Негосударственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория………………...5

1.1.Сущность финансового контроля…………………………………………5

1.1.1 Понятие и значение финансового контроля………………………..6

1.1.2 Функции и сущность финансового контроля……………………...10

1.2. Сферы финансового контроля…………………………………………11 1.3. Классификация финансового контроля……………………………...…12

Глава 2. Государственный финансовой контроль…………………………….15

2.1. Осуществление государственного финансового контроля…………...15

2.2. Пути внедрения государственного аудита……………………………..21

2.3. Валютный контроль и административная реформа…………………...25

2.4. Ведомственный контроль: состояние и перспективы…………………27

Глава 3. Негосударственный финансовый контроль………………………….30

3.1. Осуществление негосударственного финансового контроля………...30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая фин право.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     В данном случае очевидно, что под  внутреннем контролем следует понимать финансовый контроль, осуществляемый согласно ст. 158 и 159 Бюджетного кодекса  главными распорядителями и распорядителями  бюджетных средств. А нынешний контроль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора для главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, тем более для получателей денег из бюджета, является внешним контролем.

     Ведомственный контроль как подразделение государственного финансового контроля можно рассматривать в экономическом, правовом и организационном аспектах.

     В экономическом плане определяющим фактором выступает то, что ведомственный  финансовый контроль имеет дело, главным  образом, с государственными средствами, их поступлением и расходованием. Это, прежде всего, бюджетные средства, но также и деньги, полученные за счет предпринимательской деятельности. Нормально работающий ведомственный контроль должен охватывать все средства, используемые в пределах ведомства.

     Именно  с помощью ведомственного контроля и с его участием можно обеспечить полный охват ревизиями и проверками всего массива государственных  средств, всех организаций, учреждений данного ведомства в предусмотренный  срок и установленной периодичностью.

     Как известно, государственный финансовый контроль осуществляется на основе принципов законности, независимости, разграничения функций и полномочий органов государственного финансового контроля, подотчетности органов государственного финансового контроля, гласности. Все эти принципы применимы в деятельности органов ведомственного контроля.

     Настоящее реформирование системы органов  исполнительной власти в стране требует  серьезного переосмысления роли, задач, системы и организации всего  государственного финансового контроля, в том числе и ведомственного. Создан специальный орган в системе исполнительной власти – для организации контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

     Ведомственный контроль в условиях административной реформы приобретает двойную направленность. С одной стороны, это – контроль ведомства в пределах сферы деятельности, в нашем случае, финансовой. Объектами контроля становятся все, кто, так или иначе, имеет дело с бюджетом и финансами вообще. С другой стороны, это – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в административных рамках ведомства. Объектами являются подразделения ведомства, его территориальные органы, подведомственные организации.

     Все федеральные органы исполнительной власти получают для финансирования своей деятельности, какой бы характер она не носила, бюджетные средства. Их использование и служит объектом, предметом ведомственного финансового контроля. Это обязанность главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, предусмотренную Бюджетным кодексом РФ, никто не отменил.

     Итак, ведомственный финансовый контроль – обязательная и неотъемлемая составная  часть общей системы государственного финансового контроля.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

     Органы  ведомственного финансового контроля должны:

  • Обеспечивать постоянный полный контроль за исполнением поступивших в распоряжение соответствующего органа исполнительной власти, подведомственных ему органов власти и организаций государственных (муниципальных) средств и материальных ценностей;
  • Контролировать на федеральном уровне финансово-хозяйственную деятельность подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов, а на уровне федеральных служб и агентств – их структурные подразделения.

     По  мнению В.А. Мстиславского (зав. сектором НИФИ Минфина России) и И.Р. Соколова (старший научный сотрудник), на основе федерального законодательства о государственном финансовом контроле и каждый орган государственной власти и местного самоуправления должен утвердить положение о собственном контрольно-ревизионном подразделении – органе ведомственного финансового контроля, с определением функций и полномочий этих органов, исходя из требований административной и бюджетной реформ и прежнего опыта ведомственного финансового контроля.[12]

 

      Глава 3. Негосударственный  финансовый контроль 

     3.1. Осуществление негосударственного  финансового контроля 

     Формирование  основ  рыночной  экономики  повышает  роль  тех   видов финансового контроля,  которые  проводятся  без  непосредственного  участия государственных контролирующих органов.   К негосударственным   видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих  банков   за   организациями-клиентами,   аудиторский контроль.

     Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется   экономическими службами самого предприятия, бухгалтерией,   финансовым   отделом,   службой   финансового менеджмента и  др.  —  за  финансовой  деятельностью  его  предприятия,  его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля  постоянно  следят за  эффективностью  и  целесообразностью   расходования   денежных   средств (собственных,  заемных,  привлеченных),  проводят  анализ  и   сопоставление фактических финансовых  результатов  с  прогнозируемыми,  финансовую  оценку результатов  инвестиционных  проектов,  контролируют  финансовое   состояние предприятия.

