Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрение государственного финансового контроля России с целью разработки комплекса рекомендаций направленных на его совершенствование в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, систему, принципы, формы и методы проведения государственного финансового контроля;
рассмотреть задачи и функции органов государственного контроля в Российской Федерации на современном этапе, в частности, органов представительной власти и налоговых органов;
выявить сложившиеся проблемы государственного финансового контроля Российской Федерации;
разработать систему направлений развития государственного финансового контроля Российской Федерации в современных условиях в рыночной экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________
5
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ_________________________

7

1.1. Содержание финансового контроля, формы и методы его проведения____________________________________________________

7

1.2. Система и принципы финансового контроля_________________
13

1.3. Органы государственного финансового контроля_____________
16

1.4. Обзор нормативных актов, регулирующих осуществление государственного финансового контроля __________________________

24
II. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ____

27

2.1. Анализ финансового контроля со стороны органов представительной власти РФ_________________________________________
27

2.2. Финансовый контроль со стороны налоговых органов РФ______
34
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ______________________

38

3.1. Проблемы государственного финансового контроля в РФ______
38

3.2.Совершенствование методов государственного финансового контроля в РФ______________________________________________

42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________
ГЛОССАРИЙ____________________________________________________
47
49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________________

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 657.63 Кб (Скачать)

Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

По согласованию с ЦБ РФ Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые подотчетны ЦБ РФ. По согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами указанная служба может иметь своих представителей в заграничных учреждениях России для координации деятельности с органами валютного и экспортного контроля других государств и подготовки предложений об использовании зарубежного опыта в этой области.

Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю обеспечивает [18, с. 300]:

  • координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
  • организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции;
  • выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
  • обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу;
  • осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте и др. операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

  • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемым таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров через границу РФ, а также правильностью уплаты таможенных пошлин [18, с. 307].

В систему органов налоговой  службы входят Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Налоговые органы наделены следующими правами [13, с. 54]:

  • требовать от налогоплательщика документы являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
  • проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;
  • приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • осматривать помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по аналогичным налогоплательщикам при отказе налогоплательщика к осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения доходов, связанных с содержанием объектов налогообложения,  непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями, не позволяющими правильно исчислить налоги;
  • требовать от налогоплательщиков устранения  выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение таких требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;
  • требовать  от  кредитных  организаций  документы,   подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
  • вызывать свидетелей, располагающих информацией о налоговых правонарушениях;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий на право заниматься отдельными видами деятельности;
  • предъявлять иски в суды о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации ЮЛ или ФЛ, о ликвидации предприятия, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества, а также о взыскании в доход государства имущества, приобретенного в результате незаконных действий, о досрочном расторжении договоров о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и т.п

Перечислим некоторые  обязанности налоговых органов [10, с. 36]:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах, а    ведение учета налогоплательщиков;
  • соблюдение налоговой тайны и правил хранения информации о налогоплательщиках;
  • осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;
  • направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, требования об уплате налога и сбора.

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно  взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки возмещению.

Жалобы предприятий на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. При несогласии предприятия с решением Министерства РФ по налогам и сборам оно может быть обжаловано в арбитражный суд. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.

Центральный аппарат Министерства РФ по налогам и сборам выполняет  следующие основные функции [5, с. 86]:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • анализирует  отчетные,   статистические  данные   и   результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
  • разрабатывает формы Налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;
  • обобщает практику применения нормативных актов по налогам;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций: по учету,  оценке и  реализации  конфискованного,  бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов; по проведению проверок правильности взимания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины;
  • координирует проведение с правоохранительными и контролирующими органами субъектов РФ мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • получает, обобщает и анализирует отчеты государственных инспекций о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию, проводит обследования и проверки организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;
  • осуществляет контроль за состоянием  инспекторской работы налоговых инспекций в субъектах РФ;
  • осуществляет связи с налоговыми службами СНГ, иностранных государств и международными налоговыми организациями;
  • подготавливает совместно с Минэкономики РФ и Минфином РФ и реализует межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества ЮЛ и ФЛ стран участниц;

Важной составной частью органов финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней.

 

1.4. Обзор нормативных актов регулирующих осуществление государственного финансового контроля

 

Деятельность контрольно-ревизионного аппарата наглядно отражала состояние финансовой дисциплины в стране. Поэтому по инициативе Минфина России 25 мая 1995 г. результаты проверок целевого расходования средств федерального бюджета и первоочередные меры по укреплению финансового контроля рассмотрело Правительство РФ. Был намечен ряд мер по улучшению финансового контроля в стране, в том числе подготовка проекта ФЗ "О государственном финансовом контроле".

В Минфине России подготовку предложений и организацию работы над законопроектом поручили Контрольно-ревизионному управлению. В состав рабочей группы вошли руководители КРУ, представители Научно-исследовательского финансового института Минфина, наиболее опытные и квалифицированные главные контролеры-ревизоры по республикам и областям. Затем работа продолжилась под эгидой Государственно-правового управления Президента РФ и в Правительстве страны. Была достигнута высокая степень подготовки проекта. Однако в силу не зависящих от разработчиков причин он не был внесен в Государственную Думу.

В этот период широко развивались  международные связи контрольно-ревизионного аппарата Минфина России. Происходил процесс становления новых органов финансового контроля. Была образована Счетная палата РФ, стали возникать контрольно-счетные органы в субъектах федерации.

Началось формирование современной  правовой базы контроля. По инициативе Минфина были приняты Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ", постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ".

Большое внимание уделяется  вопросам государственного финансового  контроля, роли Минфина в его осуществлении  уделено в Бюджетном кодексе  РФ, вступившем в действие с 1 января 2000 г. Однако многие полезные начинания в сфере финансового контроля не получили полной реализации [4].

Сегодня государственный финансовый контроль осуществляется:

Законодательными (представительными) органами, а так же органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (ФЗ от 28 декабря 2004 г. N 182-ФЗ в пункт 1 статьи 266 настоящего Кодекса) [4]:

1. Финансовый контроль, осуществляемый  органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

2. Формы и порядок осуществления  финансового контроля органами  исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Подготовка, рассмотрение и  утверждение отчета об исполнении федерального бюджета основывается на ФЗ от 20 августа 2004 г. N 120 [4]:

1. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

2. На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

3. В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных  средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

4. Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов.

5. Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Министерством государственного имущества РФ готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

6. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным контрактам на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

7. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Информация о работе Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации