Государственный финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Значение и эффективность финансового контроля, его виды. Обязательные элементы любой системы финансового контроля. Основные задачи государственного финансового контроля. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Функции государственного финансового контроля. Совершенствование государственного финансового контроля в России.

Оглавление

I. Введение. Понятие и роль государственного финансового контроля в Российской Федерации...........................................................................2
II. Теоретическая часть...............................................................................3
1. Сущность и виды финансового контроля......................................3
2. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля..................................................................................................6
3. Формы государственного финансового контроля........................7
4. Принципы государственного финансового контроля..................9
5. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации......................................................................................10
5. 1. Органы, осуществляющие финансовый контроль..............10
5. 2. Финансовой контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации..................................................................17
III. Заключение. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................................22
IV. Список используемой литературы....................................................

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 47.90 Кб (Скачать)

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации.

План:

I. Введение. Понятие и роль государственного финансового контроля в Российской Федерации...........................................................................2

II. Теоретическая часть...............................................................................3

  1. Сущность и виды финансового контроля......................................3
  2. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля..................................................................................................6
  3. Формы государственного финансового контроля........................7
  4. Принципы государственного финансового контроля..................9
  5. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации......................................................................................10

    5. 1. Органы, осуществляющие финансовый контроль..............10

    5. 2. Финансовой контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации..................................................................17

III. Заключение. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................................22

IV. Список используемой литературы....................................................24 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Понятие и значение государственного финансового контроля в РФ

      Неотъемлемой  составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

  Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

      Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведение проверяются, во – первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во – вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

      Требование  соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).

      Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.

      Ни  одна из острейших социально- экономических  проблем не будет решена, пока не будет наведен должный порядок  в бюджетно- финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Теоретическая часть.

1. Сущность и виды финансового контроля

      Экономическая и финансовая системы государства  охватывают множество процессов, происходящих в рамках государства. В силу многообразия форм собственности, создания фондового  рынка и рынка капиталов актуальной стала потребность в налаживании  жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.

      Финансовый  контроль является совокупностью мероприятий  по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности экономических  субъектов с применением определенных форм и методов его организации. Законодательно финансовый контроль определяется как регламентированная деятельность специально сформированных учреждений и контролеров за соблюдением положений финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью всех их финансовых операций.

      Роль  контроля в экономике состоит  в необходимости успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективности использования финансовых ресурсов в рамках всех сфер экономики и в конечном итоге в создании необходимых условий для стабильного развития государства. Механизм финансового контроля реализуется не как единая система методов и приемов, а как нечто большее- динамичная совокупность различных инструментов, способных оказывать влияние на экономику.

      Финансовый  контроль имеет целью объективно изучить фактическое положение дел в рамках проверяемого объекта и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Система контроля включает и другие виды контроля. Однако особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления связано с его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, и с ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Доказано, что финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, поэтому они выступают универсальными инструментами контроля.

      Финансовый  контроль необходимо рассматривать  как систему. В данном случае он характеризуется многообразием элементов, непосредственно воздействующих на подконтрольные объекты, составные элементы системы финансового контроля тесно взаимосвязаны, поскольку один элемент дополняет другой или вытекает из него.

      Обязательными элементами любой системы финансового  контроля являются:

  • субъект контроля
  • объект контроля
  • предмет контроля
  • принципы контроля
  • метод (методики) контроля
  • техника и технология контроля
  • процесс контроля
  • сбор и обработка исходных данных для проведения контроля
  • результат контроля и затраты на его осуществление
  • субъект, принимающий решение по результатам контроля
  • принятие решения по результатам контроля

      Субъект контроля- это организация, являющаяся носителем контрольной функции. Ими определяются состояние и  поведение объекта контроля, его  предмет, вид и объект. Он имеет  определенные обязанности.

      Объект  контроля зависит от субъекта контроля. Объект контроля может пониматься как ответ на вопрос "кого контролируют?". Объектами финансового контроля могут быть все субъекты экономики и финансов.

      Процесс контроля- деятельность субъектов контроля, направления на гарантирование достижения наиболее эффективными способами поставленных целей управления при помощи реализации определенных задач контроля и применения соответствующих принципов, типов, методов и техники контроля.

      Различают следующие виды финансового контроля:

  • проверки
  • обследования
  • надзор
  • анализ финансового состояния
  • наблюдение
  • ревизии

    2. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля

      Под государственным контролем понимают комплексную систему экономико- правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на конституции и других законах государства. Основными целями государственного финансового контроля являются максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования. Главное назначение государственного финансового контроля состоит в том, чтобы отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы денежных средств, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

      Основными задачами государственного финансового  контроля являются проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности; правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности. Однако эти задачи постоянно совершенствуются и изменяются.

      Государственный контроль выполняет ряд функций:

  • контроль источников поступления бюджетных средств
  • контроль расходования бюджетных ресурсов
  • контроль эффективности государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации
  • контроль за исполнением государственных и муниципальных внебюджетных фондов
  • контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных финансовых организациях
  • контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций
  • пресечение финансовых злоупотреблений.

3. Формы государственного финансового контроля

      По  времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

      Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений  по финансовым вопросам государства  на планируемый год в части, мобилизуемой в государственном бюджете и правительственных внебюджетных фондах, их распределением между отдельными регионами и отраслями экономики, конкретными получателями выделяемых финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль осуществляется и на стадии разработки и приема законов и других нормативных актов по финансовым вопросам. Для этого осуществляется экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или иного принимаемого решения. При этом предварительный контроль на основе глубокого анализа финансовых результатов обеспечивает объективность оценки целесообразности принимаемых решений.

      Предварительный финансовый контроль предшествует расходованию финансовых ресурсов и принятию каких- либо решений по финансовым вопросам, он способствует выбору наиболее экономичных решений. Как правило, предварительный финансовый контроль осуществляется высшими государственными органами власти.

      Текущий финансовый контроль осуществляется финансовыми  органами и заключается в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, т.е. финансовых норм и правил по платежам в бюджет и в государственные внебюджетные фонды.

      Последующий финансовый контроль обычно проводится либо по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных его этапов. Он проводится с целью выявления эффективности деятельности предприятий и организаций, получивших финансовые ресурсы из государственного бюджета любого уровня или из правительственных внебюджетных фондов. Последующий финансовый контроль является базой для анализа и оценки не только эффективности использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой работы и применения конкретных финансовых норм и нормативов.

4. Принципы государственного финансового контроля

      Под принципами государственного финансового  контроля понимаются научно разработанные и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, с помощью которых обеспечивается его эффективность, определяются общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере. Различают универсальные и прикладные принципы финансового контроля.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в РФ