Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрение государственного финансового контроля России с целью разработки комплекса рекомендаций направленных на его совершенствование в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, систему, принципы, формы и методы проведения государственного финансового контроля;
рассмотреть задачи и функции органов государственного контроля в Российской Федерации на современном этапе, в частности, органов представительной власти и налоговых органов;
выявить сложившиеся проблемы государственного финансового контроля Российской Федерации;
разработать систему направлений развития государственного финансового контроля Российской Федерации в современных условиях в рыночной экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________
5
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ_________________________

7

1.1. Содержание финансового контроля, формы и методы его проведения____________________________________________________

7

1.2. Система и принципы финансового контроля_________________
13

1.3. Органы государственного финансового контроля_____________
16

1.4. Обзор нормативных актов, регулирующих осуществление государственного финансового контроля __________________________

24
II. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ____

27

2.1. Анализ финансового контроля со стороны органов представительной власти РФ_________________________________________
27

2.2. Финансовый контроль со стороны налоговых органов РФ______
34
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ______________________

38

3.1. Проблемы государственного финансового контроля в РФ______
38

3.2.Совершенствование методов государственного финансового контроля в РФ______________________________________________

42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________
ГЛОССАРИЙ____________________________________________________
47
49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________________

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 657.63 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Пензенский государственный  университет 

архитектуры и строительства

Институт экономики и  менеджмента

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Финансовый Менеджмент»

на тему:

 

 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ

 КОНТРОЛЬ РФ, СОДЕРЖАНИЕ И  ОСНОВНЫЕ

 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2011

 

Данная курсовая работа посвящена  изучению государственного финансового контроля в Российской Федерации, его сущности и основным проблемам его реализации и организации. В работе раскрыты теоретические аспекты сущности, системы и принципов финансового контроля. Проведен анализ деятельности представительных и налоговых органов по осуществлению своих полномочий и обязанностей в сфере контроля бюджетных потоков в РФ. Выявлены основные проблемы в данной сфере и на основание их предложены рекомендации по совершенствования механизма, методов организации финансового контроля.

Данная работа включает в себя введение, три раздела, заключение, 6 рисунков, глоссарий и насчитывает 25 библиографических источника.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________

5

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ_________________________

 

7

 

1.1. Содержание финансового контроля, формы и методы его проведения____________________________________________________

 

7

 

1.2. Система и принципы финансового контроля_________________

13

 

1.3. Органы государственного финансового контроля_____________

16

 

1.4. Обзор нормативных актов, регулирующих осуществление государственного финансового контроля  __________________________

 

24

II. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ____

 

27

 

2.1. Анализ финансового контроля со стороны органов представительной власти РФ_________________________________________

27

 

2.2. Финансовый контроль со стороны налоговых органов РФ______

34

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ______________________

 

38

 

3.1. Проблемы государственного финансового контроля в РФ______

38

 

3.2.Совершенствование методов государственного финансового контроля в РФ______________________________________________

 

42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________

ГЛОССАРИЙ____________________________________________________

47

49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК______________________________

52


 

ВВЕДЕНИЕ

Движение финансовых потоков  имеет определенные общественные последствия. Наличие последствий предполагает ответственность собственников доходов - государства, корпораций, частных граждан - перед обществом и друг перед другом. Здесь и возникают экономические причины и правовые основы финансового контроля. Он помогает формировать полную и объективную картину финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Результаты контроля позволяют более реально оценивать экономическую ситуацию в стране, способствуют обеспечению экономического роста и решению социальных проблем, это и объясняет   актуальность  выбранной  темы.

Цель данной работы состоит в рассмотрение государственного финансового контроля России с целью разработки комплекса рекомендаций направленных на его совершенствование в современных условиях.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить экономическую сущность, систему, принципы, формы и методы проведения государственного финансового контроля;
  • рассмотреть задачи и функции органов государственного контроля в Российской Федерации на современном этапе, в частности, органов представительной власти и налоговых органов;
  • выявить сложившиеся проблемы государственного финансового контроля Российской Федерации;
  • разработать систему направлений развития государственного финансового контроля Российской Федерации  в современных условиях в рыночной экономике.

