Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа
Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7
Сущности финансового контроля его значения…………………...7
Развитие финансового контроля в России………………………....8
Органы финансового контроля их задачи и функции……………12
2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23
2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23
2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26
2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля
в России………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………...45
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхованияв
соответствии с Указом
Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственномстраховом
надзоре РФ» была организована Федеральная служба
страхового надзора (Росстрахнадзор).Основныезадач
Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страховогорынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности. Устанавливаютсяправила формирования и размещения страховых резервов, методика расчетасоотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядокучета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности,включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократноговыявления нарушений законодательства и нормативных документов органыстрахового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирмлибо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральномубанку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенныйвластными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитныеотношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческихбанков. С этой целью создано специальное подразделение — Департаментбанковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банкамибанковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковскойдеятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банкаминеполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушениявправе прибегнуть к определенным метода) воздействия: штраф в размере от 0,1 до1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР пофинансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководств коммерческого банка;применение более жестких нормативов, запрет на проведение отдельных операций ина открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрациив банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии иликвидация банка.
На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за
соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаровчерез таможенную границу Российской Федерации.
Деятельность Федеральной службы
по валютному и экспортному контролю,
созданной в 1992 г., тесно связана с ЦБР
и ГТК. Основной задачей Службы являютсяпоиск
и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве,
позволяющихосуществлять беспрепятственный
отток валютных активов за рубеж, создание
банкаданных потенциальных нарушителей
валютного законодательства.Служба по
валютному и экспортному контролю имеет
право проверять всефинансовые документы
организаций, осуществляющих внешнеэкономическуюдеятельност
2 Анализ организации государственного финансового контроля в зарубежных странах.
2.1 Финансовый контроль Германии.
При создании органов государственного финансового контроля в современной России был учтен организационный опыт финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой. В основном, это связано с тем, что за рубежом органы финансового контроля уже давно стали неотъемлемой составляющейдемократического общества и обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. Принципы финансового контроля сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977г. Хотя Лимская Декларация с точки зрения международного права не имеет обязательного характера, нельзя недооценивать ее влияния на развитие органов финансового контроля в различных странах. Международный опыт показывает, что в том или ином государстве, на различных уровнях власти достаточно эффективно функционируют органы финансового контроля и, в первую очередь, в бюджетно-финансовой сфере. Поэтому изучение европейского опыта осуществления государственного финансового контроля сегодня для нашей страны представляет несомненный интерес. В этой связи рассмотрим страну с государственным устройством, близким современной России – ФРГ, а также Испанию, унитарное государство.
Особенностью осуществления государственного финансового контроля в Германии является тот факт, что основные правила функционирования финансовой системы этой страны закреплены в Финансовой конституции ФРГ, которая является самым крупным разделом основного закона немецкого государства. Этот документ регулирует отношения между федерацией, землями, общинами, гарантируя их устойчивость и предотвращая различные политические казусы (например, в результате смены кабинета).
В этой стране с развитой рыночной экономикой государственный финансовый контроль осуществляется Федеральной счетной палатой и счетными палатами земель. Счетная палата является независимым органом финансового контроля, который занимает место между парламентом и правительством страны и является их помощником. Федеральная счетная палата контролирует как бюджетное финансирование и управление экономикой федерации и федеральными объектами особой важности, так и деятельность государственных предприятий, организации социального страхования, получающих государственные дотации. Палата может также контролировать учреждения, которые не входят в сферу компетенции федерации, но имеющие право управлять федеральными средствами. Федеральная счетная палата состоит из восьми отделов, название которых определены выполняемыми ими функциями: проведение ревизии счетов, бюджетного финансирования, контроль учреждений транспорта и связи, контроль оборонного бюджета, проверка объектов военного и гражданского строительства, проверки социальной сферы, контроль состояния подготовки кадров и эффективного управления экономикой, кураторство экономики и финансов. Основным признаком оценки деятельности Счетной палаты ФРГ является точность и эффективность. Проводя финансово-экономический анализ различных широкомасштабных проектов, сотрудники Палаты контролируют осуществления поставленных целей и задач в реальной жизни, проводя так называемый «контроль успеха».
Современное состояние бюджетной системы и бюджетного устройства Германии нашло отражение в принятом в 1997 г. законе «О дальнейшем развитии в сфере бюджетного права на федеральном и земельном уровнях». Процесс функционирования и взаимодействия институциональных структур, уполномоченных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на выполнение функций по поводу формирования, распределения и контроля за бюджетными денежными средствами и обязательствами подразумевает работу системы бюджетного администрирования. Объектами бюджетного администрирования являются бюджетные финансовые ресурсы: федерального правительства, земельных правительств, коммун или общин (муниципалитетов).
Субъектами бюджетного администрирования являются: финансовые органы (Министерство финансов и его органы на местах), органы денежно-кредитного регулирования (Бундесбанк и его подразделения), органы государственного финансового контроля (Счетная палата ФРГ).