     Контроль  со стороны коммерческих банков.

     Появление коммерческих  банков  в  результате  перестройки  банковской системы  в значительной мере изменило функции  банков в  области  финансового  контроля. Необходимость   поддержания  ликвидности   требует от  банка   оценки   финансового    состояния    и кредитоспособности  предприятий  —  потенциальных   заемщиков.   В   случае предоставления  ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки  вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой  контроль  со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.

     Аудиторский контроль.

     Основные  задачи  аудиторского контроля  — установление  достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых  и хозяйственных операций  нормативным актам,  действующим   в

     Российской  Федерации; проверка  платежно-расчетной  документации,  налоговых деклараций  и  других  финансовых  обязательств проверяемых   экономических субъектов.

     Аудиторские службы  могут  оказывать  и  другие  услуги:

  • постановку  и ведение  бухгалтерского  учета;
  • составление  бухгалтерской  отчетности   и деклараций  о доходах; 
  • анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
  • обучение работников бухгалтерских служб и  консультирование  в вопросах законодательства;
  • проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

     Аудиторская проверка  может  быть  обязательной  и  инициативной.  Если инициативная проверка осуществляется по  предложению  самого  экономического субъекта,  то  обязательная  проводится  в  установленном  порядке  во  всех случаях. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный  организации (включая Банк России); страховые  организации,  биржи,  внебюджетные  фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений,  благотворительные  фонды,  все предприятия, созданные в форме открытого акционерного  общества,  независимо от числа акционеров и  размера  уставного  капитала,  а  также  предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.[8]

     Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат  предприятия  (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели  которых превышают   критерии,   установленные   Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена  и  по  поручению  государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и  налоговой  полиции.

     Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской  проверки либо препятствование  ее проведению  влечет  за  собой  взыскание  штрафа  по решению  суда.

     Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане,  прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные).  Они могут иметь любую организационно-правовую  форму,   предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После  получения лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они  включаются  в Государственный реестр аудиторов и аудиторских  фирм.  Аудиторские  фирмы  и аудиторы   не    могут одновременно заниматься    какой-либо    другой предпринимательской деятельностью.

     Все  аудиторские  услуги  платные.  Отношения   аудиторской   фирмы   с клиентами, как правило, оформляются  договором с оплатой услуг  по  договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе  поручения  судебных органов при наличии уголовного дела, принятого  к  производству,  или  дела, подведомственного  арбитражному   суду,   то   оплата   аудиторской   услуги производится  за  счет  проверяемой  организации по  тарифам,  утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой  несостоятельности  —  за  счет средств государственного бюджета  с  последующим  возмещением  из  имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом. 
 

     Заключение

     Рассмотрев  все теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем,  можно сделать некоторые выводы.

     К проблемам государственного контроля можно отнести, в первую очередь, контроль по подготовке проекта бюджета  и его исполнением, оценку эффективности  организационных и управленческих структур исполнительной власти и контроль за ее деятельностью, подготовкой рекомендаций по законопроектам, исполнительных постановлениях и других нормативных актах также. Требуется также усиление государственного ведомственного контроля предприятий государственного сектора экономики.

     Важным  есть обновление и функций внутреннего  контроля. Его организация возложена  на руководителя предприятия.

     В осуществлении внутреннего контроля важнейшее место занимают работники  бухгалтерии, кроме главных бухгалтеров. Но главный, также как руководители объединений, предприятий, организаций, несет ответственность за нарушение правил и положений, которые регламентируют финансово-хозяйственную деятельность. Функцию контроля главный бухгалтер выполняет отдельно и через аппарат бухгалтерии.

     Обновление  внутреннего контроля, по моему мнению, усилит контрольную функцию самого предприятия, причем его результаты могут быть базой для проведения как государственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними для предприятия.

     Написание данной курсовой работы принесло мне  существенную пользу в практике изучения финансового контроля деятельности предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

1. Конституция Российской Федерации;

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 11.01.1995 №4-фз «О счетной палате»;

4. Указ Президента Российской Федерации от 16.03.1996 №383 (ред. От 27.06.2000) «О Главном Контрольном Управлении Президента Российской Федерации»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. От 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации»;

6. Справочная система «Консультант Плюс»;

7. Финансы: учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной –  М.: ЮНИТИ, 2000;

8. Финансы. Денежное обращение.  Кредит:  Учебник  для  вузов/ Под  ред.  проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001;

9. Финансы: Учебник для вузов/  Под  ред.  проф.  М.В.  Романовского,

проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000;

10. В.В. Бурцев: Система государственного контроля. -  Финансы, №9, 2000;

11. В.А. Мстиславский, И.Р. Соколова - Финансы, №3,   2005;

12. Т.А. Рик: Валютный контроль и административная реформа - Финансы, №4,   2005;

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль