Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрение государственного финансового контроля России с целью разработки комплекса рекомендаций направленных на его совершенствование в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, систему, принципы, формы и методы проведения государственного финансового контроля;
рассмотреть задачи и функции органов государственного контроля в Российской Федерации на современном этапе, в частности, органов представительной власти и налоговых органов;
выявить сложившиеся проблемы государственного финансового контроля Российской Федерации;
разработать систему направлений развития государственного финансового контроля Российской Федерации в современных условиях в рыночной экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________
5
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ_________________________

7

1.1. Содержание финансового контроля, формы и методы его проведения____________________________________________________

7

1.2. Система и принципы финансового контроля_________________
13

1.3. Органы государственного финансового контроля_____________
16

1.4. Обзор нормативных актов, регулирующих осуществление государственного финансового контроля __________________________

24
II. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ____

27

2.1. Анализ финансового контроля со стороны органов представительной власти РФ_________________________________________
27

2.2. Финансовый контроль со стороны налоговых органов РФ______
34
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ______________________

38

3.1. Проблемы государственного финансового контроля в РФ______
38

3.2.Совершенствование методов государственного финансового контроля в РФ______________________________________________

42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________
ГЛОССАРИЙ____________________________________________________
47
49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________________

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 657.63 Кб (Скачать)

Различают следующие  виды контроля [8, с. 288]:

  • проверки осуществляются на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры по устранению выявленных нарушений.
  • обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
  • надзор производится контролирующими органами экономических субъектов, получивших лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор осуществляется со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков).
  • анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
  • наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций использования выданной ссуды и финансового состояния предприятия - клиента; неэффективное использование полученной ссуды может привести к ужесточению условий кредитования.
  • ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизии могут быть полными, частичными, комплексными, тематическими, плановыми и внеплановыми.

Основное назначение финансового  контроля состоит в том, чтобы  обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать [2, с. 8]:

  • правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
  • соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
  • эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
  • выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
  • успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
  • улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Таким образом, финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, а так же это форма реализации контрольной функции финансов. Государственный финансовый контроль не является самоцелью, не существует сам по себе, не может осуществляться хаотично и произвольно, он состоит из этапов, каждый из которых является специфическим и выполняет определенные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Система, принципы  и функции финансового контроля  РФ

 

Государство в осуществлении  финансового контроля играет двоякую  роль. С одной стороны, оно принимает  законодательные и другие акты, регулирующие общие и конкретные параметры контроля. С другой стороны, государство само в лице специально созданных государственных органов выступает участником и организатором контроля. В нашей стране порядок осуществления государственного финансового контроля устанавливается Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, другими законодательными и нормативными правовыми актами [21].

Правовую базу, органы, на которые возложено проведение контроля, и методы осуществления контроля - все это, взятое вместе, принято  рассматривать как систему финансового контроля.

Понятие системы имеет  преимущественно методологический характер. Вместе с тем оно достаточно широко используется во властной и управленческой практике. Говоря о состоянии контроля, подчеркивают наличие его единой системы. 

Системы государственного финансового  контроля есть во всех экономически развитых странах. С 1953 г. действует Международная организация высших контрольных органов, объединяющая более 120 стран-членов. В ее состав входит и Счетная палата РФ  [14, с. 592].

При формировании и в деятельности систем финансового контроля соблюдаются некоторые общие принципы, без следования которым результативность финансового контроля невозможна [14, с. 593].

К ним относятся такие  универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочия руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постепенную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов  вытекают и другие, носящие прикладной характер, включая [8, с. 290]:

  • результативность;
  • четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  • неподкупность субъектов контроля;
  • обоснованность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  • превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
  • презумпция невиновности подозреваемых в фин. преступлениях;
  • согласованность действий различных контролирующих органов и др.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.1. Система  финансового контроля

Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой (рис. 1.1) [15, с. 28].

Можно выделить основные функции финансового контроля [15, с. 38]:

1) В предупредительную заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере.

2) Цель штрафной наказать, т.е. заставить лицо или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу потери в связи с его неправомерным поведением.

3) Восстановительная. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя. Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке.

Итак, законодательные и  иные нормативные правовые акты, объекты  и субъекты контроля, формы и методы его осуществления и т.д., все  это коротко говоря, есть система  государственного финансового контроля, затрагивая которую, государство ориентируется на базовые принципы, которые выработаны и испытаны многолетним мировым опытом.

 

1.3. Органы  государственного финансового контроля

 

Органами финансового  контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве.

На практике государственный  финансовый контроль в нашей стране в настоящее время осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные  органы субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ.

Конкретные полномочия и  функции каждого органа устанавливаются  при его создании нормативным  документом - законом, указав постановлением, положением о данном органе [14, с. 610].

Функции государственного финансового  контроля, как правило, распределяются между высшими органами государственного управления и органами управления финансовой и кредитно-денежной системой.

Высший уровень государственного финансового контроля - это Парламент, в составе которого создаются специальные комитеты или комиссии по финансовым вопросам, бюджету, налогам и другим направлениям финансовой политики. На них возлагаются обязанности контроля за соблюдением норм финансового законодательства, реализации финансовой политики государства и государственного бюджета органами исполнительной власти.

Парламент осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год и отчета правительства о его исполнении.

В РФ государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата РФ, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию и решает следующие задачи [8, с. 296-300]:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложении, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ и уполномоченных кредитных организациях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий.

Важная роль в проведении финансового контроля отводится Министерству по налогам и сборам РФ и государственным налоговым инспекциям, которые уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми ЮЛ и ФЛ, подлежащими налогообложению [3, с. 18].

В России, как и во многих странах с развитой экономикой действует Федеральное Казначейство, функциями которого являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство занимается сбором и анализом информации о состоянии  финансов страны, прогнозированием объемов  государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с ЦБ РФ органы Казначейства осуществляют обслуживание внешнего долга России.

Органы Казначейства наделяются большими правами при контроле за использованием государственных бюджетных  и внебюджетных средств: они осуществляют проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности, включая совместные предприятия, применяют к нарушителям штрафные санкции, приостанавливают операции по счетам, принудительно взыскивают используемые не по назначению средства [10, с. 38].

Контрольные функции Банка России заключаются [8, с. 296]:

  • в установлении правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • в осуществлении государственной регистрации кредитных организаций;
  • в выдаче и отзыве лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом;
  • в осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций;
  • в регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
  • в осуществлении валютного регулирования;
  • в определении порядка осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • в организации и осуществлении валютного контроля;
  • в принятии участия в разработке прогноза платежного баланса РФ и организации его составления;
  • в проведении анализа и прогнозировании состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых соотношений.

Информация о работе Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации