Негосударственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория………………...5

1.1.Сущность финансового контроля…………………………………………5

1.1.1 Понятие и значение финансового контроля………………………..6

1.1.2 Функции и сущность финансового контроля……………………...10

1.2. Сферы финансового контроля…………………………………………11 1.3. Классификация финансового контроля……………………………...…12

Глава 2. Государственный финансовой контроль…………………………….15

2.1. Осуществление государственного финансового контроля…………...15

2.2. Пути внедрения государственного аудита……………………………..21

2.3. Валютный контроль и административная реформа…………………...25

2.4. Ведомственный контроль: состояние и перспективы…………………27

Глава 3. Негосударственный финансовый контроль………………………….30

3.1. Осуществление негосударственного финансового контроля………...30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая фин право.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4                                                                                                                              

Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория………………...5

    1.1.Сущность финансового контроля…………………………………………5

      1.1.1 Понятие и значение финансового контроля………………………..6

        1.1.2 Функции и сущность финансового контроля……………………...10

    1.2. Сферы финансового контроля…………………………………………11 1.3. Классификация финансового контроля……………………………...…12

 Глава 2. Государственный финансовой контроль…………………………….15

     2.1. Осуществление государственного  финансового контроля…………...15

     2.2. Пути внедрения государственного  аудита……………………………..21

     2.3. Валютный контроль и административная реформа…………………...25

     2.4. Ведомственный контроль: состояние  и перспективы…………………27

Глава 3. Негосударственный финансовый контроль………………………….30

     3.1. Осуществление негосударственного  финансового контроля………...30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...33           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Наша  страна сейчас находится  в  состоянии,  которое  принято  называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит  смена взглядов,  идеологии,  системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике.  Слишком уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.

     Финансы  являются  неотъемлемой  частью  экономических   отношений,   а финансовый  контроль  –  неотъемлемой  частью   финансов.   Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так  и в оценке его значении.

     Проблема  переориентации финансового контроля,  его  адаптация  к  новым условиям является, на мой взгляд, одной из  основных  на  сегодняшний  день. Потому что  он касается как государства (так как с его  помощью  государство увеличивает  собираемость   налогов),   так   предприятия,   организации   и учреждения (которые с помощью финансового  контроля   могут  сократить  свои расходы, увеличивая, таким образом, свою прибыль).

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый  контроль, его  видов, основных методов, а также  показать каким  образом  осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

     Работа  состоит из трех глав, первая из которых  раскрывает  само понятие финансовый контроль, вторая и третья главы посвящены  двум  его  формам: государственному (по законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на  каком основании  осуществляется  контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур) и  негосударственному (т.е.  контролю  со  стороны  негосударственных структур,  прежде  всего  со  стороны  аудиторских  фирм).

     Таким образом, моя курсовая работа  будет  представлять  собой  некое  теоретическое  пособие, в  котором  будут  рассмотрены  все  аспекты  такого  понятия,  как финансовый контроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Финансовый контроль как экономическая  категория

    1.1.Сущность  финансового контроля

    Контроль  за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

    Таким образом, финансовый контроль, с одной  стороны, является одной из завершающих  стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

    Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. [4]

    Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

    Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных  категорий, имеет определенную сферу  применения и соответствующую целевую  направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

    Непосредственным  предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

    Сферой  финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и т. п.).

    Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.

    Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

    Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

    Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.[6]

    Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. 

1.1.1 Понятие и значение финансового контроля

      Неотъемлемой составной частью  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований является финансовый контроль.

        Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

        Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведение проверяются, во–первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,    во – вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

        Требование соблюдения законности  в деятельности по образованию,  распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).[1]

         Итак, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально – экономического развития страны и её регионов.

        Финансовый контроль присущ всем  финансово-правовым институтам. Поэтому,  помимо общих финансово – правовых  норм, регулирующих организацию  и порядок проведения финансового  контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).

       Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

  А)  проверка выполнения органами  государственной власти и местного  самоуправления функций по аккумуляции,  распределению и использованию  финансовых ресурсов соответственно  своей компетенции;

  Б)  проверка выполнения финансовых  обязательств пред государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

  В)  проверка правильности использование  государственными и муниципальными  предприятиями, учреждениями, организациями  находящихся в хозяйственном  ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

  Г)  проверка соблюдения правил совершения  финансовых операций, расчётов и  хранения денежных средств предприятиями,  организациями, учреждениями;

  Д)  выявление внутренних резервов  производства – возможностей  повышения рентабельности хозяйства,  роста производительности труда,  более экономного эффективного  использования материальных и  денежных средств;

  Е)  устранение и предупреждение  нарушение финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

      В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина – это чёткое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организация, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т. д.).[8]

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль