проверки документации, составления заключения о достоверности отчетности, баланса и прибыли компании, а также анализ финансовой информации по всем статьям затрат.
Аудиторская проверка отчетности – это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия с целью определения соблюдения должностными лицами предприятия требований к ее составлению, а именно реальности, ясности, своевременности и единства методических отчетных показателей.
Аудиторская проверка отчетности может быть инициативной и обязательной.
Инициативный аудит – аудиторская проверка отчетности, осуществляемая по запросу клиента с целью минимизации предпринимательских рисков собственника бизнеса, выявления и устранения нарушений во избежание штрафных санкций.
Обязательная аудиторская проверка – это проверка отчетности, требуемая законодательством, то есть это ежегодная обязательная аудиторская проверка отчетности и ведения бухгалтерского учета, проводимая аудиторскими организациями. Такие аудиторские проверки регламентированы на законодательном уровне, проводятся в установленных законодательством случаях или по поручению государственных органов, том числе суда, арбитражного суда, прокурора, органов дознания, следователя, налоговой полиции. Полученные в ходе такой аудиторской проверки могут быть оглашены до вступления в силу приговора или решения суда только с разрешения государственных органов и в объеме, в котором они признают это возможным. Аудиторское заключение по результатам обязательной проверки по поручению государственных органов приравнивается к заключению экспертизы, которая назначается в соответствии с процессуальным законодательством.
В начале аудиторской проверки отчетности субъектов хозяйствования аудитором устанавливается ее соответствие действующему законодательству и другим нормативно-правовым актам. Проверка отчетности осуществляется согласно общепринятым аудиторским стандартам, предусматривающим планирование и проведение аудита таким образом, чтобы получить надежную гарантию правильного составления баланса и его соответствия общепринятым принципам учета.
Аудиторская проверка отчетности осуществляется поэтапно:
1. Проверка правильности составления баланса. По данным Главной книги предприятия аудитор может составить альтернативный баланс.
2. Проверка согласованности показателей форм годовой бухгалтерской отчетности. На этом этапе для проверки используются составленные специалистами аудиторской фирмы таблицы.
3. Проверка Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета.
Аудитором используются специальные компьютерные программы.
4. Проверка соответствия оборотов и остатков во всех журналах и ведомостях синтетического учета данным Главной книги. Основной акцент делается аудитором на суммы статей баланса по расчетам с налоговыми, банковскими и другими финансовыми учреждениями,
Аудитор оценивает важность для достоверности отчетности как внесенных, так и не внесенных исправлений, и затем уже на этом основании формирует итоговую часть аудиторского заключения.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
Аудиторское заключение представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемых (аудируемых) лиц и составляется он в соответствии с установленными правилами и нормами. В аудиторском заключении содержится вся необходимая информация о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого, выраженная в установленной форме. Под достоверностью в аудиторском заключении подразумевается степень точности данных бухгалтерской отчетности об имущественном и финансовом положении аудируемых лиц, а также о результатах их хозяйственной деятельности в целом.
Аудиторское заключение дает возможность оценить ситуацию, сложившуюся в процессе хозяйственной деятельности и сделать необходимые выводы для принятия дальнейших решений. В аудиторском заключении аудитор устанавливает максимально допустимые размеры отклонений для проверяемого лица (объекта), в соответствии с которыми и проводится последующий детальный анализ работы.
Все аудиторские заключения содержат в себе:
- наименование адресата;
- необходимые сведения об аудиторе;
- сведения об аудируемом объекте;
- вводную часть;
- описание объема аудита;
- мнение аудитора;
- число аудиторского заключения и подпись аудитора.
Заключение должно быть составлено в соответствии с существующими требованиями согласно законодательству, быть понятным и достоверным, а также содержать все необходимые аспекты, которые помогут оценить на объекте реальную ситуацию. Заключение аудиторской организации отражает положение дел и позволяет повысить эффективность деятельности структуры, а также достичь прозрачности в ведении бухгалтерской отчетности.
Различают четыре вида аудиторских заключений: безусловно положительное, условно-положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения.
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Азербайджанской Республике.
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что, за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Азербайджанской Республике.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Азербайджанской Республике.
Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных настоящим порядком форме.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны его содержание и форма.
При проведении фирмами хозяйственной деятельности, часто может возникать необходимость провести аудиторские проверки, результатом которых и станут аудиторские заключения. Они становятся своеобразными выводами проведенной проверки, которые позволяют судить о соблюдении всех необходимых норм и, соответственно, обо всех допущенных нарушениях. Аудиторские заключения содержат в себе максимально допустимые отклонения, на основании которых можно делать следующие выводы о том, возможна ли дальнейшая работа в нормальном режиме.
Пользуясь аудиторским заключением, можно принять решение о том, какими путями и в какие сроки можно привести в норму все нарушения, стабилизировав, таким образом, работу.
В ходе написания аудиторского заключения тщательно изучается бухгалтерская отчетность того или иного предприятия. При этом основная цель аудиторского заключения – максимальная точность проверки и обнаружение всех ошибок и просчетов. Отличительная черта аудита – его объективность и отсутствие зависимости от внешних факторов и субъективных причин. Заключение составляется в соответствии с действующими законодательными стандартами и может служить весомым основаниям для руководителя организации в принятии верных решений.
Заключение
В ходе выполнения реферата были изучены виды негосударственного финансового контроля и их аспекты. Из вышеизложенного следует привести к выводу тот факт, что, будучи составной частью контроля в финансовой деятельности субъектов хозяйствования, негосударственный финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы. Потребность государства в негосударственном финансовом контроле обусловлена потребностью в информации о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. Осуществляя негосударственный контроль за финансовой деятельностью предприятий происходит регулирование финансовой стабильности страны в целом, так как большая доля национального дохода приходится на долю предприятий и организаций.
В данном реферате описаны виды негосударственного финансового контроля и их особенности. Первый вид, внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Особенностью внутрихозяйственного контроля является то, что хозяйственные контрольные функции выполняют работники предприятия, как правило, в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными в Законе «О бухгалтерском учете»
Второй вид, контроль финансово-кредитных органов представляет собой денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Таким образом банк, принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию, проверяет законность этой сделки.
И последний, третий вид негосударственного финансового контроля, аудит или аудиторский финансовый контроль представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Главной целью аудита является обеспечение пользователей отчетностью предприятий уверенностью, что данная отчетность рассмотрена квалифицированными специалистами, и ее достоверность во всех существенных отношениях подтверждена. Это дает возможность с достаточной уверенностью использовать информацию, имеющуюся в отчетности, для принятия решений в процессе ведения бизнеса.
Стоит отметить, что данный вид финансового контроля имеет важное значение для финансовой системы государства.
Список использованной литературы:
1. Конституция Азербайджанской Республики.
2. Закон “Об аудиторской службе Азербайджанской Республики ”
3. Финансовое право: Учебник / О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева - 2007
4. Финансовый контроль: Гришин Е.Ю. – 2002
5. Аудит: Под редакцией В. В. Скобара - 2005
26