Важнейшими видами доходов бюджетов всех уровней являются обязательные платежи (налоги, сборы, взносы). В связи с этим огромное значение имеет налоговый контроль. Уровень собираемости налогов в Германии составляет более 90% и уклонение от уплаты налогов является не типичным для этой страны. Это обусловлено тем, что к налоговым преступлениям, которые находятся в сфере уголовного преследования органами налоговой полиции, относятся: уклонение от уплаты налогов, контрабанда, подделка гербовых и акцизных марок, а так же укрывательство лиц, совершивших налоговое преступление. К числу факторов, способствующих более высокой собираемости налогов в Германии, следует отнести подробное, детализированное налоговое законодательство, которое, как правило, исключает различную интерпретацию тех или иных положений и поэтому сводит к минимуму споры между налогоплательщиками и налоговыми органами в вопросах применения налогового законодательства. Эффективному налоговому контролю способствует развитая банковская система, высокий уровень компьютеризации налоговых служб, наличие соответствующей статистической и аналитической базы, а так же обмен информацией между различными фискальными службами и государственными инстанциями. При этом подчиненность налоговых, таможенных служб и налоговой полиции Министерству финансов способствует их тесному сотрудничеству и взаимодействию.
В области финансового
контроля в Германии наиболее значимо
действует парламентский
2.2 Финансовый контроль Испании.
Несомненный интерес в современных условиях представляет организация финансового контроля и в унитарных государствах, особенно которые нечасто упоминаются в экономической литературе, например, в Испании.
Испания имеет в своем составе 50 провинций, которые входят в 17 автономных областей. Глава государства – король, существующий строй – конституционная монархия.
Финансовый контроль в
этой стране осуществляют законодательный
орган власти – Генеральные Кортесы
(двухпалатный парламент) и исполнительная
власть в лице Правительства Испании,
Министерства экономики и финансов.
Председатель Сената Испании является
Президентом Счетной палаты с
ее местными отделениями – независимого
органа финансового контроля страны.
Кстати, именно в Мадриде, столице
государства находится штаб-
В части исполнения бюджета по расходам Казначейство устанавливает обязательный график месячных или квартальных выплат, оставляя за собой исключительное право — откладывать выплаты по некоторым категориям расходов. Контроль осуществляют отраслевые департаменты с учетом бюджетных ассигнований и графика наличных выплат. Объем, сроки и условия любого государственного заимствования определяет Генеральный директорат казначейства.
На Канцелярию заместителя секретаря по финансам (СФ) возложены функции контроля за расходами и организации учета. СФ контролирует общее исполнение бюджета. Он готовит скользящий финансовый план на месячной основе и определяет бухгалтерские стандарты. За внутренний контроль и аудит СФ отвечает через своих финансовых контролеров.
Бюджеты региональных автономных правительств и местных органов государственного управления не контролируются. Однако оба этих уровня зависят от государственных трансфертов и на них распространяются действующие правила заимствования.
В стране действует государственная информационная система, за которую отвечает Министерство финансов через СФ. Все без исключения правительственные операции должны проходить через систему, которая регистрирует шесть различных этапов исполнения бюджета: бюджетные ассигнования, взятие обязательства, проверка, платежное требование, платежное поручение и фактическое выделение средств.
Налоговый контроль осуществляет и непосредственно отвечает за сбор налогов в стране Налоговое управление, которое является отдельным подразделением Минфина. Оно собирает налоги через банковскую систему и выступает в роли государственной налоговой инспекции.
Таким образом, рассмотрение деятельности органов государственного финансового контроля в европейских странах показывает, что эти органы, как правило, играют активную роль в управлении государственными финансами. Существующие органы государственного финансового контроля в большинстве своем независимы, а их деятельность является достаточно эффективной.
Считаем, что в организации финансового контроля, в повседневной практике ее осуществления в экономически развитых государствах за рубежом есть много рационального, что можно было бы с успехом использовать в современной России. В этой связи имеет смысл обмен практическим опытом по различным вопросам финансового контроля как методического, так и прикладного характера. Ведь опыт функционирования и развития финансовых органов других стран, несомненно, полезен для молодой рыночной экономики России. Он показывает, что в РФ при прочих условиях необходимо создание государственной финансовой информационной системы, которая могла бы предоставить органам власти и управления оперативную и достоверную информацию о состоянии государственных финансов, позволив тем самым обеспечить эффективное управление ими.
2.3 Финансовый контроль во Франции.
Обращаясь к опыту зарубежных стран, рассмотрим принцип государственного контроля во Франции. Я уже отметила ранее, что ведущей формой независимого контроля в странах с развитой экономикой является аудиторство.
Что же касается государственного контроля, то здесь основные задачи состоят, во-первых, в установлении соответствия бюджетного прогноза целям общеэкономического развития, т.е. оценка качества и реальности бюджета - концепций, разработок при определении бюджетного выбора, обоснованности решений, во-вторых, - соответствия утвержденного бюджета и его фактического исполнения.
Информация о работе Государственный финансовый контроль в зарубежных странах