Теоретической базой исследования являются работы отечественных ученых в сфере государственного финансового  контроля. Этим вопросам посвящены труды: Городецкого А.., Грязнова А.Г., Лушиной С.И., Матвеевой Т. Ю., Деевой А.И., Набиуллина Э.О., Романовского М.В., Смирновой Е.Е и др. Однако, несмотря на то, что существует большое количество работ, касающихся проблем государственного финансового контроля, многие вопросы остаются неразработанными и малоизученными. К их числу мы относим серьезные расхождения в экономической литературе в понимании сущности, форм, системы, принципов, проблем организации, совершенствования методов государственного финансового контроля на современном этапе развития общества. Также отсутствует  системный подход к проблеме совершенствования государственного финансового контроля, что осложняет решение многих практических вопросов.

Методической основой исследования явились принципы диалектической логики, единство логического и исторического, системный подход, анализ и синтез, методы математической статистики, что позволило в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты и предложенные меры могут использоваться для разработки предложений по совершенствованию государственного финансового контроля в стране.

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1.Содержание  и экономическая сущность финансового  контроля, формы и методы его  проведения

 

Одной из завершающих стадий управления финансами является - финансовый контроль. Вместе с тем он сопровождает все стадии всех сфер общественной деятельности, отражая материальную результативность процесса движения финансовых ресурсов [8, c.288], т.е. обеспечивает обратную связь, он позволяет устранять и предупреждать нарушения.

На практике финансовый контроль - это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками [17, С. 14].

Задача государственного финансового контроля - защита законных финансовых интересов общества, государства, каждого гражданина [14, с. 591].

Финансовый контроль рассматривается обычно в двух аспектах [14, с. 591]:

  • как строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
  • как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором основное внимание уделяется  аналитической стороне контроля.

Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, включая фонды денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства, основные финансовые показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности.

Сферой финансового  контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них, например, бартерные сделки.

Сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль осуществляется при составлении и исполнении государственного бюджета, внебюджетных правительственных фондов, местных финансов и финансов государственных предприятий. Деятельность монополий и частных предпринимателей охвачена государственным финансовым контролем лишь в части соблюдения финансового законодательства при выполнении ими государственных заказов, при предоставлении им субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых деклараций [17, С. 16].

Основные методы финансового контроля - комплексные ревизии и тематические проверки. Способы их проведения зависят от конкретных задач, которые ставят перед контролерами направившие их органы государственной власти. Если ревизия предполагает контроль за законностью и правильностью проведения финансовых операций и достоверностью финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности производственных финансовых операций [8, с. 286].

Результативность финансового  контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизии и проверок. Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.

Есть и другие формы  контроля, например документальные тематические проверки, которые основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными ведомствами или руководством фирмы.

Классификация форм проведения финансового контроля [8, с. 287]:

1. Регламент осуществления: 

обязательный (внешний) контроль финансовой деятельности ФЛ и ЮЛ осуществляется на основе закона (например, налоговые  проверки, целевое использование бюджетных ресурсов); 

инициативный (внутренний) финансовый контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения целей предприятия.

2. Время проведения:

предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. В процессе его проведения происходит оценка финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэффективного расходования средств;

  • текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины, и своевременности осуществления денежных расчетов;
  • последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, он предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми уровнями и т.п.

Успешная реализация контрольных  мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом [6, с. 65]:

  • предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении сметбюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
  • последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана.

Субъекты  финансового  контроля [2, с. 8]:

  • президентский контроль;
  • контроль законодательных органов власти и местного самоуправления;
  • контроль исполнительных органов власти;
  • контроль финансово-кредитных организаций, внутрифирменный, аудиторский;
  • бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль;
  • контроль денежной массы и контроль внебюджетных фондов.

Информация о работе Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации