Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрение государственного финансового контроля России с целью разработки комплекса рекомендаций направленных на его совершенствование в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, систему, принципы, формы и методы проведения государственного финансового контроля;
рассмотреть задачи и функции органов государственного контроля в Российской Федерации на современном этапе, в частности, органов представительной власти и налоговых органов;
выявить сложившиеся проблемы государственного финансового контроля Российской Федерации;
разработать систему направлений развития государственного финансового контроля Российской Федерации в современных условиях в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________
5
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ_________________________
7
1.1. Содержание финансового контроля, формы и методы его проведения____________________________________________________
7
1.2. Система и принципы финансового контроля_________________
13
1.3. Органы государственного финансового контроля_____________
16
1.4. Обзор нормативных актов, регулирующих осуществление государственного финансового контроля __________________________
24
II. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ____
27
2.1. Анализ финансового контроля со стороны органов представительной власти РФ_________________________________________
27
2.2. Финансовый контроль со стороны налоговых органов РФ______
34
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ______________________
38
3.1. Проблемы государственного финансового контроля в РФ______
38
3.2.Совершенствование методов государственного финансового контроля в РФ______________________________________________
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________
ГЛОССАРИЙ____________________________________________________
47
49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________________
Различают следующие виды контроля [8, с. 288]:
Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать [2, с. 8]:
Таким образом, финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, а так же это форма реализации контрольной функции финансов. Государственный финансовый контроль не является самоцелью, не существует сам по себе, не может осуществляться хаотично и произвольно, он состоит из этапов, каждый из которых является специфическим и выполняет определенные задачи.
1.2.Система, принципы
и функции финансового
Государство в осуществлении финансового контроля играет двоякую роль. С одной стороны, оно принимает законодательные и другие акты, регулирующие общие и конкретные параметры контроля. С другой стороны, государство само в лице специально созданных государственных органов выступает участником и организатором контроля. В нашей стране порядок осуществления государственного финансового контроля устанавливается Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, другими законодательными и нормативными правовыми актами [21].
Правовую базу, органы, на которые возложено проведение контроля, и методы осуществления контроля - все это, взятое вместе, принято рассматривать как систему финансового контроля.
Понятие системы имеет
преимущественно
Системы государственного финансового контроля есть во всех экономически развитых странах. С 1953 г. действует Международная организация высших контрольных органов, объединяющая более 120 стран-членов. В ее состав входит и Счетная палата РФ [14, с. 592].
При формировании и в деятельности систем финансового контроля соблюдаются некоторые общие принципы, без следования которым результативность финансового контроля невозможна [14, с. 593].
К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочия руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постепенную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие прикладной характер, включая [8, с. 290]:
Рис 1.1. Система финансового контроля
Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой (рис. 1.1) [15, с. 28].
Можно выделить основные функции финансового контроля [15, с. 38]:
1) В предупредительную заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере.
2) Цель штрафной наказать, т.е. заставить лицо или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу потери в связи с его неправомерным поведением.
3) Восстановительная. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя. Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке.
Итак, законодательные и иные нормативные правовые акты, объекты и субъекты контроля, формы и методы его осуществления и т.д., все это коротко говоря, есть система государственного финансового контроля, затрагивая которую, государство ориентируется на базовые принципы, которые выработаны и испытаны многолетним мировым опытом.
1.3. Органы государственного финансового контроля
Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве.
На практике государственный финансовый контроль в нашей стране в настоящее время осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ.
Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом - законом, указав постановлением, положением о данном органе [14, с. 610].
Функции государственного финансового контроля, как правило, распределяются между высшими органами государственного управления и органами управления финансовой и кредитно-денежной системой.
Высший уровень
Парламент осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год и отчета правительства о его исполнении.
В РФ государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата РФ, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию и решает следующие задачи [8, с. 296-300]:
Важная роль в проведении финансового контроля отводится Министерству по налогам и сборам РФ и государственным налоговым инспекциям, которые уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми ЮЛ и ФЛ, подлежащими налогообложению [3, с. 18].
В России, как и во многих странах с развитой экономикой действует Федеральное Казначейство, функциями которого являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство занимается сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с ЦБ РФ органы Казначейства осуществляют обслуживание внешнего долга России.
Органы Казначейства наделяются большими правами при контроле за использованием государственных бюджетных и внебюджетных средств: они осуществляют проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности, включая совместные предприятия, применяют к нарушителям штрафные санкции, приостанавливают операции по счетам, принудительно взыскивают используемые не по назначению средства [10, с. 38].
Контрольные функции Банка России заключаются [8, с. 296]: